Степень первый на десять. Княжение великого князя Иоанна Иоанновича
Степень первый на десять. Княжение великого князя Иоанна Иоанновича Денисов привёл здесь одно только свидетельство о двуперстии от образа Благовещения, в Новгороде на кресте каменном изображённого; но на иконе этой благословящая рука архангела Гавриила изображена, как показано и в Поморских Ответах, наружною страною, и посему нельзя видеть, какое имеет она перстосложение, следственно, и свидетельством о двуперстии служить не может.
Степень вторый на десять. Княжение великого князя Дмитрия Иоанновича Донского В этом степени Денисов привёл свидетельства о двуперстии от шести икон: 1) Тихвинской, явившейся в лето 6891-е, 2) Угрешской святителя Николы, 3) Келейной преподобного Сергия иконы Пресв. Богородицы, 4) его же келейной коны преп. Димитрия Прилуцкого и 6) иконы Неопалимой Купины, находящейся в московском Благовещенском соборе, «на затворе которой на празднике Вознесения благословящая у Христа десница, такоже в молении у преподобнаго Пахомия молебная рука воображением греческим двема перстома начертана». Но Тихвинскую икону Денисов уже во второй раз приводит здесь в свидетельство о двуперстии, а изображённое на ней перстосложение благословящей десницы Спасителя, как мы показали выше, употребляемому у старообрядцев двуперстию не соответствует и более близко к именословному сложению. На прочих же пяти иконах три изображения руки, как они представлены в самых Поморских Ответах, имеют то же самое перстосложение, что на Тихвинской иконе, и только два с перстосложением действительно двуперстным. Между тем Денисов умолчал об одном весьма важном свидетельстве времени великого князя Димитрия Донского, которое показывает, что тогда несомненно употребляемо было именословное перстосложение. Мы разумеем икону Пресвятой Богородицы, которая была с великим князем Димитрием в походе на Мамая и посему именуется Донскою. Икона сия находится в московском Архангельском соборе в иконостасе по правую сторону царских врат, на ней благословящая десница у Предвечного Младенца изображена с именословным перстосложением. Свидетельство это имеет особую важность потому, что в путешествие на войну великий князь, конечно, не взял бы икону, на которой изображено не употреблявшееся в его время перстосложение для благословения, и, следственно, перстосложение сие, то есть именословное, тогда несомненно употреблялось. А если для благословения употреблялось особое, именословное, перстосложение, то, значит, для моленья употреблялось отличное от него троеперстное сложение.
Степень третий на десять. Княжение великого князя Василия Дмитриевича Здесь приведено Денисовым во свидетельство о двуперстии пять изображений руки, взятых от св. икон: три из этих изображений имеют двуперстное сложение, а два – такое же, как на Тихвинской иконе, то есть близкое к именословному. Но Денисов не обратил внимания на весьма важный памятник того времени – саккос митрополита Фотия, привезённым им из Царяграда и имеющий вышитые священные изображения: здесь находится много изображений благословящей руки с именословным перстосложением, а есть также изображения и двуперстно сложенной руки. Эти и приведённые самим Денисовым изображения показывают, что в то время перстосложение не полагалось в догмат веры, как ныне полагают старообрядцы, и потому допускалось в употребление не одинаковое перстосложение. А что при этом было, однако же, господствующим перстосложением для благословения перстосложение именословное, особенно ясным доказательством того может служить находящийся в ризнице Троицкой Сергиевой лавры шитый шелками покров на мощи преподобного Сергия с шитым же шелками изображением сего святого, пожертвованный в обитель преподобного великим князем Василием Дмитриевичем: на сем покрове благословящая рука преподобного Сергия изображена с явственным и точным перстосложением именословным, и то самое, что изображение сие шито шелками, а не писано красками, исключает всякую возможность позднейшего исправления в сем изображении. Итак, памятник сей служит несомненным свидетельством об употреблении у нас именословного благословения во времена великого князя Василия Дмитриевича, а то обстоятельство, что покров на мощи преп. Сергия сделан по усердию самого великого князя, показывает, что обычай благословлять именословно был тогда обдержным обычаем, ибо иначе великий князь не дозволил бы изобразить на покрове столь явственное именословное перстосложение.
Степень четвёртый на десять. Княжение великого князя Василия Васильевича Здесь приведены Денисовым только два свидетельства о двуперстии – от иконы Смоленской и от среброделанного образа святителя Ионы, находящегося на раке мощей его. Но двуперстное сложение видится только на образе святителя Ионы, устроенном очевидно позднее великого князя Василия Васильевича, при котором святительствовал митрополит Иона; на Смоленской же иконе у Спасителя благословящая десница изображена, как на иконе Тихвинской, то есть не соответственно двуперстию. Между тем от времени митрополитов Фотия и Ионы, о которых именно говорит Денисов в сих двух степенях, как о свидетелях двуперстия, сохранилось примечательное свидетельство об употреблявшемся тогда перстосложении для святительского благословения, очевидно отличном от перстосложения для молитвы, – свидетельство, оставленное Денисовым без внимания. В Степенной книге повествуется, что всероссийский митрополит Фотий пришёл некогда в Симонов монастырь и нашёл в хлебне спящего инока Иону (бывшего после митрополитом всероссийским и причтённого к лику святых), который во время сна десную свою руку на главе своей держаше согбену, яко благословляше ею. Святитель, говорит Степенная книга, со удивлением зряше нань, и не повеле никомуже разбудити его и пророчествуя о нем глаголаше: разумейте, о чада, яко инок сей Иона будет велик святитель в странах русския земли (Степ. кн. степень 14-я)33.
Изложив это сказание, приснопамятный автор «Бесед к глаголему старообрядцу» замечает: «Если бы согбение руки благословляющей и молитвенной было в то время одно и то же, двуперстное, то почему бы удивило святителя согбение руки инока? Почему бы он узнал, яко благословляше? В чём бы нашёл предзнаменование будущего святительства? Итак, видно, что тогда было в употреблении не одинаковое перстосложение, двуперстное, а двоякое – троеперстное молитвенное и именословное благословляющее, что инок держал руку согбену не троеперстно, как молятся, но именословно, яко благословляше. В сем только случае понятно, что святитель нашёл согбение руки для простого инока необыкновенным, удивился и признал отличительное благословляющее согбение предзнаменованием будущего святительства». Свидетельство это весьма важно, ибо явственно доказывает, что великие святители церкви российской, митрополиты Фотий и Иона, благословляли именословно, а молились троеперстно; примеру же сих святителей конечно следовали и православные россияне их времени. * * * 33 Достойно примечания, что в порядке и распределении княжеских степеней Денисов руководился именно Степенною книгою, с содержанием которой поэтому знаком был хорошо: следственно, он пропустил сказание о пророчестве митр. Фотия относительно святителя Ионы сознательно, с намерением, понимая, что здесь идёт речь не о двуперстном сложении и что митрополиты Фотий и Иона употребляли для благословения именословное перстосложение. Ред.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|