Практическая работа № 2.4 Конструктивное обеспечение непотопляемости судна.
Цель работы: Изучить основные мероприятия по конструктивному обеспечению непотопляемости судна. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать состав основных мероприятий по конструктивному обеспечению непотопляемости судна. Контрольные вопросы: 1.Какими правовыми актами устанавливаются требования к конструкции, оборудованию и непотопляемости морских и речных судов. 2.Изложить понятия непотопляемости и плавучести судна. 3.Изложить требования к конструктивному обеспечению непотопляемости судна. 4.Изложить что относится к общим предупредительным мероприятиям по борьбе за непотопляемости судна. 5.Изложить порядок нумерации шпангоутов и назначение нумерации.
Теоретические сведения к Практической работе:
1. Конструктивное обеспечение непотопляемости судна. Непотопляемостью судна называется его способность оставаться на плаву после затопления части помещений (отсеков) и сохранять остойчивость, достаточную хотя бы для ограниченного использования его по назначению. Иными словами, речь идет о сохранении судном двух важнейших мореходных качеств: плавучести и остойчивости. Под плавучестью судна понимается его способность держаться в определенном положении относительно поверхности воды, а под остойчивостью - способность судна, выведенного из положения равновесия под воздействием внешних сил, снова к нему возвращаться после прекращения этого воздействия. Основная конструктивная мера обеспечения непотопляемости — разделение корпуса на отсеки водонепроницаемыми переборками, палубами и платформами, которые ограничивают количество воды, поступающей внутрь корпуса, и этим способствуют сохранению аварийного запаса плавучести и остойчивости в допустимых пределах.
Для конструктивного обеспечения непотопляемости на каждом судне должно быть установлено определенное число поперечных вертикальных водонепроницаемых переборок. Переборки устанавливаются по всему внутреннему периметру поперечного сечения корпуса и простираются от борта до борта и от днища до главной палубы. Главную палубу называют еще палубой переборок. Водонепроницаемая переборка не должна резаться никакими конструкциями (например, промежуточными палубами и их набором), а, наоборот, все промежуточные палубы пристыковываются к ней. Водонепроницаемая переборка должна иметь прочность, выдерживающую давление воды на всю площадь переборки при затоплении отсека. На танкерах кроме поперечных переборок дополнительно устанавливают продольные, число которых зависит от ширины судна. Влияние их на непотопляемость судна неоднозначно: с одной стороны, они вызывают несимметричное затопление и опасный аварийный крен, а с другой — их отсутствие может заметно снизить остойчивость из-за большой площади свободной поверхности влившейся воды. Компромиссное решение состоит в устройстве управляемых и автоматических перетоков. Предупредительные мероприятия – мероприятия, обеспечивающие нормальную эксплуатацию судна в соответствии с его назначением, готовность судна и его экипажа к борьбе за живучесть. Порядок эксплуатации корпуса судна, главных и вспомогательных двигателей, судовых систем, устройств и оборудования определяется соответствующими правилами технической эксплуатации, инструкциями заводов-изготовителей и т.п. Общие положения эксплуатации определяются требованиями Правил технической эксплуатации речного транспорта. В целях поддержания в исправности и готовности к немедленному действию средства борьбы за живучесть судовыми расписаниями закрепляются в заведование за членами экипажа судна.
Все стационарные системы обеспечения живучести должны находиться в постоянной готовности к немедленному действию. Так, по общесудовой тревоге система водяного пожаротушения должна находиться под рабочим давлением, ко всем пожарным кранам подана вода, а резервные пожарные насосы должны быть готовы к немедленному запуску. Каждой палубе, водонепроницаемой переборке, шпангоуту, отсеку, помещению, цистерне (танку) присваиваются номера и/или даётся наименование в соответствии с построечной спецификацией. Помещениям одинакового назначения кроме наименования присваивают номер. Их нумерация осуществляется по порядку с носа в корму, сверху вниз. Нечётные номера дают помещениям правого борта, чётные – помещениям левого борта. Палубы и платформы нумеруют по порядку номеров сверху вниз, ярусы – снизу вверх, а надстройки – с носа в корму. На дверях, крышках люков (кроме люковых закрытий трюмов) и горловин всех помещений и цистерн (танков), пробках замерных отверстий, головках воздушных труб танков на видном месте должны быть нанесены надписи (установлены стационарные планки), указывающие наименование помещения или наименование и номер помещения, например: «Аккумуляторная», «Топливная цистерна №2», а на всех запорных устройствах судовой вентиляции – принцип действия и наименование вентилируемого помещения. Например: «Вытяжная, аккумуляторная». На открытых палубах с обоих бортов судна белой или синей краской на внутренней части фальшбортов или на видных местах палубы у бортов, через каждые пять шпангоутов, наносятся их номера. Под номером шпангоута, находящегося на водонепроницаемой переборке, наносится черта. В машинных и других больших помещениях судна, а также во всех межпалубных пространствах, расположенных ниже летней грузовой марки для плавания судна в пресной воде, нанесена с обоих бортов по полкам шпангоутов (не реже чем на каждом пятом) ватерлиния, а в трюмах занумерован каждый пятый шпангоут. Такая система маркировки шпангоутов и водонепроницаемых переборок позволяет указать конкретное место водотечности корпуса по длине судна и относительно уровня воды.
Рис. 1.1. Обозначение забортного отверстия: К – кингстон; 4 – расстояние в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия.
Кроме того, на фальшбортах белой или чёрной краской обозначаются забортные отверстия (кингстоны и др.) в форме круга разделённого по горизонтали чертой (рис.1.1.). В верхней части круга указывается первая буква наименования отверстия, а в нижней – расстояние в метрах от кромки верхней палубы до верхней кромки отверстия. В переборках, палубах, платформах судна имеются люки, двери, горловины, называемые обобщённо «горловины». Для установления порядка пользования водогазонепроницаемыми и противопожарными закрытиями в условиях повседневной эксплуатации и по тревогам на них укрепляют стационарные отличительные планки или наносят установленные знаки маркировки: буквенные обозначения «Б», «З», «П» и «Т» синего цвета, заключённые в синее кольцо окантовки. Буквой «Б» обозначаются горловины, ведущие в грузовые танки на наливных судах и химовозах, в аккумуляторные, помещения с пиротехникой, кладовые взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ. Эти горловины должны быть всегда задраены и при отсутствии в них людей закрыты на замок. Во время общесудовой тревоги их отдраивают и задраивают только по команде или разрешению ГКП, с регистрацией в судовом журнале времени их открытия и закрытия. При этом на период открытия у данных закрытий устанавливается специальная вахта. Буквой «З» маркируются горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, в цистерны с топливом, пресной водой и балластом, в дифферентные танки, форпик и ахтерпик, кингстонные и эжекторныевыгородки. Они должны быть всегда задраены. Режим их отдраивания и задраивания аналогичен горловинам с буквой «Б». Буквой «П» маркируются двери, крышки люков и горловин помещений, расположенных на палубе переборок и ниже, не вошедшие в группы дверей с буквами «Б» и «З». Они задраиваются по общесудовой тревоге. Буквой «Т» маркируются двери, крышки люков и горловин помещений, расположенных выше палубы переборок, не вошедшие в группу «Б», а также газонепроницаемые и противопожарные двери по всему судну. Они задраиваются по общесудовой тревоге только при наличии химической, радиационной и пожарной опасности.
Синей буквой «П» на фоне красного квадрата маркируются двери, крышки люков и горловин провизионных и рефрижераторных помещений, расположенных на палубе переборок или ниже. Они задраиваются по общесудовой тревоге раньше всех других наружных закрытий. Синей буквой «Т» на фоне красного квадрата маркируются двери, крышки люков и горловин провизионных и рефрижераторных помещений, расположенных выше палубы переборок. Они задраиваются по общесудовой тревоге, только при наличии химической, радиационной и пожарной опасности. Запорные устройства судовой вентиляции в соответствии с требованиями НБЖС РФ - 86 и их назначением маркируются буквами «Х», «Б», «С» и «Т» в круге (кольце) белого или чёрного цвета (отлично от поверхности). Маркировка наносится непосредственно на вентиляционном закрытии в наиболее удобном для обозрения месте. Запорные устройства с маркировкой «Х» должны быть всегда задраены и отдраиваются только по общесудовой тревоге при наличии химической или радиационной опасности. Запорные устройства с маркировкой «Б», «С» и «Т» задраиваются по общесудовой тревоге только при наличии химической, радиационной или пожарной опасности. Кроме этого, судовые трубопроводы и электрораспределительные щиты также должны иметь отличительные знаки (окраску) и условные обозначения в соответствии с требованиями НБЖС РФ - 86.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|