Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рихард  вагнер 




1813. Лейпциг- 1883. Венеция

 

Великий немецкий композитор, дирижер, музыкальный писатель. Представитель романтизма. Основной жанр - опера (13 произведений).

Вырос в театральной среде: отчим - актер, драматург, театральный художник, старший брат - режиссер и певец, три сестры - актрисы.

1822-27 гг. - учеба в школе в Дрездене (в этот город семья переехала после смерти отца Вагнера в 1814 году), проявление литературного таланта, обучение игре на фортепиано. 1827 г. - возвращение семьи в Лейпциг, начало занятий композицией. 1830г. - исполнение Увертюры Си-бемоль мажор. 1831г. - поступление в Лейпцигский университет, занятия гармонией и контрапунктом с кантором церкви св. Фомы Вейнлигом. 1833-39 гг. - работа в провинциальных театрах (последний - в Риге), создание первых опер. 1839-42 гг. - пребывание в Париже, знакомство с Берлиозом. Гейне; начало музыкально-критической деятельности. 1843-49 гг. - дирижер придворного оперного театра в Дрездене, постановка опер «Летучий голландец» и «Тангейзер», создание оперы «Лоэнгрин», знакомство с Шуманом. дружба с Листом. 1849-62 гг. - «швейцарское изгнание» (из-за участия в дрезденском восстании Вагнер объявлен государственным преступником): создание музыкально-литературных работ. оперы «Тристан и Изольда», работа над тетралогией «Кольцо нибелунга». 1863 г. - поездка в Россию. 1864г. - пребывание в Мюнхене по приглашению баварского короля Людвига 11, оказавшего композитору материальную поддержку. 1866г. - женитьба на дочери Листа Козиме. 1868г. - создание оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». 1876г. - постановка тетралогии «Кольцо нибелунга» в Байрейте в театре Вагнера. 1882г. - премьера последней оперы - «Парсифаль». 13 февраля 1883г. - смерть композитора в Венёции. Похоронен в Байрейте.

Обобщение. Вагнер - реформатор жанра оперы. Литературная основа - национальная мифология, вечные темы соединяются с современными идеями, автобиографичность. Автор либретто - сам композитор. Оперы Вагнера - музыкальные драмы: непрерывное сквозное развитие, замена арий монологами, ансамблей диалогическими сценами, увертюр вступлениями. Повышение роли оркестра. Применение лейтмотивов. Оказал огромное влияние на дальнейшее развитие музыки.

ИОГАННЕС БРАМС 1833 (Гамбург)-1897 (Вена)

 

Великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Гворческое наследие: 4 симфонии, 4 концерта (2 фортепианный, 1 скрипичный. 1 двойной для скрипки и виолончели с оркестром), «Немецкий реквием», кантаты, инструментальные произведения (скрипичные, виолончельные. кларнетные сонаты. трио. квартеты, секстеты), фортепианные сочинения (сонаты, вариации. баллады, каприччио, интермеццо и другие миниатюры, в том числе вальсы и Венгерские танцы), более 200 романсов и песен, хоральные прелюдии для органа. Ни один из композиторов 2й половины XIX века не писал такого количества крупных инструментальных произведений. Развивал традиции Баха, венских классиков, а также Шуберта и Шумана.

Родился в семье музыканта. Трудное детство и юношеские годы. Занятия музыкой с 7 лет у отца и Косселя, затем у Марксена (фортепиано, теория, композиция). Школа. Участие в ансамбле, созданном отцом. С 13 лет работа тапером - аккомпанировал танцам), начало педагогической деятельности. С 14 лет - создание хоровых обработок для мужского хора, которым он дирижировал. 15 лет - первый сольный концерт. С 1851 года — активная творческая деятельность: фортепианные и вокальные произведения.

1853г. — концертная поездка с венгерским скрипачом Ременьи, знакомство с Листом, Шуманом. Статьи Шумана «Новые пути» о Брамсе. 1853 - 1862 - «годы странствий». 1862 — переезд в Вену, 60-е гг. - руководство Венской Хоровой Капеллой, создание хоровых произведений (в том числе «Немецкого реквиема»), знакомство с Вагнером, Тургеневым, Штраусом. А. Рубинштейном. 70-е нач. 80х гг. симфонические произведения; руководство концертами «Общества любителей музыки», дружба с Дворжаком. Последние коды жизни — фортепианные миниатюры и камерно-вокальные произведения; избрание почетным гражданином Гамбурга, знакомство с Чайковским, Дебюсси. Последнее произведение «4 строгих напева» посвящены памяти К. Шуман. Умер в Вене в 1897 г.

Обобщение. Брамс - современник Вагнера, во многом ему противоположен: не поддерживал идею синтеза искусств, не писал опер: в XIX веке многими Вагнер считался создателем «музыки будущего», а Брамс приверженцем традиций. Это неверно: развивая традиции, он не меньше, чем Вагнер подготовил музыку XX века - неоклассицизм.

Соединение классицизма (жанры симфонии, сонаты, сонатная форма) и романизма (миниатюры, интерес к национальным культурам - Венгерские танцы). Глубина содержания. Величественные образы и тонкая лирика. «После Баха и Бетховена он величайший и возвышеннейший из поэтов музыки» (Ганс фон Бюлов).

 

Итальянская музыкальная культура XIX в - развитие традиционных для Италии жанров, опера (Россини, Беллини, Доницетги) и виртуозных произведений для скрипки (Паганини).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...