Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свидетельства о том, что в Греции издревле употреблялось не одно перстосложение для крестного знамения и благословения




Что полагать на себя крестное знамение мы приняли от «апостольского предания», о том свидетельствует св. Василий Великий. Он говорит: «чтобы уповающие на имя Господа Иисуса Христа знаменовались образом креста, кто учил сему писанием? » И далее о благословении: «благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному»19. Итак, св. Василий ясно говорит, что изображение на себе крестного знамения и благословение крестным знамением есть «апостольское предание», а о том, что для осенения и благословения крестным знамением тем же апостольским преданием установлен был один точно определённый и неизменяемый образ перстосложения, сей святой отец не говорит и не нашёл нужным сказать. Св. Кирилл Иерусалимский, современник св. Василия Великого, в огласительных своих словах, в оглашении 13-м о положении на себя крестного знамения пишет так: «Не стыдимся исповедать распятого: с дерзновением да будет налагаема перстами печать, т. е. крест, на челе и на всём – на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда востаем, бываем в пути и покоимся» (по русскому переводу изд. 1855 г., стр. 220). В этом свидетельстве уже есть упоминание о перстах, и хотя не означено количество перстов, слагаемых для крестного знамения, но так как в греческом тексте слово перстами выражено δ α κ τ υ λ ο ι ς = дактилис (перстами), т. е. во множественном числе, а не в двойственном (δ α κ τ υ λ ο ι ν = дактилин = перстома), то справедливо заключают, что здесь находится свидетельство об употреблении при св. Кирилле не двуперстного сложения, а троеперстного20. Нельзя при этом оставить без внимания сказанное современником св. Кирилла Ефремом Сирином в слове 105 об антихристе: «Да не будем убо удобь пленени врагом, паче же удобь пленени будем силою крестною. Неизбытен подвиг при дверех настоит, щит веры восприимем вси, и почерпем с любовию от Божия источника упование спасения души нашей, несозданную, глаголю, возлюбленнии, Троицу». Сими словами, в коих св. Ефрем научает упованию на силу крестную и на святую Троицу, подаётся мысль, что для выражения вовне упования на святую Троицу ограждающие себя силою крестною должны слагать для крестного знамения три перста, именно образующие Св. Троицу, как, надобно полагать, и слагали при св. Ефреме и как доселе слагают православные. Но современный почти св. Кириллу и св. Ефрему вселенский учитель св. Иоанн Златоуст, живший в другой местности, глаголет о другом обычае крестного знамения, о изображении оного не перстами, а перстом. В толковании на Евангелие от Матфея в беседе пятьдесят четвёртой, в нравоучении он пишет: «Помысли, рече (Апостол), яже о тебе данную цену, и ни единому же от человек буди раб, цену креста глаголя: ниже бо просте перстом начертати его подобает, но первое произволением со многою верою. Аще и сице вообразиши его зрению, никтоже близ тебя стати возможет от нечистых духов, зря меч, имже язву прият, зря меч, имже беду прият»21.

Из приведённых свидетельств открывается, что в Сирии и в Иерусалиме был один обычай для крестного знамения, а в Царь-граде во времена св. Златоуста другой; но ни тот, ни другой обычай не есть двуперстие; напротив, о двуперстии ни слова не говорят ни св. Кирилл, ни св. Ефрем, ни св. Златоуст, а посему мнение Денисова, что в греческой церкви всегда существовало, и притом одно только, двуперстное сложение, свидетельствами сих святых отцов исторгается из корене. При сем в свидетельстве св. Златоуста следует указать ещё то самое важное, что благодатная сила крестного воображения зависит не от того или другого сложения перстов, но от правой веры, с ним соединяемой. Ибо, по слову св. Златоуста, и единым перстом со многою верою начертанный крест освящает и спасает человека от козней лукавого, а то же действие, то же начертание на себе креста единым перстом, но с развращением веры, как воображали оный на себе единовольники в знамение единой воли во Христе, проклиналось св. церковию (в чине приятия приходящих от Яковитян). И как единым перстом воображение крестного знамения, с правою верою совершаемое, спасательно, а с развращением веры действуемое проклинается церковию, так, надобно полагать, и двуперстное сложение, совершаемое, согласно толкованию Петра Дамаскина, с правою верою, во образ двух естеств и единой ипостаси во Христе, спасительно, а кто будет его употреблять с развращением веры, образуя оным две ипостаси во Христе, навлечёт на себя клятву Третьего Вселенского собора, осудившего так мудрствующих; но тому причиною будет не двуперстное сложение, а неправая вера и развращённое учение, с ним соединённое.

Итак, свидетельства о крестном знамении, относящиеся к первым векам христианства, говорят не о двуперстном сложении, и о двуперстии столь древних свидетельств не обретается. Теперь покажем свидетельства об употреблении издревле в греческой церкви и именословного перстосложения на благословение.

Ещё в половине шестого века Константинопольский Софийский Собор, вновь построенный благочестивым царём Иустинианом (см. Барония лето 535), украшен был великолепными мозаическими и фресковыми иконными изображениями22. В половине настоящего столетия архитектор Фоссати, занимавшийся по поручению турецкого правительства реставрацией Софийского собора, открыл под штукатуркою эти современные постройке храма мозаические и фресковые изображения. Они тогда же были тщательно срисованы и изданы немцем Зальценбергом23. Рассматривая эти снимки, мы находим, что здесь у изображённых мозаикою священномученика Анфима, Дионисия Ареопагита, Григория Арменского, Николая Чудотворца и ещё трёх святителей, на которых не уцелела надпись, благословляющие десницы изображены с явственным именословным перстосложением. У Спасителя же, у пророка Ионы и у пророка Иеремии десницы изображены с перстосложением не явственно определённым, и только в изображении св. Григория Богослова перстосложение имеет сходство с двуперстным сложением24. Если бы в шестом столетии не было обычаем в Константинопольской церкви употреблять для благословения именословное сложение перстов, то и в созданном тогда Софийском храме не были бы изображения с оным именословным перстосложением. А шестого века обычай свидетельствует уже сам собою, что употребление именословного перстосложения и ранее того существовало в греческой церкви, от первых веков христианства.

Затем мы имеем свидетельства, что этот обычай употреблять для благословения именословное перстосложение содержался в Константинопольской церкви и до князя Владимира, просветившего русскую землю св. крещением в конце 10-го века. Приведём некоторые из этих свидетельств, сохранённых иконописными памятниками.

В греческой пергаменной рукописи «Слова Григория Назианзина», написанной для греческого императора Василия Македонянина между 867 и 886 годами, ныне хранящейся в Парижской императорской библиотеке под № 510, между прочими миниатюрами написано Благовещение Пресвятой Богородицы: Архангел Гавриил изображён благословляющим Пресвятую Деву именословно (см. «Труды Московского археологического общества», том 1, Москва, 1865 г., стран. 11–12 и приложенную таблицу Ι Ι Ι ). Это свидетельство особенное имеет значение, потому что рукопись была писана для императора, и посему изображённое на ней перстосложение служит несомненным доказательством, что и в последней половине 9-го века обычай благословлять именословно был господствующим в Константинопольской церкви, ибо в противном случае такое перстосложение не могло быть помещено в книге, писанной для императора.

В греческой пергаменной Псалтири, относящейся к 9–12 веку и находящейся ныне в Хлудовской библиотеке, на листе 30 на миниатюре, представляющей чудесное умножение хлебов, у Христа Спасителя благословляющая десница изображена с именословным перстосложением. В этой же рукописи Спаситель изображён с явственным именословным перстосложением благословляющей десницы ещё на следующих листах: 33, 50 на обор., 58 на обор. (Преображение), и с менее явственным именословным же перстосложением на миниатюрах, несколько повреждённых от времени: лист. 11, 57, 64, 85 и 92 на обор. В этой рукописи и ещё есть много изображений с именословным перстосложением руки, но за множество мы их не исчисляем; есть также несколько изображений с перстосложением, похожим на двуперстное.

Прочие же многие доказательства о именословном перстосложении, относящиеся к сему времени, желающий может видеть в книжице, собранной игуменом Филаретом и изданной Братством св. Петра митрополита под названием «Свидетельства о древности перстосложения именословного и троеперстного». Мы приведём ещё одно только свидетельство, ближайшее ко времени крещения Руси св. Владимиром, именно свидетельство пергаменного греческого «Минологиона» (Месяцеслов) императора Василия Порфирородного, жившего в 10-м веке. Этот Минологион, хранящийся в Риме, в Ватиканской библиотеке (№ 1613), издан в 1727 году в Урбине с присовокуплением латинского перевода и с точным воспроизведением находящихся в рукописи рисунков, представляющих лики святых и страдания мучеников. В первой части этого издания, заключающей в себе месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь, находятся с явственным именословным перстосложением следующие изображения:

 

стран. 53, сентября 23: Десница из облака, благословляющая мучеников
» 63, » 23: Архангел, благословляющий пророка Захарию
» 80, октября 1: Десница, благословляющая из облака апостола Ананию
» 85, » 2: Десница, благословляющая святителя Феофилакта исповедника
» 102, » 8: Епископ Нон, благословляющий Пелагию
» 110, » 11: Десница, благословляющая из облака мученицу Зинаиду
» 112, » 12: Один святитель на изображении 7-го Вселенского собора
» 123, » 17: Пророк Осия
» 150, » 29: Десница, благословляющая из облака преп. Авраамия
» 214, ноября 26: Десница, благословляющая из облака преп. Алипия

 

Но здесь же есть четыре изображения и с двуперстием (стран. 120, 128, 209 и 211).

Во второй части, заключающей в себе месяцы декабрь, генварь и февраль, находятся также с явственным именословным перстосложением следующие изображения:

 

стран. 2 и 5, декабря 1 и 2: Пророки Наум и Аввакум
» 17, » 9: Двое из Апостолов
» 56, » 25: Ангел, благословляющий пастыря
» 60, » 26: Десница, благословляющая из облака первомуч. Стефана
» 86, генваря 6: Спаситель, стоящий во Иордане
» 91, » 9: Пророк Ахия
» 95, » 10: Десница, благословляющая из облака Домнику
» 136, » 25: Святой Григорий Богослов
» 159, февраля 4: Десница, благословляющая из облака преподобного Исидора

 

Здесь же есть изображения и с двуперстием (стр. 17, 61, 69, 78, 177, 186, 198, 204).

В этой же второй части Минологиона на стран. 66 под 29 числом генваря изображено избиение младенцев по повелению Ирода: здесь одна из матерей, держащая в левой руке младенца, прободённого воином, имеет правую руку, вознесённую на чело с явственным троеперстным сложением. Ещё на стран. 167 под 6 числом февраля у св. Вукола, епископа Смирнского, десница изображена простёртою и обращённою к нему самому с перстосложением, весьма подобным троеперстному. Это свидетельство о именословном и троеперстном сложениях из Минология, писанного для Константинопольского императора, жившего в конце десятого и в начале одиннадцатого веков (967–1028 гг. ), имеет особенную важность, как относящееся к самому времени крещения св. Владимира, которое последовало в 988 году при сем самом императоре Василии. Посему свидетельство это служит несомненным доказательством, что при св. Владимире в греческой церкви господствующим в употреблении перстосложением для благословения было именословное, а для моления – троеперстное. Если бы тогда в Константинопольской церкви не было господствующим употребление именословного и троеперстного сложения, то в книге, писанной для императора Константинопольского, в большинстве изображений не были бы помещены эти перстосложения. Посему-то, следуя примеру Греции, и св. князь Владимир, и сын его Ярослав украшали церкви св. иконами также с именословным перстосложением, как мы говорили об этом выше. Непрерывное употребление в греческой церкви именословного перстосложения и в последующие после крещения св. Владимира времена подтверждается также многими свидетельствами памятников древности. Укажу сначала свидетельства рукописей Синодальной библиотеки.

В греческом пергаменном Евангелии 11-го века, хранящимся под № 519, на листе 157 изображён Архангел Гавриил, благословляющий именословно.

В греческом пергаменном толковом Евангелии 12-го века, хранящемся под № 220, на листе 3 изображён св. Иоанн Златоуст благословляющим именословно.

В греческом пергаменном Каноннике, написанном Иоанном монахом в 1022 году, хранящемся под № 438, в заглавной букве Е изображена кисть десницы с именословным перстосложением в одиннадцати местах, именно на листах 85, 109, 130, 132, 135, 153 на обор., 167, 187, 200, 206 на обор. и 251-м.

В греческой пергаменной Минеи за месяц октябрь, 11-го века, хранящейся под № 175, находятся между прочим следующие изображения: на лист. 19-м на обор. св. Дионисий Ареопагит, на листе 31 св. Апостол Фома, на листе 251 на обор. священномученик Зиновий: у всех сих святых благословляющие десницы изображены с перстосложением именословным. Есть только одно изображение некоего святого, представляющее перстосложение двуперстное (лист 68).

Ясное свидетельство о существовании именословного перстосложения в греческой церкви сих времён представляют мозаические изображения в Константинопольских церквах, уцелевшие до нынешнего времени. В Константинополе близ Адрианопольских ворот, в нынешней мечети Кахрие-Джамиси, бывшей прежде церковию монастыря в Хоре, начало построения которой относится к девятому веку, при западной стене во всю её широту сделаны два притвора, в которых по стенам и на сводах находятся мозаические изображения, а в правой стороне храма придел, в котором на стенах сохранились древние фресковые изображения, относящиеся к концу тринадцатого или началу четырнадцатого столетия25. Здесь:

В первом притворе на восточной стране над вратами, ведущими во второй притвор, примыкающий к самому храму, сохранилось вполне мозаическое изображение Спасителя поясное, в размере, несколько большем обычного человеку: сложение перстов у Спасителя приближается к именословному.

В том же первом притворе на правой стороне в углу на своде изображено исцеление Спасителем расслабленного, носимого четырьмя: у Спасителя благословляющая десница изображена чисто именословно.

Во втором притворе на средней стене по правую сторону врат изображён Апостол Павел в рост человека: десная его рука изображена с именословным перстосложением; на этой же стране изображён Спаситель с двуперстным сложением.

В том же втором притворе изображено исцеление Спасителем кровоточивой: у Спасителя благословляющая десница изображена именословно.

В том же притворе изображено исцеление Спасителем сухой руки: у Спасителя благословляющая десница изображена также именословно.

В том же притворе по левой стороне вверху на своде изображение Пресв. Богородицы, подобное новгородскому Знамения: у Предвечного Младенца благословляющая десница с именословным перстосложением.

Все указанные изображения мозаические.

В Константинопольской патриаршей церкви сохранилась древняя святительская кафедра, существующая, по преданию, со времени св. Златоуста: на передней стороне этой кафедры изображён древнею иконописью Спаситель с именословным перстосложением.

В той же церкви есть две древние мозаичные иконы: Пресв. Богородицы и Предтечи; они по своей древности зовутся византийскими. На Богородичной иконе у Предвечного Младенца перстосложение именословное.

В той же церкви в приделе на левой стороне храма возле св. врат стоит икона Богоматери древнего византийского письма с изображёнными вокруг пророками: на этой иконе у Предвечного Младенца десница изображена именословно.

Все указанные мозаические изображения ясно свидетельствуют, что именословное благословение, свидетельствуемое изображениями Софийского собора, с половины шестого столетия продолжало существовать в Константинополе до четырнадцатого века и до самого взятия Константинополя, каковой обычай перстосложения на благословение неизменно существует в Греции и до нынешнего времени. Также и троеперстное сложение для крестного знамения, свидетельствуемое св. Кириллом Иерусалимским, принято со временем и в Константинополе вместо единоперстия и несомненно существовало и в 13-м столетии, как свидетельствует беседа Панагиота с Азимитом. Сими доказательствами о именословном и троеперстном сложении мы не отметаем употребления сирийцами двуперстного сложения, описываемого Петром Дамаскиным; мы доказываем только, что в Греции издревле существовало и было господствующим именословное и троеперстное сложение, как о том свидетельствуют приведённые нами памятники, а не вновь изобретено в 17-м столетии, и что древние христианские пастыри и все христиане за различие в перстосложении при согласии в православном исповедании веры одни других не называли еретиками и из-за различия этого обряда одни от других не отделялись, как это делают нынешние именуемые старообрядцы и несправедливо требует того Денисов. А особенно приведёнными свидетельствами мы желали доказать, как несправедливо Денисов в первом степени своего пятого Поморского Ответа утверждает, будто у греков во время св. Владимира и в церкви Христовой со времён самого Спасителя было употребляемо для благословения и крестного знамения двуперстное сложение и одно только двуперстное сложение.

* * *

11

Нельзя оставить без замечания историческую несоответственность приведённых Денисовым свидетельств. Чтобы доказать, что во времена св. Владимира греки употребляли двуперстное сложение и единственно двуперстное, ему следовало привести (какие бы то ни было) свидетельства современных св. Владимиру греческих писателей (поэтому-то Денисов наших дней, г. Каптерев, и старался, хотя безуспешно, подыскать именно такие свидетельства). А ссылки на раннейших писателей, как бл. Феодорит, даже Мелетий Антиохийский, и на позднейших – как Пётр Дамаскин, Никифор Панагиот, Максим Грек, писавший уже по взятии Константинополя турками, когда, по учению раскольников, греческая церковь пала и обряды исказила, – ссылки на этих писателей, если бы даже и справедливые, Денисов не имел права приводить в доказательство своего главного положения, что при св. Владимире греки крестились и благословляли двуперстно и что именно это перстосложение принято св. Владимиром и крещённым от него русским народом. Ред.

12

В изданной Братством св. Петра митрополита книжке «Феодоритово слово в разных его редакциях» собрано тщанием игумена Филарета до двадцати пяти списков этой самой редакции Феодоритова слова.

13

Происходило ли в действительности прение православного грека с латынянином или только составлено в виде разговора, это не уничтожает важности сочинения; в обоих случаях оно одинаково доказывает, что греки тринадцатого столетия употребляли для крестного знамения троеперстное сложение, ибо в древности сочинения никто не сомневается.

14

Нельзя допустить, чтобы Денисову не известен был текст «Прения Панагиота с Азимитом» в июньской книге Макарьевских Четиих-Миней, особенно же в напечатанной при п. Иосифе Кирилловой книге: значит, он умышленно, с свойственным ему лукавством умолчал об этом более правильном тексте и привёл только благоприятствующую двуперстию редакцию «Прения» в августовской книге Миней, прибавив ещё, будто так же оно читается «во многих (? ) старопечатных книгах». Ред.

15

По-моему, совестно и заниматься таким изложением о перстах, когда речь идёт о образовании единосущия Св. Троицы, но к тому побуждают понятия, высказанные отторгшимися от церкви.

16

Так как о благословении Мелетием народа не упоминается ни у греческих историков, ни в древнейших славянских списках Сказания (напр., в Хлудовском XIV ст. ), и целию св. Мелетия действительно было не научение людей перстосложению для крестного знамения и благословения, то Сказание о Мелетии не может быть свидетельством о каком бы то ни было перстосложении. Только русские поздние искажённые редакции этого Сказания дали основание защитникам двуперстия (которым, надобно полагать, принадлежит и самое искажение его), а в ответ им и защитникам троеперстия рассматривать Сказание о Мелетии как свидетельство о перстосложении. Что и в этом случае защитники троеперстия рассуждают основательнее защитников двуперстия, с этим должен согласиться всякий беспристрастный читатель. Наиболее сильное возражение против них, представленное Денисовым, есть именно то, что троеперстие не употребляется для благословения. Но приведённые замечания о. архим. Павла достаточно разрешают это возражение. Притом же Денисов не принял во внимание, что защищаемое им мнимо-двуперстное Мелетиево перстосложение ещё менее соответствует употребляемому старообрядцами и для крестного знамения, и для благословения. В их перстосложении два перста означают два естества во Христе, Божество и человечество, соединённые во едину ипостась, а в Мелетиевом перстосложении они должны признать те же персты означающими две ипостаси Св. Троицы, отделённые от третьей, ибо и сами они согласны, что тремя первыми перстами Мелетий показал три ипостаси Св. Троицы. Следовательно, объяснение Мелетиева перстосложения применительно к двуперстию и не православно, и не соответствует действительному значению употребляемого старообрядцами двуперстия. Ред.

17

Такая неясность и неполнота свойственны ли Максиму Греку, учёному мужу?

18

Да простят нам читатели, что мы вошли в подробности о перстосложении на Тихвинской иконе Пресв. Богородицы. Нам казалось, что того требует важность, какую Денисов усвоил сему перстосложению, как доказательству того, что будто бы Спаситель сам показал пример двуперстного сложения. Мы с своей стороны не думаем доказывать, что Спаситель действительно употреблял какое-либо перстосложение, чего нам не открыло Евангелие, а только хотим показать, что на Тихвинской иконе Пресв. Богородицы не то перстосложение, которое хотят здесь видеть старообрядцы.

19

Правило 91.

20

Почему св. Кирилл не назвал точно персты и их количество, это понятно само собою: он говорил о том, что слушателям известно было по всеобщему из предания употреблению, – слушатели знали, о каких именно перстах говорит проповедник.

21

О употреблении единоперстия в знамении крестном можно было бы привести и ещё свидетельства из первых веков христианства, но для удостоверения полагает достаточным и одного свидетельства всемирного светильника Златоуста.

22

Мозаические изображения составляются из маленьких кусочков разноцветных камней или стёкол, соединяемых по цвету и рисунку и склеиваемых особенною крепко вяжущею мастикою. А фресками называется стенная живопись водяными красками по сырой штукатурке, приготовляемой особенным образом.

23

Книга Зальценберга имеется в Хлудовской библиотеке, где желающие могут её видеть.

24

Точность изображений в книге Зальценберга не подлежит сомнению, и подозревать, что благословящие руки с намерением из двуперстно сложенных изменены на сложенные именословно, никто не может; напротив, то самое, что рисунки сняты иностранцами, не усвояющими никакой важности тому или другому перстосложению, а о спорах по сему предмету, существующих в России, равно как о самих старообрядцах совсем не имеющими и понятия, – это самое служит несомненным ручательством, что сложение десниц, как и все прочие подробности на иконах, снято с точностию. Ред.

25

См. Мозаики мечете Кахрие-Джамиси Кондакова. Одесса, 1881 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...