Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 людвиг ван бетховен




              1770 (Бонн) - 1827 (Вена)

Великий немецкий композитор, пианист, дирижер, с творчеством Бетховена музыка вступила в новую фазу своего развития. Младший современник Гайдна и Моцарта, он воспитывался в другой обстановке, чем они — под влиянием идей Великой Французской революции (1789). Его творчество отразило героику и трагизм этой эпохи.

Жизнь композитора сложилась трагически: уже в молодости он почувствовал первые признаки ухудшения слуха, что привело к полной глухоте. Лишь огромная сила воли и любовь к искусству помогли Бетховену победить тяжелую судьбу.

Бетховен родился в семье придворного музыканта, однако условий для раннего развития гениальной одаренности (как у Моцарта) не было. Причины: трудный характер отца, ранняя смерть матери, тяжелое материальное положение. Систематические занятия музыкой начались только в 10 лет, учитель - Нефе. В 12 лет издано первое сочинение Бетховена - «Девять вариаций на тему марша Дресслера». В 14 лет он был назначен придворным органистом. В 1787 году произошла встреча с Моцартом, в 1790 - с Гайдном, у которого Бетховен начал заниматься после переезда в Вену в 1782г.

Первые годы в Вене — самые счастливые в жизни композитора: успешные концертные выступления, педагогическая деятельность, создание множества прекрасных произведений (в том числе - 1-я симфония, 1-15 сонат, 1-3 фортепианных концертов и др. ) 1802 год - трагический для композитора: первые признаки глухоты, продолжительное лечение не дало результатов, в письме к братьям («Гейлигенштадтское завещание») он писал о желании умереть.

С 1802г. по 1812г. созданы наиболее известные сочинения: 2-8 симфонии, 16-23 сонаты, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, «Крейцерова» соната для скрипки и фортепиано.

Последние годы жизни композитора были очень тяжелыми: одиночество, болезни, нищета. Однако, в это время им написаны подлинные шедевры: последние сонаты (24-32), квартеты (12-16), Торжественная месса, 9-я симфония.

 

Симфония № 5, до минор, 1808 год

 

Симфония - главный жанр в творчестве Бетховена, раскрывает наиболее важные вопросы человеческой жизни. Бетховен - создатель симфонии-драмы (новая разновидность жанра) - №№ 3, 5, 9. Но им написаны и произведения иного характера (симфония № 6 «Пасторальная»).

Симфония № 5 - героико-драматического характера, о борьбе личности с судьбой о могуществе человеческой воли. 1 часть - сонатная форма. Экспозиция начинается «мотивом судьбы» (по определению автора), который встречается (изменяясь) во всех частях. Тема ГП - драматическая, активная - «мотив судьбы и его развитие:

Последний этап ГП выполняет роль Св. ч.. Перед ПП - короткая связка-фанфара валторн. Тема ПП - Ми-бемоль мажор, лирическая, но сопровождается ритмом судьбы:

 

 ЗП - Ми-бемоль мажор: новая героическая тема, объединяюшая черты т. ГП и т. ПП. Разработка сжатая, энергичная, в основном развивает т. ГП. Реприза содержит изменения: начинается с кульминации, в т. ГП - горестный речитатив гобоя, т. ПП и т. ЗП в До мажоре. Кода - как бы вторая разработка.

2 частъ Ля бемоль мажор. Двойные вариации. 1 тема - лирико-философская, плавная, без украшений, у низких струнных:

 

 2 тема - поначалу напоминает 1, но после модуляции в До мажор приобретает героические черты. Темы развиваются последовательно, но появляется «мотив судьбы», 1 тема приобретает героические черты 2й темы.

3 часть - до минор. Сложная 3-хчастная форма. Скерцо вместо менуэта) Первый раздел содержит 2 темы: 1- диалогическая:

 2 - грозная, маршевая, с ритмом судьбы:

 

 Трио - До мажор, фугато. Реприза - зловещее, приглушенное звучание, пиццикато струнных. Финал вступает без перерыва, длительно подготавливается: выдерживается тихая звучность у низких струнных, ритм судьбы, затем - стремительное крещендо.

Форма 4 части - сонатная, тональность До мажор. Состав оркестра усилен (тромбоны, флейта пикколо, контрфагот). Все темы (т. ГП, Св. ч., т. ПП, т. ЗП) связаны с музыкой Французской революции (ритм марша, интонации песен и гимнов).

 

 

Тема главной партии:

Ритм судьбы из грозного преобразуется в победный. Разработка - развивается т. ПП, становится все более торжественной. Но неожиданно вторгается 2-я тема («судьбы» из 3-й части - как напоминание о былом (реминисценция). Реприза - все темы в До мажоре. Кода - вывод и кульминация произведения: победа воли и человеческого разума. Тема судьбы становится темой триумфального шествия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...