Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Симфония № 40, Соль минор. Соната № 11, Ля мажор. В   а  с  а  в  а  кода. Реквием.




СИМФОНИЯ № 40, соль минор

 

Моцартом написано более 50 симфоний, но последняя известна под № 41 («Юпитер»), т. к. некоторые ранние произведения были обнаружены позднее. Симфония № 40 (1788) - самая необычная симфония XVIII века: ее темы - лирико-драматического характера, финал трагический. Предвосхищает романтический стиль (раскрывает переживания личности), но все же истинно классическая, т. к.:

1) состоит из 4 частей (1-быстрая, 2-медленная, 3- менуэт, 4 - быстрая),

2) в 1, 2, 4 частях сонатная форма,

3) тональные соотношения традиционны,

4) состав оркестра парный.

1 часть - экспозиция начинается с т. ГП взволнованного характера: напоминает арию ламенто (гомофонная фактура, вокальный склад мелодии, нисходящие м. 2 и восходящие м. 6):

 

 

Св. ч. - развитие интонаций т. ГП и новая, более решительная тема. т. ПП -Си-бемоль мажор, нежная, грациозная:

 З. ч. - на интонациях т. ГП, полифоническая.

Разработка - трагический характер. Модуляции в далекие тональности. Вычленение мотивов из т. ГП и полифоническое их развитие.

Реприза - все темы в соль миноре, трагичнее, чем в экспозиции.

2 часть - Ми-бемоль мажор. Сонатная форма. т. ГП (основная тональность, полифоническое изложение) и т. ПП (Си-бемоль мажор, гомофонная фактура) -индивидуальны, но не контрастны: лирические, задумчивые. Тема главной партии:

3 часть - менуэт, но необычного драматического характера:

 Форма сложная трехчастная, 2й раздел - трио (Соль мажор, светлый характер, перекличка разных фупп инструментов. Зй раздел - реприза  da саро (точная).

4 часть - сонатная форма. Характер близок 1 части, а т. ГП напоминает Третью часть – она драматична, стремительна, из 2-х элементов:

 Тема ПП - Си-бемоль мажор, лирическая, более спокойная:

 Разработка короткая, но активная. Реприза и кода минорные, трагичные, что необычно для классической симфонии.

СОНАТА № 11, Ля мажор.

 

Моцарт - первый в истории музыки пианист-виртуоз (лишь в раннем возрасте выступал как клавесинист). Фортепиано - его любимый инструмент. Жанры: сонаты (19), концерты (27), фантазии (3), вариации, рондо, танцы и другие пьесы.

Соната Ля мажор (№ 11) написана в 1778г. в Париже. Состоит из трех частей, как и большинство сонат того времени, но имеет ряд особенностей:

1) все части в Ля мажоре,

2) 1ч. анданте, 2 ч. темп немного быстрее, 3 часть - аллегретто,

3) отсутствует сонатная форма.

1 часть - вариации. Тема песенно-танцевального склада, светлая, лиричная:

 Размер 6/8. Форма простая двухчастная репризная. Вариации строгие (фигурационные, орнаментальные: меняется мелодия, фактура, ритм, но сохраняется тональность, форма, опорные точки мелодии). 1 вар. - усложняется мелодия; 2 вар. — появляются триоли; 3 вар. - минор, движение ровными длительностями:

 4 вар. - перекличка регистров; 5 вар.  напоминает арию, 6 вар. аллегро, размер 4/4, жизнерадостная.

2 часть — менуэт. Сложная 3х-частная форма. Спокойный характер:

 Трио (2й раздел) напоминает 4-ю вариацию из 1й части.

3 часть - знаменитое «рондо в турецком стиле». Форма сложная Зх-частная с припевом (рефреном, который придает части черты рондо):

 

В            А       С           А           В         А       КОДА

основная  припев трио  припев   реприза  припев

тема        рефрен   (сред. ч. ) рефрен 1й темы рефрен

ля минор   Ля мажор фа-диез Ля мажор ля минор. Ля мажор   Ля мажор

                                 минор

 

Основная тема финала (В):

 

Тема трио (С):

Тема припева (А):

Реквием.

Заупокойная месса, ре минор. Текст латинский. Исполнительский состав: 4 солиста (сопрано, меццо-сопрано или альт, тенор, бас), хор, оркестр (струнные, фаготы, бассетгорны - разновидность кларнета, их обычно заменяют валторнами, трубы. тромбоны. литавры). орган. Написан по заказу графа Вальзегга, который хотел выдать это произведение за свое. Работа над Реквиемом прервана смертью, заканчивал произведение его ученик Зюсмайер. Реквием - самое трагическое произведение Моцарта. Состоит из 12-ти частей. 1 часть - два раздела: 1й - «Вечный покой», скорбь, медленный темп; 2й -двойная фуга, в которой первая тема - символ «креста», а вторая - вращательное движение («Чаша страданий») 3 часть «Труба предвечного», ансамбль солистов, соло тромбона. 7 часть - Лакримоза («Слезный день»). мольба, ариозные интонации, секунды - мотивы вздоха у скрипок. Эта часть - последнее, что создал в своей жизни Моцарт.

Вывод по творчеству. Основное направление в творчестве Моцарта - классицизм (гармоничность, обращение к жанрам симфонии, сонаты, квартета. концерта: совершенство форм), но в ранних произведениях - черты рококо (изящество, мелизмы). в поздних - предвосхищение романтизма (повышение внимания к чувствам, неразрешимость проблем - например, симфония № 40).

В своих произведениях Моцарт раскрывал жизнь со всеми ее контрастами, но при этом музыка его всегда прекрасна и гармонична. Она соединяет в себе пылкость юности, сдержанность зрелости и мудрую умиротворенность старости.

Истоки творчества Моцарта разнообразны: ранний классицизм (например, музыка сыновей Баха), итальянская опера, венская бытовая музыка, творчество Гайдна, Генделя и Баха. Эти традиции он претворил индивидуально, отбирая то, что было близко ему самому. «Мастер познается в ограничении», - эта мысль Гёте определяет творчество Моцарта: не разрушая традиций, а лишь по-новому прочитывая их, он стал великим новатором. Музыка Моцарта вызывала восхищение во все времена. Она - совершенство, она - высшее проявление человеческого духа, она - вдохновение и красота.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...