Тема 2.3 Обеспечение пожарной безопасности на судне.
Практическая работа № 2.7 Стационарные и переносные средства пожаротушения на судах. Цель работы: -Изучить судовые системы,средства пожаротушении и обнаружения пожара на судах. Содержание отчёта: Отчёт должен содержать сведения о стационарных и переносных средствах пожаротушения и обнаружения пожара на судне и требования к ним. Контрольные вопросы: 1.Изложить Способы прекращения горения на судне. .2.Изложить разновидности и назначение систем пожаротушения на судах. 3.Изложить требования кснабжения судов противопожарным оборудованием и его размещению. 4.Пояснить действия систем обнаружения пожара на судне. 5.Изложить классификацию и применение переносных средств пожаротушения на судах.
Теоретические сведения к Практической работе:
В соответствии с правилами Регистра каждое судно должно быть снабжено средствами пожаротушения, к которым относятся противопожарные судовые системы и противопожарный инвентарь. Процесс горения при пожаре может быть прекращен несколькими способами и в том числе: а) путем удаления окислителя или снижением его процентного содержания; б) удалением горючего вещества (снижением содержания его в зоне горения) или изменением его свойств; в) путем снижения температуры горючей среды охлаждением. Согласно правилам Регистра, на судах внутреннего плавания могут применяться следующие способы пожаротушения: водотушение, паротушение, пенотушение и углекислотное тушение. Судовые системы водотушения. Для уничтожения пожара используют воду в виде компактных и распыленных струй. Компактная струя характеризуется неразрывным потоком жидкости с относительно небольшим живым сечением и значительными скоростями. Распыленная струя есть поток капель воды различных размеров, что сокращает расход воды при большей поверхности орошения.
Для подачи воды к месту пожара в виде компактных струй каждое судно, на котором предусмотрена правилами Регистра установка механических пожарных насосов, оборудуется централизованной системой водотушения. Система водотушения состоит из пожарных насосов, водопровода, пожарных кранов и шлангов со стволами. Пожарные насосы обычно устанавливаются в машинно-котельном отделении. Использование пожарных насосов разрешается только для целей пожаротушения и откачки воды из судов при авариях, а на судах, работающих на твердом топливе, и для осушения трюмов. Мощность пожарного насоса должна обеспечить высоту струи не менее 10 м над наивысшей палубной надстройкой, при длине непрорезинеиного пенькового шланга 20 м с внутренним диаметром 50—63 мм (в зависимости от производительности насоса) и диаметре спрыска 13—16 мм. Давление в пожарной магистрали обычно принимают 5—7 атм. Поднимать давление в магистрали более 7 атм. правилами Регистра запрещено. Для контроля и предотвращения чрезмерного давления на напорной трубе Пуск пожарных насосов применяется ручной и автоматический. При ручном пуске пожарная магистраль не всегда находится под давлением, тогда как при автоматическом пуске пожарная магистраль находится под давлением постоянно. При автоматическом пуске стоит лишь открыть пожарный кран, и насос, вследствие падения давления в пожарной сети, автоматически включается в работу. Противопожарное водоснабжение может осуществляться по кольцевой или линейной системе трубопроводов. Линейную систему расположения трубопроводов разрешается ставить на небольших судах с небольшим количеством пожарных кранов. На всех пассажирских и товаро-пассажирских судах, а также на двухдечных дебаркадерах и стоечных судах специального назначения, имеющих механические насосы, разрешается устройство пожарной магистрали только кольцевой системы.
Кольцевая магистраль представляет собой замкнутое кольцо с. перемычками. Пожарный трубопровод разрешается устраивать из цельнотянутых или сварных труб. Арматура трубопровода может быть чугунная, с бронзовой гарнитурой. Для соединения рукавов со штуцерами кранов и стволами применяются быстросмыкающиеся системы Количество и расположение пожарных кранов на магистрали принимаются с таким расчетом, чтобы при длине рукава в 20 м любая точка пожара могла быть обеспечена двумя струями. Пожарный кран обеспечивается выкидным рукавом и стволом со впрыском. Выкидные рукава могут быть прорезиненными и непрорезиненными. Прорезиненный рукав более прочен, чем непрорезиненный, так как его ткань не намокает при работе, но он обладает большей жесткостью, что вызывает появление складок и трещин. Для увеличения срока службы непрорезиненных рукавов, их рекомендуется пропитывать водонепроницаемым и противогнилостным составом. К концу выкидного рукава присоединяется ствол, назначением которого является получение компактной или распыленной струи воды и управление ею. Водяные стволы подразделяются на ручные и лафетные(рис. 1).Лафетные стволы обеспечивают более мощное выбрасывание струи, чем ручные, поэтому они устанавливаются па судах, предназначенных для перевозки громоздких палубных грузов, что затрудняет пользование пожарными шлангами. Лафетные стволы укрепляются на специальных подставках, или лафетах, и бывают как переносные, так и стационарные.
На конец конуса ствола для придания струе воды нужной формы и сечения навинчивается спрыск. Спрыски применяются нормальные, револьверные и спрыски-распылители.
Рис. 1 Пожарные стволы: а) нормальный ствол; б) лафетный ствол Нормальные спрыски обеспечивают подачу цилиндрической струи. Револьверные спрыски обеспечивают при повороте спрыска возможность без перерыва в подаче воды переходить от одного сечения струи к другому. Спрыски-водораспылители обеспечивают выброс струи воды в виде мелкого дождя. Капли воды, быстро испаряясь, образуют вокруг горящего вещества облако пара, вследствие чего преграждается доступ кислорода воздуха к горящему веществу и прекращается процесс горения.
Рис. 2 Лафетный пожарный ствол.
Спринклерная система. Спринклерная автоматически действующая система имеет широкое применение как на крупных предприятиях, так и на крупных морских пассажирских и грузопассажирских судах. Оборудованное спринклерной системой помещение имеет под потолком специально расположенную водопроводную сеть, служащую для питания водой спринклеров. Одной из основных составных частей спринклерных систем являются спринклерные головки, которые ввертываются в трубы спринклерной сети на расстоянии 2,5—3 м.
Система паротушения. Тушение водяным паром основано главным образом, на снижении содержания кислорода в зоны горения. При наличии в атмосфере концентрации пара по объему 35% и более процесс горения практически прекращается. Водя ной пар может применяться для тушения как твердых, так п жидких и газообразных веществ. Пар поступает в систему паротушения, как правило, через редукционный клапан непосредственно от котла, Управление паротушением должно быть централизовано. Парораспределительная коробка должна помещаться в легко доступ ном для экипажа месте и должна снабжаться соответствующими надписями. Маховички вентилей паротушителей должны быть окрашены в красный цвет. Ввод отростков паропровода в помещения, где хранятся жидкие грузы, устраивается в верхней части помещения, а в сухогрузном — на расстоянии не более 1 м от настила днища. На нефтеналивных судах с расширительными шахтами пар подводится под крышку расширительной шахты. Тушение пожаров пеной. Пена состоит из пузырьков газа, oтделенных друг от друга пленкой жидкости. В противопожарной технике в настоящее время используются два вида пены: химическая и воздушно-механическая. Химическая пена получается в результате химической реакции и представляет собой пузырьки, заполненные углекислым газом, с оболочкой, состоящей из водных растворов солей.
Воздушно-механическая пена является результатом механического перемешивания раствора пенообразователя в воде с воздухом и представляет собой пузырьки, заполненные воздухом, с оболочкой, состоящей из слабых водных растворов солей. Тушение пожаров пеной основано на том, что ее слой определенной толщины вызывает частичное охлаждение горящей поверхности, препятствует доступу кислорода воздуха и создает тепловую изоляцию поверхности вещества от притока тепла из зоны пламени, так как пена легче всех жидкостей и твердых материалов. Углекислотная противопожарная система. Углекислотное пожаротушение основано на негорючести углекислого газа, который, будучи введенным в зону горения, разбавляет атмосферу, тем самым снижает процентное содержание кислорода или горючего, в связи с чем падает интенсивность горения.Жидкая углекислота при выпуске ее из баллона переходит в твердое состояние в виде снега с температурой — 78,5°; твердая углекислота при нагреве мгновенно переходит в газообразное состояние, занимая при этом в 400—500 раз больший объем. Вследствие низкой электропроводности, углекислый газ широко может быть использован для ликвидации пожаров в электротехнических установках. Вообще углекислый газ может быть успешно применен для тушения в подавляющем большинстве случаев, кроме таких, например, как горение кинопленки и некоторых других материалов, которые в силу своих физических и химических свойств продолжают гореть в атмосфере, содержащей значительный процент углекислого газа.
Противопожарное снабжение: - обеспечение свободного доступа к предметам противопожарного снабжения; - наличие маркировки пожарных рукавов и огнетушителей; - проведение гидравлических испытаний пожарных рукавов; - проведение взвешивания углекислотных огнетушителей. Наличие акта; - наличие подвешенного на ручке химических пенных огнетушителей сертификата с указанием даты зарядки и фамилии лица, производившего зарядку; - наличие на каждый воздушно-пенный и порошковый огнетушитель формуляра (паспорта) с записью о проведенных проверках; - укомплектованность переносных пенных комплектов деталями в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, наличие акта химической лаборатории о пригодности пенообразователя; - наличие и хранение в специальном ящике в легкодоступном месте берегового соединения международного образца для приема воды с берега (на судах смешанного "река-море" плавания); - наличие металлических ящиков с песком и совковой лопатой (совком) в соответствии с требованиями Регистра;
- наличие комплектов пожарного инструмента (топор пожарный, лом пожарный, багор пожарный) в соответствии с нормами Регистра и размещение его на штатных металлических щитах в легкодоступных местах; - наличие пожарных ведер на открытых палубах в суппортах, окрашенных в красный цвет, надписей "пожарные" и растительных линей достаточной длины; - наличие комплектов снаряжения для пожарного (пожарный шлем, защитная одежда, сапоги, перчатки из неэлектропроводного материала, переносной аккумуляторный фонарь безопасной конструкции, пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород, дыхательный аппарат.- наличие дыхательных аппаратов одобренного типа. Рис. 3 Противопожарное снабжение судна
Системы пожарной сигнализации Сигнализацией обнаружения пожара оборудуются жилые, служебные, грузовые, производственные помещения, фонарные, малярные и т.д. Существует несколько видов судовых автоматических систем обнаружения пожара: электрические, дымосигнальные пневматические, комбинированные. Автоматические системы обнаружения пожара включают основной и аварийный, источники питания приемное устройство пожарные извещатели, звуковые и световые, сигналы. Неавтоматические дымосигнальные устройства обнаружения пожара бывают двух типов: оптические и устройства обнаружения по запаху дыма. Сигнал о возникновении пожара в охраняемом помещении подается на приемную станцию с помощью специального прибора или устройства извещателя. Извещатели могут быть ручными и автоматическими. Ручные извещатели устанавливаются в коридоpax, производственных помещениях, машинном и котельном отделениях, отделении холодильных машин, на открытых палубах. Располагают извещатели в легкодоступных местах и так, чтобы они были хорошо заметны - корпус окрашивается в красный цвет. Рядом с извещателем крепится молоточек, чтобы разбить стекло и краткая инструктивная надпись, например: "Разбей стекло, нажми и отпусти кнопку!". Автоматические извещатели (датчики) устанавливаются в жилых и служебных помещениях, в кладовых для хранения взрывчатых и легковоспламеняющихся материалов.
Рис.5 Ручной извещатель.
Переносные огнетушители. Для тушения пожара в начальной фазе и небольших возгораний могут быть использованы переносные огнетушители. Конструкция огнетушителя должна позволять быстро приводить его в действие и он должен быть удобен в обслуживании. Ручные огнетушители выбрасывают огнегасящее вещество посредством внутреннего давления. Это давление может быть получено путем химической реакции (реакция килоты или щелочи), путем выпуска сжатого газа, находящегося в специальном картридже внутри корпуса огнетушителя, или давлением газа, постоянно сохраняемым в корпусе. Наибольшее распространение на судах получилипенные, углекислотные и порошковые огнетушители. Переносные пенные огнетушители. Пенные огнетушители являются эффективным средством для тушения начальных стадий пожара. Огнетушитель заполнен двумя растворами (кислота и щелочь), отделенными друг от друга при его стандартном положении (вверх головкой). При переворачивании огнетушителя растворы смешиваются, и начинается процесс пенообразования. Газоносителем в огнетушителе служит выделяющийся углекислый газ. . Рис. 6 Пенный огнетушитель.
Переносные углекислотные огнетушители. В углекислотных огнетушителях в качестве заряда применяемся углекислота, которая, выходя из огнетушителя, быстро испаряется. Для лучшего снегообразования при выходе углекислоты служит раструб, который может свободно вращаться в вертикальной плоскости. Особенностью углекислотных огнетушителей является небольшая дальность полета струи (0,7—3,5 м), что требует максимального приближения к очагу пожара. Их эффективно используют для тушения горящих твердых и жидких веществ, а также электрооборудования под напряжением до 1000 В. При значительной силе ветра использование огнетушителя не эффективно, так как слой углекислого газа быстро Рис.7 Углекислотный огнетушитель.
сдувается с горящей поверхности. Переносные порошковые огнетушители. Различают порошковые огнетушители общего назначения для тушения пожаров классов А, В и С и специального назначения — для тушения горящих металлов. Действие огнетушителей основано на прерывании реакции горения практически без охлаждения горящей поверхности, что при определенных условиях может привести к повторному возгоранию. Огнетушитель работает в вертикальном положении и подает порошок короткими порциями. Рис. 8 Порошковый огнетушитель.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|