Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Степень первый. Разбор свидетельств от св. икон




Степень первый

Первый степень в доказательствах Денисова имеет первенствующее, особенно важное значение. Здесь именно он хочет «показать от древлецерковных святых свидетельств», что будто бы «князь Владимир и вся российская церковь прия сие, еже двема персты знаменоватися от восточныя церкве», и мало этого – хочет даже показать, что будто бы двуперстие «есть Христово благословение и апостольское и святых отец содержание и предание».

Какие же именно свидетельства св. икон и св. книг Денисов привёл в доказательство этого?

 

Разбор свидетельств от св. икон

От св. икон Денисов представляет здесь следующие три свидетельства: 1) на Корсунском кресте, который принесён св. Владимиром из Корсуня и находится ныне на Москве в соборной Успенской церкви, у Спаса, у Ангелов и Апостолов благословящая рука и у св. Анны молебная рука сложены двуперстно; 2) «на греко-корсунских вратах», принесённых также будто бы св. Владимиром и находящихся ныне в Нове-городе, «на многих (! ) местех у Спаса и у святителя Александра» персты изображены двуперстно же; 3) на Корсунской иконе св. Апостолов Петра и Павла, находящейся в Нове-городе, у Спасителя благословящая рука и у Ап. Петра молебная» (? ) изображены двуперстно.

Мы уже имели случай сделать замечание об этих свидетельствах. На Корсунские врата, как памятник западного происхождения и явившийся не ранее XIII столетия, Денисов сослался здесь совсем несправедливо, изменив притом находящееся на них латинское перстосложение на подобное двуперстному; на кресте же Корсунском и на иконе Апостолов Петра и Павла находятся изображения руки не с двуперстным только сложением, но и с перстосложением именословным, которые Денисов намеренно оставил без внимания. А между тем, сославшись на эти три памятника, которыми столь несправедливо и односторонне воспользовался, он с великим торжеством восклицает: «Темже сими ясно показуется: яко же древлегреческая церковь двема персты благословляти и креститися содержаше, тако и на святых образех воображаше, сице и великий князь Владимир, како научен бысть от восточныя церкве креститися и священником благословляти: тако и на святых образех воображено двема персты прия, православное святыя греческия церкве содержание». Присмотрись, беспристрастный читатель, сильны ли доказательства Денисова? Приведши во свидетельство о двуперстии только две Корсунские иконы (ибо о новгородских вратах и говорить не следовало), утаив притом, что на сих иконах есть и перстосложение именословное, справедливо ли он делает такое заключение, будто в греческой церкви было одно только перстосложение и на моление, и на благословение, именно двуперстное, и что будто князь Владимир принял от греков перстосложение именно двуперстное? Не ясно ли, напротив, что и Корсунский крест, и Корсунская икона Апостолов Петра и Павла, свидетельствуя о сложении двуперстном, не менее того свидетельствуют об употреблении в церкви и обретающегося на них перстосложения именословного, – и не только не менее, но даже и более? ибо в именословном двуперстного сложения признать никак невозможно, а двуперстное можно принять за именословное: мизинец более или менее пригнутый одинаково может образовать собою литеру С; также и прочие литеры именословного сложения в двуперстном образоваться могут удобно. Посему на иконах, о коих идёт речь, если кто пожелает оба различные перстосложения почитать за едино, то удобнее может почесть их за одно именословное, нежели за двуперстное.

В своём заключении о том, какое перстосложение принял князь Владимир от греков, Денисов основался на свидетельстве трёх памятников, называемых Корсунскими, из коих один (Новгородские врата) несомненно позднейшего и неправославного происхождения; но есть и другие достоверные о том свидетельства на святых иконах, которые несомненно писаны были по повелению самого князя Владимира и его сыновей, принявших с ним св. крещение.

Святой равноапостольный князь Владимир по крещении своём построил в Киеве многие храмы. Один из них уцелел и поныне, а именно храм, называемый Спас на Берестове, который построен в 989 г. В этом храме сохранилось несколько современных его постройке фресковых иконных изображений, и на оных святые Иоанн Креститель, преподобный Евфимий, святители Григорий Омиритский и Григорий Антиохийский изображены с перстосложением именословным. Этот памятник даёт понять, что и прочие церкви, построенные святым Владимиром, украшались иконами с такими же перстосложениями.

Сын святого Владимира великий князь Ярослав 1-й построил в Киеве знаменитый Софийский собор в первой половине одиннадцатого века. В этом древнейшем из всех соборных храмов России сохранились современные его постройке, то есть относящиеся к первой половине одиннадцатого столетия мозаические, а также фресковые изображения: в главном алтаре св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст и св. Григорий Нисский изображены мозаикою с именословным перстосложением, а св. Николай Чудотворец с перстосложением, похожим, как изображается двуперстное сложение; на столпах изображено мозаикою Благовещение Пресвятой Богородицы, и здесь Архангел Гавриил с десницею, сложенною именословно; на фресках же в придельном алтаре Архангела Михаила некий святитель и в придельном алтаре великомученика Георгия два святителя изображены с именословным перстосложением, и только один святитель изображён с перстосложением, похожим на двуперстное; здесь же находится мозаический Деисус: у Спасителя десница изображена с именословным перстосложением.

Итак, первые просветители Российской земли, св. великий князь Владимир и сын его великий князь Ярослав 1-й, вот какую благословляющую руку изображали на св. иконах в новосозданных ими храмах – более с именословным перстосложением. Этим явственно доказывается, что они таковое перстосложение для благословения приняли от греков, и напрасно Денисов утверждает, что они приняли от греков перстосложение двуперстное и одно только двуперстное. А если с начала крещения русской земли было употребляемо на благословение именословное перстосложение, как свидетельствуют приведённые нами памятники, то этим явственно доказывается, что в молении употреблялось изначала крещения Руси троеперстное сложение, что подтверждают между прочим изначала русского христианства почивающие в киевских пещерах мощи преподобных. Правда, на св. иконах изображение троеперстного сложения руки встречаем весьма редко, но это потому, что святые в молитвенном положении на древних иконах обыкновенно изображаемы были с распростёртою дланию, а иногда и со обеими распростёртыми и воздвигнутыми дланями, как это можно видеть на многих древних преподобнических иконах и показано в старописьменных иконописных подлинниках, где именно изображение руки с распростёртою дланию именуется «рукою молебною» – пишется именно: «рука молебна» или «обе руки молебны». Посему-то с троеперстным изображением молебной руки древние иконы встречаются весьма редко. Итак, первобытные памятники, созданные князем Владимиром и сыном его Ярославом явственно доказывают, что Денисов несправедливо сказал, будто с начала крещения принято в русской земле двуперстное сложение и единственно только двуперстное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...