Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жорж Бизе




1838. Париж - 1875, предместье Парижа Буживаль

 

Великий французский композитор, автор оперы «Кармен», а также других музыкально-театральных сочинений, фортепианных, симфонических и вокальных произведений - ярких и жизнелюбивых. «Он весь - молодость, сила, радость, бодрость духа» (Сен-Санс).

Крещен как Александр-Цезарь-Леопольд, но в семье его звали Жорж, Родители - музыкально одарены: отец - учитель пения, автор романсов и фортепианных пьес, мать - первая учительница сына по фортепиано (занятия с 4 лет). В 9 лет - поступление в класс фортепиано Мармонтеля в Парижской консерватории (официально зачислен только через год из-за юного возраста), в 13 лет - в класс органа Бенуа, в 14 - в класс композиции Галеви. Присуждение Бизе первых премий по фортепиано в консерватории (1853), по органу и фуге (1855), второй Римской премии за кантату «Давид» 1856. первая премия не присуждалась). а также премий по всем теоретическим дисциплинам. 1855г. создание Симфонии До мажор (издана лишь в 1935г. ). 1857г. - окончание консерватории, участие в конкурсе на сочинение оперетты «Доктор Миракль», объявленном Оффенбахом, получение Большой Римской премии и отъезд в Италию.

1860г. - возвращение во Францию, тяжелое материальное положение, случайные заработки, педагогическая деятельность. 1863г. постановка оперы «Искатели жемчута». Одобрительные отзывы Берлиоза и Гуно. 1866г. - работа над оперой «Иван Грозный». 1867г. премьера оперы «Пертская красавица», публикация единственной статьи «Беседы о музыке». 1868г. - окончание работы над симфонией «Рим». 1869 - женитьба на Ж. Галеви (дочери композитора и учителя Бизе). 1870 - франко-прусская война, вступление в Национальную гвардию. 1871 - отъезд из Парижа в дни Парижской коммуны.

Последние годы жизни - напряженная творческая деятельность: оперы «Джамиле», и «Дон Родриго», музыка к драме Доде «Арлезианка». 3 марта - премьера «Кармен». Переутомление, болезнь, внезапная смерть 3 июня 1875г.

Опера «КАРМЕН» (1875) по новелле французского писателя Мериме. Либреттисты - Мельяк и Галеви. Создана по заказу Комического театра, поэтому не имела речитативов (традиция). они были написаны после смерти Бизе композитором Гиро. Романтические черты (испанский колорит, образы Кармен и Эскамильо) и реалистические (народные сцены, образы Хозе и Микаэлы). Сопоставление жизнерадостных народных сцен и драмы главных героев: Кармен (меццо-сопрано), Хозе (тенор), Тореадора Эскамидьо (баритон), невесты Хозе Микаэлы (сопрано).

Вступление - 1 тема — марш из 4 д., 2 тема - куплеты Эскамильо из 2 д. Им противопоставлен лейтмотив Кармен – звучит трагично, ув. 2 - испанский колорит и напряженность.

Марш и хор мальчиков - вступление: фанфара-труба за сценой, основная тема - флейта и флейта пикколо, затем детский хор, задорный характер, четкий ритм, кварты в мелодии.

Хабанера - вступление: лейтмотив, но характер оживленный, основная тема - народная песня со сложным ритмом (пунктирный в сопровождении, триоли в мелодии).

Сегидилья изящная, соединяет песенность и танцеватьность: пониженная II ступень, «гитарный» аккомпанемент.

Антракт ко 2 д. - тема песни Хозе, напоминает народную, отличается четким ритмом.

Куплеты Эскамильо (2 д. ) - «портрет» героя, эффектный, яркий ритм болеро. 2ю тему (марш из вступления к опере) подхватывает хор.

Дуэт Кармен и Хозе (2 д. ) - сцена со сквозным развитием: самые яркие эпизоды: песня Кармен - без слов. Кармен танцует с кастаньетами - и ариозо Хозе «Видишь, как свято сохраняю цветок, что ты мне подарила» - нежная мелодия, сопровождение - деревянные духовые, арфа.

Антракт к 3 д. - симфонический ноктюрн, спокойный характер, светлый колорит - мелодия у флейты и кларнета.

Марш контрабандистов (нач. З д. ) - звучит мрачно и настороженно.

Ариозо Кармен (сцена гадания, З д. ) - трагическое предчувствие смерти; напоминает мелодию сегидильи, но иной ритм: аккорды в сопровождении звучат траурно.

Антракт к 4 д. - (народный танец поло), марш (1 тема вступления) и танцы («Фарандола» и «Цыганский танец» из «Арлезианки», «Оле» из «Пертской красавицы») - кульминация народных сцен. Им резко контрастирует Дуэт Кармен и Хозе - конфликт характеров, трагическая развязка.

Премьера оперы не имела успеха, но пророческим оказалось мнение Чайковского: «Я убежден, что лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире».

 

КЛОД АШИЛЬ ДЕБЮССИ 1862 (Сен-Жермен) - 1918 (Париж)

 

Великий французский композитор, выдающийся пианист, дирижер, музыкальный критик. Творческое наследие: опера «Пеллеас и Мелизаняа». 3 балета, кантаты, вокальные и программные симфонические произведения, сочинения для фортепиано (24 прелюдии, 12 этюдов, цикл «Детский утолок», «Эстампы» и др. ).

Родился в семье коммерсанта. Занятия музыкой с 9 лет. 1872-84 гг, - учеба в Парижской консерватории. Поездки по Европе и России с семейством фон Мекк в качестве домашнего аккомпаниатора и учителя музыки. 1884-87 гг. - стажировка в Италии благодаря получению Большой Римской прими за кантату «Блудный сын».

90-е годы - «Бергамасская сюита» для фортепиано (в нее входит пьеса «Лунный свет»), симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», симфонический цикл «Ноктюрны» «Облака», «Празднества», «Сирены»), вокальные произведения на стихи поэтов-символистов. Работа над оперой «Пеллеас и Мелизанда».

900-е годы - создание лучших фортепианных произведений. Музыкально-критическая деятельность. Концертные поездки (в Россию в 1913г. ).

Обобщение. Представитель импрессионизма (направление появилось во французской живописи и оказало влияние на музыку - живописность, красочность). В позднем периоде - черты неоклассицизма (обращение к старинным жанрам и формам, введение в них современных средств выразительности). Интерес к культурам разных стран: России, Испании, Китая и др. Новаторство музыкального языка, особенно гармонии: «Дебюсси вновь раскрыл всем музыкантам сущность аккорда; он был столь же значителен, как Бетховен, который указал нам путь к развитию формы и как Бах, который открыл перед нами высшую мудрость контрапункта» (Барток).

 

 

МОРИС ЖОЗЕФ РАВЕЛЬ 1875 (Сибур) - 1937 (Париж)

 

Великий французский композитор, пианист, дирижер. Вырос в интеллигентной семье: отец - талантливый инженер, любитель музыки и литературы. С детства - влияние двух культур: французской и испанской (мать происходила из старинного испанского рода). Занятия музыкой с 7 лет. 1е произведение - Вариации для фортепиано на тему Шумана.

1889-1900 гг. - учеба в Парижской консерватории, неудачные попытки участвовать в конкурсах на Большую Римскую премию - консервативное жюри не принимало произведений Равеля.

Сочинения 90-9000 гг.: для фортепиано - «Старинный менуэт», «Павана» (существует и оркестровый вариант), «Игра воды», циклы «Ночные видения», «Моя матушка-гусыня», «Благородные и сентиментальные вальсы», вокальный цикл «Шехеразада», «Испанская рапсодия» для симфонического оркестра, опера «Испанский час», балет «Дафнис и Хлоя» и др.

Годы 1-ой мировой войны - добровольная служба в армии, тяжелое заболевание, демобилизация. Лучшие произведения послевоенного периода: фортепианная сюита «Гробница Куперена», 2 фортепианных концерта, хореографическая поэма «Вальс», «Болеро» (создано по заказу балерины Иды Рубинштейн, приобрело известность как симфоническое произведение). «Музыка Равеля -мозаика переливчатых пятен и бликов, изощренная, нежная, причудливая «(Каратыгин). Соединение традиций французской (Куперен, Рамо, Дебюсси) и испанской культур, принципов импрессионизма и неоклассицизма. Интерес к русской музыке (оркестровка «Картинок с выставки» Мусоргского).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...