Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Царство Василия Иоанновича. Царство государя царя Михаила Феодоровича




Царство Василия Иоанновича

Здесь приведены два свидетельства о двуперстии: одно из жития преподобного Иринарха Ростовского и из книги Сын церковный, принадлежащей неизвестному писателю. Свидетельства эти показывают только, что в означенное время некоторые держались обычая знаменаться двуперстно, чему и свойственно быть после определения Стоглавого собора; но это не есть ещё доказательство преимущественной древности, всеобщности и неизменяемости двуперстного сложения37.

* * *

37

В «Житии» пр. Иринарха в статье «О видении московского царства и о разорении его» действительно есть эта упоминаемая Денисовым подробность: «и он (Иринарх) прекрести лице свое крестом двема перстома». Что в первой четверти XVII столетия, когда писано Житие, были у нас на Руси крестившиеся двуперстно, это не подлежит сомнению: тогда именно лица, не только державшиеся двуперстия, но и старавшиеся о распространении его в народе, внесли учение о двуперстии первый раз и в печатные книги – в Великий Катехизис (хотя весьма неумело, наряду с учением о троеперстии). Писатель «Жития» принадленжал, очевидно, к числу ревнителей и проповедников двуперстия и внёс подробность о том, что Иринарх перекрестился «двема перстома», с очевидным намерением показать предпочтительность двуперстия пред троеперстием, также употреблявшимся тогда, и, как видно, большинством. В противном случае какая же надобность была бы ему обращать внимание на то, что Иринарх перекрестился именно двумя перстами? Если бы тогда двуперстие было у нас всеобщим и единственным перстосложением для крестного знамения, если бы никто и не знал о троеперстии, то не достаточно ли было бы сказать, что Иринарх перекрестился, сотворил крестное знамение? Все знали бы, что он перекрестился двумя перстами, и самому писателю не пришло бы на мысль напоминать об этом читателю. Но, значит, были у нас, и в большинстве, крестившиеся троеперстно, если ему понадобилось сказать с известною целию, что Иринарх перекрестился не тремя, а двумя перстами. Итак, свидетельство от Жития пр. Иринарха не доказывает исключительного употребления одного двуперстия в начале XVII ст., что именно желал доказать Денисов. Ред.

 

Царство государя царя Михаила Феодоровича

Здесь приведено во свидетельство о двуперстии 18 изображений руки на разных св. иконах, и, кроме того, свидетельство от Великого Катехизиса, от Потребников, напечатанных при патриархах Филарете и Иоасафе первом, от Псалтырей, «выпечатанных до Иосифа патриарха», и Кирилловой книге, напечатанной при Иосифе.

Но из 18-ти снимков со святых икон, как они представлены в самых Поморских Ответах, восемь представляют такое же перстосложение, какое на Тихвинской иконе, т. е. не соответствующее двуперстию; четыре представляют благословящую руку, изображённую заднею страною длани, и на них не видно поэтому, какое здесь перстосложение, и только шесть представляют перстосложение двуперстное.

Приводя эти свидетельства, Денисов усвояет особенную важность тому обстоятельству, что большая часть их находится в Москве, в кремлёвских соборах, и Новеграде, но при этом он оставил без всякого внимания здесь же обретающиеся святые иконы с изображённым на них перстосложением именословным и троеперстным.

Так, в Успенском соборе над царскими вратами вверху стоит икона Господа Саваофа: благословящая рука имеет перстосложение именословное.

Там же, несколько ниже, икона Знамения Пресвятой Богородицы: у Предвечного Младенца десница изображена с именословным же перстосложением.

Рядом с этой иконой икона пророка Давида: десница с именословным перстосложением.

Там же, ещё ниже, икона Спасителя, сидящего на престоле: благословляющая десница сложена именословно.

Над северными дверями икона святителя Николая Чудотворца с именословным же благословением.

В алтаре, в приделе свв. Апостол Петра и Павла, над ракою святого Феогноста находится древняя XII-го века икона святителей и чудотворцев ростовских Леонтия, Исайи и Игнатия, предстоящих Божией Матери в молитвенном положении. У святителей Леонтия и Игнатия (у св. Исайи правая рука скрыта за св. Леонтием) молебные десницы изображены с явственным троеперстным сложением.

На северной стороне над свечным ящиком находится другая, современная предыдущей икона тех же святых, а в палате над мироварной палатой – третья, и в храме Николы Гостунского под Ивановской колокольней – ещё три иконы (начала 17-го века) тех же ростовских святителей: на всех этих иконах у святителей Леонтия и Игнатия молебные десницы изображены также с явственным троеперстным сложением38.

О других иконах Успенского, Благовещенского и Архангельского московских соборов с явственными изображениями именословного перстосложения, оставленных Денисовым без внимания, мы говорили прежде39. И если Денисов так поступал с иконами, которые у всех на глазах и всегда могут обличить односторонность и неверность его свидетельств, если он здесь выбирал одни только двуперстные или похожие на двуперстное сложения, а именословные и троеперстные оставлял и проходил молчанием, то этим он подаёт о себе подозрение, что так же поступал и в местах менее известных, откуда брал свои свидетельства, – и там выбирал также сложения руки двуперстные или близкие к двуперстному, а именословные и троеперстные оставлял без внимания. Итак, Денисов должен был видеть и именословное, и троеперстное сложение на иконах, из коих некоторые и мы указали в наших замечаниях. А между тем в настоящей именно «степени» с необыкновенной смелостию он пишет: «Обыди вся российския грады и церкви, осмотри по селом, по часовням и по домом древния святыя иконы: вси древнии святии образи, иже не преписаннии и иже сложенныя руки благословящия или молебныя имеют, вси древлецерковное православие – двема перстома знаменатися засвидетельствуют, а треми персты нигдеже». Мы указали несколько древних икон и с троеперстным сложением молебной руки, а изображений именословного сложения благословящей руки на древних иконах такое множество, что и сам Денисов посовестился сказать, будто их нигде не обретается, а говорит только, что троеперстия «нигдеже» несть. Итак, витиеватое восклицание Денисова есть только пустое витийство, а не истина40.

Рассмотрим теперь приведённое Денисовым свидетельство о двуперстии из Великого Катехизиса. Известно, что в этом Катехизисе содержатся два изложения о перстосложении, не согласные между собою: одно – сделанное, как можно подразумевать, самим сочинителем, державшимся южнорусского древнего обычая креститься троеперстно, другое – сделанное московскими издателями Катехизиса. В первом изложении повелевается полагать на себе крестное знамение тремя перстами: «Вопрос: Како на себе достоит нам честный крест полагати, и знаменатися им? Ответ: Сице знаменатися им: сложивше убо три персты десныя руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо». Это изложение ясно учит троеперстию, ибо в двуперстном сложении одними тремя перстами крестное знамение не полагается и полагаемо быть не может, а полагается только двема перстами или же пятью. Другое изложение, вслед за первым изложенное в Великом Катехизисе, говорит о перстосложении двуперстном, но говорит, подобно как в Сборнике митрополита Даниила, не согласно перстосложению, употребляемому старообрядцами, которое именно защищает Денисов, как единственное правильное и неизменяемое, ибо здесь повелевается «два перста имети наклонены, а не простерты», тогда как старообрядцы, согласно наставлению, напечатанному при Псалтырях, требуют два перста имети простёрты и только один мало наклонён. Итак, ссылка Денисова на Великий Катехизис не подтверждает его мнения о всегдашнем существовании на Руси только одного двуперстного сложения, употребляемого старообрядцами.

В Потребниках, напечатанных в царствование Михаила Феодоровича, Денисов указывает (свид. 75 и 78) на внесённое в них из чиноприятия яковит проклятие на не крестящихся двема персты. Что проклятие сие внесено тогда в печатный Потребник, это, конечно, заслуживает внимания, но о значении этого проклятия в отношении к употребляемому старообрядцами перстосложению мы уже сказали.

Денисов ссылается далее (свид. 79) на «Псалтыри до Иосифа патриарха выпечатанныя повелением царским», в коих «слово о крестном знамении положено». Не напрасно ли говорит он о «Псалтырях»? Доселе известна только одна Псалтирь, напечатанная при царе Михаиле Феодоровиче до Иосифа патриарха с словом крестным о знамении, – и это, надобно полагать, первая Псалтирь, в которой напечатано сие слово. Она, как значится в её выходе, «начата печатанием в лето 7150-е (1641) месяца сентября в 9-й день, совершена же бысть того же лета, месяца ноября в 15-й день». Если Денисов разумел эту Псалтирь, то он справедливо сказал, что она напечатана «царским повелением», не упоминая притом о патриаршем благословении. В то время, когда начата и кончена печатанием сия Псалтырь, патриарха на Руси не было, – Иоасаф скончался, а Иосиф ещё не был поставлен, – и книга печаталась действительно только по царскому повелению, а высшею церковною властию не свидетельствована, как и в самом выходе её сказано: «он, государь, повеле печатати книгу сию богодухновенную Псалтырь… и совершена бысть в 29-е лето благочестивыя державы царства его государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Руси и при сыне его государе нашем благоверном царевиче Алексее Михайловиче». И только. Ни о каком благословении церковной власти не упоминается. Обстоятельство это заслуживает особого внимания, ибо показывает, что внесённое в Псалтири наставление о двуперстном сложении, которого строго держатся именуемые старообрядцы, первый раз напечатано в этой книге без благословения и свидетельствования патриарха или вообще церковной власти.

Приведя великороссийские свидетельства о двуперстии времени царствования царя Михаила Феодоровича, Денисов приводит далее свидетельства о том иже из книг Белорусской, Сербской и Воложской печати, напечатанных в конце 16-го и в 17-м столетии, указывая частию некоторые статьи, в них помещённые, частию изображения благословящей руки. Из восьми приведённых им изображений два представляют перстосложение, как на Тихвинской иконе Богоматери, а ещё три представляют благословящую руку с наружной стороны, так что нельзя видеть, какое положение имеет великий перст. Вообще же эти свидетельства белорусские, сербские и воложские Денисов привёл одностороннее, намеренно опустив многочисленные этих стран свидетельства о употреблении именословного перстосложения и троеперстного. Мы приведём здесь некоторые из сих свидетельств.

В Сборнике (Праздничная Минея) 1538 года, напечатанном в Убнециях, помещены лицевые изображения: под 26 числом сентября – св. Иоанна Богослова, под 11 числом ноября – Спасителя, благословляющего святителей Николая и Стефана Сербского, под 13 ноября – св. Иоанна Златоустого, под 24 февраля, 25 мая и 29 августа – Спасителя, благословляющего Иоанна Предтечу, под 29 июня – св. Апостола Петра: везде изображение благословящей руки именословное.

В Служебнике 1604 года, напечатанном в Стрятине, есть на странице 236 изображение св. Василия Великого с именословным благословением.

В Евангелии Учительном, печатанном 7115 – 1606 года в Клиросе при львовском епископе Гедеоне Балабане41, на заставках (л. 226 об. и 276) есть изображения святителей с благословением именословным.

В книге о священстве св. Иоанна Златоустого, напечатанной 7122 – 1614 года во Львове42, на странице 406 есть изображение св. Василия Великого с именословным перстосложением благословящей руки.

Таковые же изображения находятся и в Служебниках, печатанных в Киево-Печерской лавре: 7128 – 1620 года (на стр. 189); 7137 – 1629 года (на стр. 104); 7147 – 1639 года (на стр. 406).

В Триодионе, напечатанном 7135 – 1627 года в Киево-Печерской лавре, на 1-м заглавном листе и на стр. 687 изображён Спаситель-Еммануил с именословно сложенною для благословения десницею.

В книге Акафисты (Параклис), напечатанной 7137 – 1629 года в той же лавре, на стр. 102 находится изображение Спасителя и на стр. 203 – святителя Николая с именословным же перстосложением.

В Трифологионе, печат. 1647 года в Кутеинском монастыре, на листе 135 находится изображение св. Николая Чудотворца, благословляющего именословно.

В Буковине, в городе Сучаве, в церкви св. Иоанна Предтечи, в которой лежат мощи великомученика Иоанна Нового и которая построена и расписана молдавским воеводою Стефаном в 1514–1522 гг., на правой стене на фресковых изображениях Спасителя и преп. Павла десницы с перстосложением именословным, а у св. Николая Чудотворца – с двуперстным сложением.

Здесь же на левой стене изображён святитель Мелетий, благословляющий именословно.

В паперти церковной на иконе Преображения Господня у Спасителя благословляющая десница также с перстосложением именословным.

В том же гор. Сучаве есть церковь великомученика Димитрия, построенная 7049 (1541) г. и тогда же украшенная фресковыми изображениями, уцелевшими, впрочем, в незначительном количестве. Здесь на изображениях Знамения Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи у Предвечного Младенца и у Предтечи перстосложения именословные.

В Драгомирнском монастыре близ города Сучавы, в церкви, современной вышеназванным сучавским церквам, находятся также фресковые изображения святителей с перстосложением именословным и частию двуперстным.

В Сочавицком монастыре, находящемся у Карпатских гор и построенном в начале XVII века, в церкви, расписанной внутри и снаружи фресковыми изображениями, внутри на западной стене на изображении Св. Троицы и у левого клироса на изображении Спасителя десницы представляют именословное перстосложение.

В Вифлеемском храме в приделе великомученика Георгия, находящемся над св. пещерой, стоят две древние, мерою аршина по два иконы: Спасителя, писанная в 1567 г., и Богоматери с Предвечным Младенцем, писанная в 1569 г., – обе болгарского письма с означением времени их написания. У Спасителя и Предвечного Младенца десницы изображены с именословным перстосложением.

Находятся в изданиях южнорусских и изображения троеперстно сложенной руки. Так, в следующих книгах:

В книге о священстве св. Иоанна Златоустого, напечатанной 7122 – 1614 г. во Львове, на стр. 7 изображена рука, держащая четвероконечный крест тремя перстами43.

В Анфологионе, напечатанном 7126 – 1619 г. в Киево-Печерской лавре, на лист. 11 и 173 изображены руки, держащие четвероконечный крест также тремя перстами.

В Триодионе св. Пятидесятницы, напечатанном 7139 – 1631 г. в той же лавре, на стр. 277 и 288 изображены руки так же, как и в предыдущих, держащие тремя перстами четвероконечный крест, а на стр. 76 – с перстосложением, сходственным с троеперстием.

Такие же указательные руки изображены:

В Беседах св. Иоанна Златоустого на 14 посланий апостола Павла, напечатанных 7131 – 1623 г. в Киево-Печерской лавре, в предисловии (л. 5)44.

В Беседах св. Иоанна Златоустого на Деяния Апостольские, напечатанных 7132 – 1624 г. в той же лавре (стр. 14).

В Апокалипсисе с толкованием св. Андрея Кесарийского, напечатанном там же 7133 – 1625 г. (стр. 32).

В Служебнике, напечатанном там же 7184 – 1626 г., на стр. 85, 140 первого счёта и 26 (означено 214) второго счёта.

В «Собрании короткой науки о артикулах веры православно-кафолической» (Катехизис Малый), напечатанном 1645 г. в Киево-Печерской лавре (л. 25 об. 26) читаем: «Пытанье: яким способом знак креста святого на собе класти маем. Отповедь: Рукою правою три палци зложивши, знак креста святого зачинай на челе, а кладучи мовь: В имя Отца; потом тыи пальце на перси, мовячи: и Сына; потом на правое раме кладучи, мовь: и Духа; потом на левое раме кладучи мовь: Святого; албо ведлуг Златоустого святого кладучи на собе крестное знамение мовь: Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго; кончати тым словом, Аминь».

Так же и в книге под таким же наименованием, напечатанной 1646 г. во Львове (л. 23 об. ).

Все эти приведённые нами свидетельства показывают, что Денисов несправедливо утверждает, будто у всех южных и западных славян употреблялось двуперстие и единственно двуперстие, – они свидетельствуют, напротив, об употреблении у славян южных и западных как именословного, так и троеперстного сложения.

* * *

38

С таковым же перстосложением древние иконы святых обретаются в Ростове и в Ярославле, а именно: в ростовском соборе на одном из столпов в числе других есть древняя первоначального строгановского письма икона ростовских же чудотворцев, точно такая, как и в Москве в Успенском соборе: на ней у святителей Леонтия и Игнатия молебные десницы изображены с троеперстным сложением. Здесь же икона ярославских чудотворцев: на ней у св. князя Константина персты сложены также троеперстно. В Ярославском Спасо-Преображенском монастыре в алтаре храма Преображения Господня находится древняя, также первоначального строгановского письма икона ростовских святителей и чудотворцев, мерою такая же, как в Успенском и Ростовском соборах, и на сей иконе у святителей Леонтия и Игнатия молящиеся десницы изображены с явственным троеперстным сложением. В этом же алтаре находится древняя семивершковая икона ярославских чудотворцев: у св. князя Константина десница изображена с троеперстным сложением. В этом же храме по левую сторону, на столбе, ближайшем к алтарю, находится фресковое 16-го века изображение преподобного Марка с явственным троеперстным перстосложением. И все эти троеперстные сложения на поименованных здесь иконах и фресках по нарочитом их освидетельствовании искусным иконописцем оказались не «преписанными».

39

Точно так же Денисов, ссылаясь на новгородские иконы, оставлял без внимания те, на которых перстосложение именословное. Именно по поводу сделанного Денисовым в рассматриваемой статье (царств. Михаила Феодоровича) уверения, что якобы «в великом Нове-граде, в соборной церкви Софии и по прочим церквам на образех (всех? ) святых, иже не преписано древнее начертание имеют, благословящия и молебныя руки двема перстома», как на иконе Отечество и на образе Иоанна Предтечи, – по поводу этого указания ещё Алексий Иродионов сделал Денисову замечание: «О слепии вожди! Для чего не видите вы во оной же святей церкви на царских дверях у евангелистов благословящих рук, противно вашему догмату написанных, также на образе Пресвятыя Троицы у гроба святого Никиты епископа? А во главе церковной у Спасителя не видите же противного вам сложения? » (См. Брат. Сл. 1887 г., т. 1, стр. 356). Ред.

40

Нельзя оставить без замечания уловку, к которой Денисов прибегает для прикрытия этой лжи и которая сделалась общим достоянием раскольников. Говоря, что двуперстие встречается на всех древних иконах, «идеже древнее начертание не преписано», он даёт знать, что будто бы везде, где встречается троеперстное и именословное перстосложение, молебные и благословящие руки «преписаны». Так обыкновенно говорят и раскольники. Но если и бывали когда-либо и где-либо случаи подобного «преписания», то это были единичные случаи, а все древнейшие иконы с именословным и троеперстным сложением несомненно «не преписанные», как может убедиться каждый беспристрастный испытатель. И разве возможно преписание на мозаических иконах, шитых и металлических? Наконец, и то, что в церкви беспрепятственно допускаются иконы с двуперстным сложением, доказывает, что церковь не имела побуждений подвергать их и не подвергала «преписанию», как это делают, напротив, сами раскольники, как делалось и у Денисова в Выгорецком монастыре, по свидетельству достоверного свидетеля, ученика Семёна Денисова – Алексия Иродионова. Итак, напрасно Денисов и раскольники говорят о «преписании»; множество древних знаменитых икон с троеперстным и особенно именословным перстосложением представляют очевидное опровержение лжи и учёной недобросовестности прежних и нынешних Денисовых, утверждающих, будто для моления и благословения в греко-российской церкви изначала и постоянно употреблялось двуперстие и только одно двуперстие. Ред.

41

О его православии свидетельствуют Кириллова книга на лист. 482, 487 и Книга о вере на 210 листе.

42

На неё ссылаются Номоканоны при Потребниках: Иоасафовском – лист 60 обор. и Иосифовском – лист 719; также Книга в вере, лист 237 обор.

43

Иконописцы, расположенные к двуперстию, изображают у святых держащую крест руку сложенною двуперстно.

44

Об этом свидетельстве в «Беседах к глаголемому старообрядцу» (стр. 232) замечено: «Свидетельство сие, важное потому, что без сомнения представляет общее обычное в то время перстосложение киевской церкви, для глаголемого старообрядца имеет особенную важность потому, что книга сия (т. е. Беседы на 14 посланий) печатана под надзором Захария Копыстенского, который в Книге о вере, напечатанной в Москве при патриархе Иосифе 1647 года (лист 5), назван ревнителем и поборником по благочестии. Человек, заслуживший столь высокое одобрение, признанное и провозглашённое патриархом всероссийским пред всею церковию российскою, одобрил и напечатал перстосложение, без сомнения, истинное и православное».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...