Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разбор свидетельств о том, что якобы двуперстие есть апостольское предание и самого Христа Спасителя




Не довольствуясь попыткою доказать, что двуперстие есть «древлегреческия святыя церкви содержание», Денисов тщится ещё доказать, что оно есть апостольское предание. Доказательство сего он заимствует из того же слова Максима Грека, где двуперстие названо апостольским преданием, и особенно от упомянутых выше корсунских икон, на которых есть Апостолы, изображённые с двуперстным сложением руки (причём опять сохранил молчание о том, что на той же новгородской корсунской иконе Ап. Павел изображён с именословным перстосложением). Итак, из того, что на иконах, положим, 10-го века есть изображения Апостолов с двуперстным сложением, Денисов заключает, что двуперстие есть именно апостольское предание, что сами Апостолы крестились двуперстно! Но мы видим на древних иконах даже праотцев и пророков, изображённых с двуперстным сложением руки: ужели отсюда следует заключить, что даже праотцы и пророки так изображали на себе крестное знамение? Всякий разумно рассуждающий скажет, что эти изображения являют только современный написанию икон обычай перстосложения и что Денисов показал крайнюю неосновательность, когда от изображения Апостолов на корсунских иконах с двуперстно сложенными руками заключил, что такое именно перстосложение употребляли сами Апостолы. А о слове Максима Грека мы уже сделали замечание.

Далее Денисов утверждает даже, что двуперстное сложение предано самим Спасителем, который якобы так именно благословил Апостолов, возносясь на небо. Это силится он доказать тем, что на корсунском же кресте изображён возносящийся на небо Спаситель с двуперстным сложением (ст. 11-я), а наипаче – Тихвинскою иконою Богоматери (ст. 10-я). Рассмотрим это его доказательство от Тихвинской иконы.

Доказательством, что будто бы Спаситель, возносясь на небо, благословил Апостолов двуперстно, Тихвинская икона не может служить 1) потому, что св. Евангелист Лука в своём Евангелии, отличающемся в сравнении с Евангелием Марка более пространным и подробным описанием событий, излагая подробно обстоятельства вознесения Господня, о благословении Апостолов сказал только: воздвиг руце свои и благослови их (Лк.   24: 50). Итак, Апостол, водимый Духом Святым, о воздвижении рук Спасителя на благословение сказал, а о том, употребил ли при этом Христос Спаситель какое-либо перстосложение, и если употребил, то какое именно, – об этом умолчал. Если же о сем умолчено в Евангелии по внушению Духа Святого, то делать положительные утверждения о сложении Христом Спасителем при вознесении на небо двух перстов для благословения Апостолов, основываясь на мнимом свидетельстве Тихвинской иконы, не есть ли самонадеяние и дерзость? 2) О самой иконе Тихвинской неизвестно с полною достоверностию, кто был действительным её написателем, или изографом. Есть свидетельство, что она писана не св. Евангелистом Лукою, как утверждает с решительностию Денисов, основываясь на позднем сказании, а святым Германом, патриархом Цареградским, и из Царяграда пришла в Тихвин по воздуху (см. Мин. -Чет. 26 дня июня). Посему видеть в сей иконе свидетельство самого Евангелиста Луки о том, как Спаситель слагал персты на благословение, Денисов не имел достаточного основания. Наконец 3) и самая десница Спасителя на Тихвинской иконе Богоматери изображена с перстосложением не двуперстным, а более близким к именословному, а именно: великий перст приложен к среднему суставу четвёртого, что возле малого, а не к концам четвёртого и малого, и малый перст не соединён вполне с четвёртым, но несколько отделён от него и представляется выше его, также указательный и великосредний персты не совокупно сложены, как того требует двуперстное сложение, но несколько разделены, и великосредний несколько наклонён, каковое перстосложение не сообразно употребляемому старообрядцами. Ибо 1) то, что вышние два перста у Предвечного Младенца не соединены, но несколько разделены, и великосредний несколько согнут, свойственно более именословному сложению, образующему литеры І и С, а не двуперстному, требующему соединения сих перстов; 2) то, что у Предвечного Младенца великий перст не соединён с концами двух малых, а приложен ко второму составу четвёртого, не соответствует двуперстию, в котором именно требуется соединение концами великого и двух последних перстов, а более свойственно именословному, в котором приложение великого перста ко второму составу четвёртого образует литеру Х; 3) и то, что здесь малый перст не присоединён к четвёртому, но несколько отделён от него и возвышен, не соответствует двуперстию, в котором именно требуется соединение великого и двух малых перстов для образования Св. Троицы, а соответствует именословному сложению, где малый перст в таком положении удобно может изображать литеру С. Итак, на Тихвинской иконе Пресв. Богородицы скорее можно видеть именословное перстосложение, нежели употребляемое старообрядцами18.

Таким образом, покушение Денисова доказать Тихвинскою иконою Богоматери, что аки бы двуперстное сложение есть самого Христа предание, оказывается не имеющим ни малейшего основания. Итак, по рассмотрении всех приведённых Денисовым свидетельств, коими он тщится доказать, что аки бы в Греции издревле существовало одно только двуперстное сложение для крестного знамения и благословения, оказывается, что из этих же самых свидетельств одни служат в пользу троеперстного сложения, каковы беседа Панагиота с Азимитом и позднейшая редакция сказания о Мелетии, положенная в печатных Псалтырях; другие – в пользу именословного, как свидетельство от Тихвинской иконы пресв. Богородицы; третьи, как свидетельство Петра Дамаскина и Максима Грека, говорят вовсе не о том перстосложении, которое употребляется старообрядцами и из-за которого они отделяются от церкви; четвёртые, как сказание о св. Мелетии, по указанию древних историков, свидетельствуют вовсе не о том, как на себе полагать крестное знамение, и даже нимало не сообразны с двуперстным сложением; пятые, как именно корсунские иконы, показывают не одно двуперстное сложение, но и чисто именословное, посему никак не могут быть свидетельством об употреблении при св. Владимире и до него в Греции единственно двуперстного сложения, что Денисов всеми силами тщился доказать, но тщился без успеха.

Разобравши показания Денисова об употреблении греческою церковию перстосложения единственно двуперстного, и мы со своей стороны считаем не излишним привести несколько свидетельств о том, какой действительно существовал в Греции обычай перстосложения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...