Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ab  c bab . Немецкая музыкальная культура 1й половины XIX века




ab         c        bab      

а - нежная печальная тема, начинается восходящей м. 6, затем ритм мазурки, b - рефрен, подвижный, грациозный, с - мажор, плавное движение, более медленный темп.

Ноктюрны. От слова «ночь» (был частью заутренней службы в культовой музыке, в светской - с XVIII века). Им присущи: лиризм, небыстрый темп, гомофонная фактура (кантиленная мелодия и арпеджированный аккомпанемент). Разнообразие: светлое, мечтательное настроение, отсутствие контрастов, все признаки жанра - № 2, Ми бемоль мажор № 13, до минор - трагизм, величественность, масштабность, 1я тема сложной Зх-частной формы – строгая, сдержанная, с признаками траурного марша (размеренность, глубокие басы и аккорды, медленный темп), в мелодии соединение распевности и декламационности. Трио - мажор, гимничность, хоральная фактура. Измененная реприза: более эмоциональная, триоли; уплотнение фактуры. «немечтательный ноктюрн» (Цуккерман). Фа минор – напевная мелодия: мерный аккомпанемент:

Этюды. Образец - 24 каприса Паганини. Не учебные пьесы - технические приемы служат для создания определенных настроений, образов: стремительные пассажи в левой руке и плотные аккорды с волевыми интонациями в высоком регистре - бурный драматизм (№ 12, до минор, названный «революционным», т. к. создан под впечатлением известия о событиях в Варшаве):

 игра legato на педальном фоне в медленном темпе — утонченная лирика (№ 3, Ми мажор:

 

 

 - его мелодию Шопен считал лучшей в своем творчестве) и др.

Прелюдии. Единственный цикл миниатюр. Объединен тональным принципом (квинтовый круг, с чередованием параллельных тональностей), контрастным сопоставлением - лад (1 - мажор, 2 - минор), темп, фактура и т. д. Традиции Баха: 24 тональности, «энциклопедия стиля». Новое: не вступление, а самостоятельная пьеса, раскрывающая мимолетное настроение (поэтому сохраняет главную особенность жанра — импровизационность). Лаконичны, одно настроение, в большинстве - форма периода (ново). № 7, Ля мажор - «воспоминание о мазурке».

 

несмотря на мажор, легкая грусть. Прелюдия № 20, до минор — траурный марш, хоральная фактура, низкий и средний регистр:

 

 повторение 2го раздела - рр (трагический «уход»).

Траурный марш си-бемоль минор, 1837 год. 3-я часть Сонаты № 2, ее кульминация. Картина траурного шествия и выражение глубокого горя: мрачная минорная тональность, низкий регистр, аккордовая фактура, повторение одного звука в мелодии и одного гармонического оборота (трагическое оцепенение), остинатный ритм. Средний раздел (форма сложная Зх-частная) - мажор, воспоминание о безвозвратно ушедшем. Реприза еще трагичнее. Лист о траурном марше: «Не смерть одного героя оплакивается здесь,.... пало целое поколение»:

Обобщение: музыка Шопена, получив признание при жизни композитора, популярна и сейчас. Шопен является «главным и общепризнанным ярчайшим представителем культуры своей страны и духа своего народа перед миром» (Мазель).

 

Немецкая музыкальная культура 1й половины XIX века

 

Расцвет немецкого романтизма. К. М. Вебер (1786-1826) - создатель немецкой национальной романтической оперы («Волшебный стрелок», «Оберон», «Эврианта»); музыкальный критик, пианист, дирижер. Ф. Мендельсон (1809-1847) - выдающийся композитор, педагог, 9основатель Лейпцигской консерватории), дирижер, пианист. Пропагандировал творчество Баха, Моцарта, Бетховена и др. Лучшие произведения: «Песни без слов» (48 пьес), музыка к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (в т. ч. «Свадебный марш»), Скрипичный концерт, 2 фортепианных концерта. В его творчестве романтические черты (лирика, образы природы, программность, жанр фортепианной миниатюры) соединяются с классическими (сдержанность, строгость форм, классические гармонии).

 

РОБЕРТ ШУМАН 1810 (Цвиккау) - 1856 (Эндених, близ Бонна)

 

Великий немецкий композитор и музыкальный критик. Был также дирижером и педагогом. Романтик во всем: в жизни (противоречивый характер - 2 псевдонима: Флорестан и Эвсебий, восторженное отношение к искусству, история любви к пианистке Кларе Вик) в деятельности (просветитель, издавал журнал), в творчестве (темы - любовь, фантастика, природа; программность, жанры - фортепианные и вокальные циклы).

Родился в культурной семье (отец - книгоиздатель). Учился в гимназии, занимался литературой, музыкой. С 1828 года сочетал учебу в Лейпцигском университете с занятиями фортепиано у Ф. Вика (не стал пианистом из-за болезни рук). 30-е годы - самые плодотворные: созданы лучшие фортепианные произведения («Бабочки», «Карнавап», «Крейслериана», «Детские сцены» и др. ) и статьи (1я  - о Шопене), 1840 — «год песен» (более 100, в т. ч. вокальный цикл «Любовь поэта»), женитьба на Кларе Вик, 40-50е годы - гастрольные поездки по разным странам (в Россию - 1844г. ), знакомство с Шопеном. Мендельсоном, Вагнером, Листом, Берлиозом, Глинкой, Брамсом; создание симфонии, хоровых произведений, оперы «Геновева», фортепианных сочинений («Альбом для юношества» - для своих детей). Последние годы был тяжело болен.

«Карнавал». 1835г. Программная сюита из 20 контрастных номеров: сценок (№ 1 - «Преамбула», № 17 - «Признание»), портретов (№11- «Киарина» - Клара Вик, № 12 - Шопен. № 18 - Паганини, №№ 5 и 6 -Эвсебий и Флорестан - т. е. сам Шуман), танцев (№ 4 «Благородный вальс», № «Немецкий Вальс»). Идея - показ многообразия жизни и утверждение победы передового искусства над консервативным, отсталым (№ 20 - марш «Давидово братство» против филистимлян») - «Давидово братство» - вымышленный союз, объединяющий передовых музыкантов прошлого, настоящего и будущего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...