Способы переключения скоростей.
Механизмы переключения должны обеспечивать безопасность и удобство работы на станке, Способ переключения скоростей определяется в основном частотой переключений (от которой зависит отводимое на переключение время), необходимостью автоматизации переключений, а также экономическими соображениями. При относительно редкой настройке привода шпинделя в специальных станках и автоматах для серийного и массового производства для изменения скоростей используются сменные колеса, В обычных универсальных станках в коробках скоростей широко применяются для переключения скоростей передвижные (скользящие) блоки зубчатых колес (см. рис. 5.34,а). В этом случае возможна Для переключения групповых передач в коробках скоростей могут применяться кулачковые (или зубчатые) муфты. В этом случае уменьшаются осевые хода и усилия при переключении, возможно
Использование фрикционных муфт позволяет быстро и плавно переключать скорость на ходу станка. Для автоматизации переключения могут применяться фрикционные электромагнитные муфты. КПД таких приводов снижен, и выделяется большое количество тепла за счет постоянного зацепления колес и трения в дисках выключенных муфт. Системы ручного переключения блоков или муфт в шестеренных коробках могут быть многорукояточными или однорукояточными. В первом случае каждая групповая передача (блок) переключается своей рукояткой, что требует значительного времени на переключение. Так как при переключении скоростей рукоятка обычно поворачивается, а исполнительный элемент (блок или муфта) смещается прямолинейно, то в передаточных механизмах систем управления Системы управления с одной рукояткой позволяют переключать сразу все групповые передачи коробки скоростей. Это упрощает процесс переключения и уменьшает время включения скоростей, но сложность и стоимость системы возрастают. Однорукояточные системы управления делятся на системы последовательного действия и селективные. В первом случае для перехода от одной частоты вращения к другой необходимо пройти все промежуточные значения частот, а следовательно, осуществить все промежуточные включения блоков. Недостатки таких систем — большая, чем в селективных затрата времени на переключение; большой износ торцов зубьев колес или кулачков в коробках с кулачковыми муфтами. Пример такой системы представлен на рис. 5.37. Щпиндель 3 получает 6 различных скоростей при повороте рукоятки 5. При этом вращаются барабанные кулачки 6 и 7, управляющие через систему рычагов 4 и 8 положением блоков колес 1 и 2.
Системы селективного (избирательного) переключения позволяют перейти от одной скорости к произвольной другой, минуя все промежуточные положения, что исключает недостатки предыдущей системы. Принципиальная схема селективного переключения скоростей приведена на рис. 5.38. Для включения одной из шести возможных скоростей шпинделя 9 необходимо рукояткой 1 отвести влево селекторный диск 2, освободив его таким образом от зацепления с цилиндрическими концами 4 реечных толкателей 3 и 5, попарно сцепленных с зубчатыми колесами 6. Затем диск поворачивается в соответствующее положение с определенной комбинацией сквозных и глухих отверстий, после чего
диск смещается до отказа вправо. Пары реечных толкателей 5, взаимодействуя своими концами 4 с отверстиями или торцом диска, смещаются и с помощью рычажной системы 7 смещают в требуемое В универсальных станках применяют и гидравлические системы селективного управления (рис. 5.39). В этом случае блоки колес 2 и 3 переключаются с помощью гидроцилиндров 1 и 4, масло в которые поступает от гидрораспределителя 6. Рукояткой 5 его поворачивают в необходимое положение для соединения полостей гидроцилиндров с нагнетанием и сливом.
На рис. 5.40 представлен сдвоенный гидроцилиндр для переключения тройного блока. Для обеспечения среднего (нейтрального) положения масло под давлением подается в полости А и В гидроцилиндра 1; за счет разницы площадей поршней 2 и 5 шток 4 и связанная с ним
Еще большее сокращение времени на переключение обеспечивают преселективные системы управления (с предварительным выбором скорости). В этом случае значительная часть манипуляций, необходимых для переключения производится в то время, когда станок работает без изменения установленного для данной операции режима. После окончания этой операции скорость быстро переключается од ним движением рукоятки или нажатием кнопки. Ранее рассмотренные
селективные системы превращаются в преселективные, если обеспечить фиксацию блоков во всех включаемых положениях. Тогда, например, в системе по рис. 5.38 можно отвести селективный диск от реечных толкателей и повернуть его в положение, соответствующее скорости для следующей операции. Включение этой скорости требует только одного смещения диска вправо. Преселективные системы экономически оправдывают себя только в станках с частыми переключениями при большой доле вспомогательного времени на переключения в штучном времени изготовления детали. Во всех трех системах однорукояточного управления для возможности включения блоков необходимо исключить утыкание торцов зубьев или кулачков. Для этого сообщают валам коробки скоростей в момент переключения медленный поворот от приводного двигателя или специальных устройств, обеспечивают импульсное включение двигателя. Системы автоматического переключения скоростей в станкахавтоматах и станках с ЧПУ строятся либо на базе соответствующих много- или однорукояточных систем при замене рукояток обычно специальными маломощными двигателями со встроенными редукторами, либо применяется переключение блоков от гидроцилиндров. Иногда автоматическое переключение скоростей осуществляется с помощью электромагнитных фрикционных муфт. На рис. 5.41 приводится конструкция автоматической коробки скоростей одношпиндельного токарно-револьверного автомата. Переключение скоростей, необходимое при автоматической смене
На рис. 5.42 представлена девятискоростная компактная коробка скоростей с изменением скоростей выходного вала 4 переключением положений зубчатых блоков 2 и 5, содержащих по два зубчатых колеса и зубчатую муфту. Вал-втулка 3 получает от входного вала 1 три скорости либо через вал-втулку 6, либо напрямую при включении зубчатой муфты блока 2. Выходной вал 4 получает от вала-втулки 3 при перемещении блока 5 две различные скорости либо вращается со скоростью вала-втулки 6 при включении зубчатой муфты блока 5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|