Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на ответ первый




В вопросе спрашивалось: «от начала крещения всероссийския земли» до самых лет патриарха Никона в России «православно ли имели веру»?

В ответ на этот вопрос Денисов нашёл нужным сказать сначала, в чём состоит православная вера, преданная Христом, Апостолами и святыми отцами, и потом отвечает, что веру сию российская церковь от лет Никона патриарха соблюдала неизменно. «Православная христианская вера», пишет он, есть «еже веровати во единого Бога, в Троице славимого, и исповедовати единого от Троицы, воплотившегося Христа Сына Божия, во дву естеству, божестве и человечестве, во едином же составе прославляемого». А о том, что до лет Никона патриарха российская церковь неизменно соблюдала сию веру, пишет: «Тако священнии архиереи и иереи и боголюбивии иноцы, яко велицыи князи и цари… и вси православнии российстии народи, от князя Владимира до патриарха Никона, православно и единогласно и без раздора всесоборне и всецерковне содержаху православную християнскую веру».

Денисов правильно говорит здесь, что православная христианская вера состоит в том, еже веровати во единого Бога, в Троице славимого, и единого от Троицы воплотившегося Христа Сына Божия, во дву естеству и едином составе прославляемого; справедливо сказал и то, что сию веру неизменно, без всякого прибавления, убавления и пременения содержала русская церковь до патриарха Никона. А после того, при патриархе Никоне или после него, разве русская церковь повредила в чём-нибудь сию веру? Нет – православная церковь в России как прежде патриарха Никона, так и при нём, и после него, и поныне сию веру соблюдает без всякого прибавления, убавления и изменения. Сам Денисов в своих ответах, и не только Денисов, но и все старообрядцы по сие время не уличили и не могут уличить российскую церковь в изменении догмата веры о святой Троице и воплощении единого от Троицы. И посему она как была, так и поныне есть церковь православная. Напротив, сам Денисов с его обществом, равно как и все именуемые старообрядцы соблюдают разве то православное исповедание веры, которое, по их же словам, соблюдала российская церковь до патриарха Никона, ничего не прибавляя к нему, ни убавляя от него и ни в чём его не изменяя? Разве к златой ткани православных догматов не прибавили они новых, неведомых церкви, ими самими измышленных, поставив именно обряды на место догматов веры и из-за них сделав разделение с церковию, которую незаконно обвинили в еретичестве за исправление обрядов? Чтобы оправдать своё отделение от церкви, Денисов должен был сделать одно из двух: или обличить церковь в изменении догматов веры, или доказать, что она не имеет права исправлять или изменять не только догматы, но и самые обряды, и что она за изменение обрядов подлежит такому осуждению, как за изменение догматов веры, если бы такое допустила. Но Денисов ни того, ни другого не сделал и сделать не мог. Обличить церковь в изменении догматов веры он не мог потому, что церковь, будучи, по Апостолу, столп и утверждение истины (1Тим.   3: 15), есть и пребудет всегда истинною и верною хранительницею догматов веры, не изменяла их и не изменит, по слову Спасителя: и врата адова не одолеют ей (Мф.   16: 18). Не мог Денисов доказать и того, что будто бы церковь за изменение обрядов, если бы и действительно изменила, а не исправила только некоторые из них, подлежит такому же осуждению, как за изменение догматов веры. Ибо церковь и изначала сама установила обряды, как показывают сотворённые в ней и принятые ею каноны и разные уставы, и потом сама же, когда требовалось, к лучшему изменяла их, как показывают правила Лаодикийского собора (11 и 19) и Шестого Вселенского (пр. 101) и др.; посему она имеет и ныне, как имела прежде, власть и установлять, и изменять обряды. Отвергать это значило бы отвергать принадлежащую церкви от Бога данную ей власть, значило бы допускать, что и прежде церковь не имела власти установлять и исправлять обряды, и подвергать сомнению все её установления. Глаголемые старообрядцы утверждают, что прежде церковь имела власть и установлять обряды, и изменять их, а ныне уже той власти не имеет. Но доказать это они не могут; напротив, утверждая, что будто бы таковая власть от Бога дана была церкви только временно, а не навсегда, и что будто бы ныне церковь уже лишилась такой власти, – утверждая это, старообрядцы показывают неверие самому Господу, рекшему Апостолам и в их лице преемникам их, епископам: се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф.   28: 20). Если Господь обещал с преемниками Апостолов, пастырями и учителями церкви, пребывать до скончания века, то власть, какую получили они исперва и имели в первые века христианства, неизменно принадлежит им и теперь и будет принадлежать и всегда, до последних дней века. Итак, Денисов в первом своём ответе, равно как и во всех остальных, не доказал ни того, что церковь якобы изменила догматы веры, ни того, что она будто бы не имела власти исправлять или изменять обряды, и не только не доказал, но даже и не брался доказать, да и не мог, ибо иначе только самого себя обличил бы в противоборстве истине. Поэтому все его обвинения на церковь за мнимое изменение обрядов, если бы оно и действительно допущено было церковию, не имеют никакой силы – церковь остаётся ни в чём неповинною, а вина старообрядцев, незаконно от неё отделившихся, не имеет никакого оправдания.

Но в том же первом ответе Денисов, как будто совсем забывши сказанное им в начале, что православная христианская вера состоит в том, еже веровати во Святую Троицу и воплощение Сына Божия, и что сию православную веру церковь российская издревле содержала неизменно, далее начинает говорить, как о таких же будто бы догматах веры, о двуперстном сложении руки для крестного знамения, о печатании просфор осмиконечным крестом и о двойственном аллилуйа, утверждая, что сии обряды и только они употреблялись неизменно в древлероссийской церкви, и очевидно приравнивая их догматам веры о Троице и воплощении. Итак, старообрядческий богослов только начал своё исповедание веры богословствованием о Святой Троице и воплощении единого от Троицы, как должно православно мудрствующему христианину, а потом и свёл своё богословствование в исповедании веры на персты и прочие обряды. Так делают старообрядцы и поныне, в этом и доселе они поставляют существенное содержание своей веры. Употребление известных перстов для образования Святой Троицы они поставляют наравне с самым догматом о Святой Троице и изменение сих перстов, замену их другими, хотя бы более соответственными изображаемому учению, поставляют наравне с изменением самого догмата о Святой Троице, даже почитают важнее, нежели изменение догмата, ибо изменивших двуперстное сложение подвергают более строгому суду, нежели какому церковь подвергала повреждавших учение о Святой Троице, каковы ариане и македониане, признававшие Сына Божия и Духа Святого тварию. Ариан и македониан правила вселенских соборов (2-го пр. 7 и 6-го пр. 95) повелевают принимать в общение церковное по второму чину, чрез миропомазание, а крещение их признают не требующим повторения; беспоповцы же приходящих к ним от православной церкви за изменение перстосложения принимают по первому чину, подвергают вторичному крещению, признавая за сие и самое крещение православной церкви недействительным: значит, почитают изменение перстов ересию более тяжкою, нежели арианство и македонианство. Итак, вот в какой великий догмат поставили именуемые последователи старой веры употребление тех, а не других перстов для образования Святой Троицы, т. е. самые персты! Изменение их признали важнее и непростительнее изменения самого догмата о Святой Троице! И не странно, что так мудрствуют простые, малосведущие, неучёные люди, дерзающие по самомнительству судить святую церковь или слепо следующие за такими самомненными наставниками, но не дивно ли, что так мудрствовал учёный Денисов? И можно полагать, что он сознавал нечестие такого мудрствования. Недаром же в своих Ответах он скрывает и старается скрыть беспоповщинскую дерзость перекрещивания православных, напротив, уверяет, что никакого суда на церковь он и его общество не наносят. Видно, и сам он, не находя церковь погрешившею в догматах, затруднялся и стыдился показать, за какую вину беспоповцы подлагают её тяжкому суду второкрещения.

Таким образом, к неизменяемому и доселе неизменно содержимому церковию учению веры о Святой Троице и воплощении Господнем примешав как такие же будто бы неизменяемые догматы двуперстие, печатание просфор осмиконечным крестом, сугубое аллилуйа, Денисов здесь же, в первом ответе представляет и некоторые доказательства, что церковь до лет Никона патриарха якобы соблюдала сии мнимые догматы неизменно, с явным желанием за изменение оных при патриархе Никоне обвинить православную церковь. В доказательство того, что двуперстие и прочие именуемые старые обряды всегда и неизменно содержались в российской церкви, он сослался здесь именно на свидетельство приходивших в Москву восточных патриархов Иеремии и Феофана, похваливших древлероссийской церкви православие. По мнению Денисова, патриархи Иеремия и Феофан, похваляя русское православие, этим похвалением засвидетельствовали и согласие тогдашних обрядов российских с греческими и даже их значение одинаковое с значением догматов веры. Но утверждать, что святейшие патриархи Иеремия и Феофан, похваляя православие русской церкви, засвидетельствовали этим, что двуперстие и прочие упомянутые обряды согласны обрядам греческим и что обряды сии они почитали за едино с догматами веры, совсем несправедливо. Ибо сами патриархи Иеремия и Феофан и паствы их употребляли для крестного знамения не двуперстное сложение, а троеперстное. Значит, они не полагали в догмат веры того, чтобы тройческое таинство в перстосложении образовать теми, а не другими перстами, как полагают именуемые старообрядцы; напротив, приезжая в Москву и видя здесь крестящихся двуперстно (если только видели действительно и если в Москве действительно все крестились тогда двуперстно), на обряд сей, не согласный с греческим, смотрели снисходительно, как именно на обряд или обычай, подлежащий распоряжению местной церковной власти, и без удобного к тому случая и особой нужды не поднимали о нём вопроса, как о предмете, не касающемся догматов веры и не противном православному её исповеданию. Итак, похваляя российское православие, патриархи Иеремия и Феофан отнюдь не свидетельствовали этим, что обряды московские во всём согласны с обрядами церкви восточной и имеют значение неизменяемых догматов веры. А что сии патриархи и паствы их употребляли для крестного знамения не двуперстное, а троеперстное сложение, о том свидетельствуют изданные при них сочинения. Так, во-первых, Мелетий Пига, патриарх Александрийский (коего послания напечатаны в Кирилловой книге), в сочинении своём «Православный христианин», которое было им послано к Константинопольскому патриарху Иеремии, – тому самому, на свидетельство коего ссылается Денисов, – ясно пишет, что для крестного знамения употребляются три срасленные, или соединённые персты одной руки, значит, именно три первые, непосредственно между собою соединённые4. Если бы патриарх Иеремия употреблял для крестного знамения не троеперстное, а двуперстное сложение, то патр. Мелетий не осмелился бы послать ему свою книгу, научающую полагать крестное знамение не двумя, а тремя перстами; напротив, это обстоятельство, что книгу свою он послал к Константинопольскому патриарху, показывает, что в обеих церквах, и в Константинопольской, и в Александрийской, как и вообще в церкви восточной, употреблялось для крестного знамения троеперстное сложение. Во-вторых, напечатанная 1568 г. книга «Сокровище» также содержит наставление полагать на себе крестное знамение тремя первыми перстами, и приведённый сейчас пример патриархов Константинопольского и Александрийского показывает, что содержащееся в сей книге наставление о троеперстии не есть частное мнение сочинителя оной, но утверждается на общем обычае церкви восточной. В-третьих, то же подтверждается сочинением грека Христофора Ангела, жившего в начале 17-го столетия. Он пишет: «Когда греки входят в церковь, каждый идёт на своё место… и соединяет три перста правой руки, то есть первый перст, второй и третий, вместе, знаменуя, что Бог есть святая Троица» (См. Брат. сл. 1875 г. отд. II, стр. 61–62). И ещё в книге «Православное исповедание», которая в 1645 г. была подписана всеми четырьмя восточными патриархами и их синодами, повелевается для крестного знамения слагать три перста: «Вопрос 51: како должно знаменатися знамением честнаго и животворящаго креста? Ответ: Десною рукою подобает творити крест, полагая на челе твоем три великие перста». Если бы троеперстие было нововведением, появившимся уже после патриарха Феофана, то все четыре восточных патриарха в 1645 году, спустя столь короткое время по кончине патриарха Феофана, без сомнения, не подтвердили бы своими подписями наставление о сем перстосложении, изложенное в «Православном исповедании»; значит, перстосложение сие издревле употреблялось в церкви восточной. Итак, из приведённых свидетельств несомненно явствует, что вселенские патриархи Иеремия и Феофан полагали на себе крестное знамение тремя перстами, но при этом исключительное употребление этих, а не других перстов для выражения православного учения о святой Троице не полагали в неизменяемый догмат веры, посему и бывши в Москве, если действительно видели крестящихся двуперстно, смотрели снисходительно на сей особый местный обряд. А если бы патриархи Иеремия и Феофан были, как хочет представить их Денисов, ревностными двуперстниками, полагавшими притом двуперстное сложение руки для крестного знамения в неизменяемый догмат веры, то, бывши в Киевской митрополии и видя, что здесь православные, не уклонявшиеся в унию, употребляют для крестного знамения троеперстное сложение, никак не умолчали бы о том, но всячески постарались бы исправить сей обычай. А между тем, как несомненно то, что в Киевской Руси употреблялось тогда троеперстие5, так же несомненно и то, что патриархи Иеремия и Феофан никакого здесь замечания против сего обряда не делали. Ясно таким образом, что вселенские патриархи Иеремия и Феофан, похваляя российское православие, разумели ту неизменно содержимую русскою церковию православную веру, сущность которой Денисов высказал в начале своего первого ответа, – похваляли её за неизменное содержание православного учения о Святой Троице и воплощении единого от Троицы, а не за сложение перстов для крестного знамения или другие подлежащие ведению и распоряжению церковной власти обычаи. И Денисов, утверждая, что будто бы вселенские патриархи ублажали православие российской церкви между прочим за двуперстие, произвольно навязал им мысль, которой они не имели и не могли иметь. Притом же именуемые старообрядцы должны обратить тщательное внимание и на уважаемых ими наших Московских патриархов, приявших рукоположение от патриархов Иеремии и Феофана. Как оные святейшие патриархи Иеремия и Феофан, несмотря на различие перстосложения, при единстве исповедания православной веры без всякого сомнения ублажали православие церкви российской, так и поставленные ими святейшие Московские патриархи Иов и Филарет, ревнители православия, ничтоже сумняся подклонили главы свои, чтобы принять хиротонию от восточных патриархов, употреблявших для крестного знамения троеперстное сложение. Этим святейшие патриархи Иов и Филарет ясно показали, что употребление тех или других перстов для выражения православного учения о Святой Троице они не полагали за догмат веры, как полагают мнимые их почитатели, глаголемые старообрядцы. Также и киевскую митрополию, употреблявшую для крестного знамения троеперстное сложение, они за сие в нарушении православия не зазирали и от общения с нею не отступали. Так бы следовало поступать и старообрядцам, именующим себя последователями сих святейших патриархов. Если старообрядцы хотят быть не по имени только, а и на самом деле последователями Иеремии и Феофана, Иова и Филарета, они должны бы самое сложение тех, а не иных перстов для крестного знамения не поставлять в догмат веры и за исправление или изменение перстосложения не отделяться от православной церкви.

А всеобдержно ли употреблялось в России двуперстие во времена патриархов Иеремии и Феофана, Иова и Филарета, вопрос этот требует особого рассмотрения, которое мы сделаем при разборе пятого поморского ответа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...