Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на 32-ю статью: о изменении хождения по солнцу




Замечание на 32-ю статью: о изменении хождения по солнцу

В доказательство этого обвинения на св. церковь Денисов приводит положенное в старопечатных книгах при некоторых богослужебных действиях хождение по солнцу. Но почему же он умалчивает о положенном в тех же старопечатных книгах хождении и не посолонь, а против солнца, или на правую сторону? Если бы он сказал, что в старопечатных книгах положено то и другое действие, то есть и хождение посолонь и хождение против солнца, или на правую сторону, то этим показал бы своё беспристрастие, и читатель понял бы, что то и другое хождение не есть догмат веры, а только обряд. Но Денисов не показал и здесь беспристрастия. Он привёл только свидетельства о хождении посолонь и за мнимое изменение сего обычая обвиняет церковь не только в нововведении, но и в ереси, ибо изменение этого ставит причиною отделения старообрядцев от церкви, и, таким образом, хождение посолонь считая за догмат веры, сам является вводителем новых догматов, за что подлежит соборному осуждению.

А притом нужно заметить, что хотя в старопечатных книгах и показано совершать некоторые ходы по солнцу, однако во св. алтаре и сами старопечатные книги ни одного хода по солнцу совершать не указуют, и этим ясно свидетельствуется, что преимущество и тогда предоставлялось хождению по правую сторону, т. е. против солнца. И если во св. алтаре ходить против солнца не только не было воспрещено, но и прямо указано, то почему же вне алтаря оное достойно осуждения? А что во св. алтаре и старопечатные книги указуют совершать ходы противу солнца, это видно из следующих свидетельств:

Служебник, напечатанный при патриархе Иосифе 7155 г. (1646 г. ), в литургии Златоустого, лист 112 на об.: «Иерей взем святое Евангелие и даст диакону; диакон же, приим, целует его в руку и обращается на правую сторону, и исходят к малым дверям… И тако изшедше малыми дверьми творят вход». Ниже, лист 132 на об., также повелевается совершать и великий вход со святыми дарами.

Там же, лист 364 на об.: «Неделя 3-я святаго великаго поста, крестопоклонения на утрени. Егда начинати великое славословие, идет иерей и диакон во олтарь, и облачатся во вся священническая, якоже на самую литургию, и покадив святую трапезу и честный крест и взимает иерей крест со хранилницею на главу свою, и исходит северными дверми, предъидущим ему двема светильникома со свещами и диакону с кадилом, и проходят прямо царским вратом к уготованному налою, покрытому покровцом».

И в прочих старопечатных Служебниках содержатся такие же наставления.

В книге Устав, или Око церковное, печатанной в 7118 (1610) г. при патриархе Гермогене, гл. 6, лист 21 на об.: «Подобает ведати, како кадити иерею или диакону: первое станет пред святою трапезою и творит крест с кадилом, и тако от полуденныя страны став такожде творит крест; подобно же и от восточныя и от полунощныя крестообразно кадит святую трапезу и весь святый олтарь и протимисы, исходит северными враты, и пришед пред царския двери и ту творит крест кадилом» и проч.

Так же и в Уставе, печат. 7141 г. (1633) при патриархе Филарете, гл. 11, лист 26 на об.

Потребник, напечатанный при патриархе Филарете 7131 (1623) г., в чине рукоположения диакона, гл. 69, лист 3 на об.: «Хотяй поставлен быти приводим бывает архидиаконом или неким от диакон в царския двери ко святой трапезе пред святителя с десныя святителя страны. Святитель же его благословит, прекрещая рукою главу единожды, и водим бывает около престола трижды такожде, якоже и кажение бывает на божественной литургии около престола». Так же и в чине рукоположения пресвитера, лист 8.

Древлеписьменные и древлепечатные книги свидетельствуют также, что и вне алтаря хождения совершались против солнца, напр., при обхождении купели в чине крещения (Потребник 7131 – 1623 г., л. 117 и прочие), при обхождении вокруг аналоя в чине венчания (Потреб. древлеписм. 15 века Синод. библ. № 307 и др. ), в крестном ходе при освящении церквей (Потреб. 17-го в., рукоп. С. -Пб. Духовн. Академии № 1071; Евхологион, напеч. в Киеве 1646 г. и др. ). Свидетельства сии желающий да чтёт в «Выписках Озерского», часть 1, статья 10 (стран. 469–476).

 

Замечание на 33-ю статью: о девятом часе

Здесь поставляется в вину церкви, что, кроме постных дней, велено по литургии и по ядении пети девятый час, вкупе с вечернею. Денисов видит в сем важное отступление от устава старопечатных книг. Но и в самих старопечатных книгах повелевается пети девятый час с вечернею по литургии и по ядении. Так, в Уставе, напечатанном при патриархе Филарете 7141 (1633) г., говорится: «Ведомо буди, яко егда есть аллилуйа, поем на 1-м часе: Заутра услыши глас, со стихи его, поскоро оба лика, с поклоны великого поста, и по конец второго (с полунощи осмого) часа, клепает в малое древо, и поем час третий и шестый в притворе, и междучасия их. Сима же обема часома скончаваемома, клеплет в великое древо, и начинаем божественную литургию, прежде уготовавшуся иерею и диякону. По отпущении же литургии, еще будем ясти дважды днем, входим в трапезу, и ядим, что Бог дарова… И потом отходим в келия своя, и умолчим до времени девятого часа. Тогда убо ударяет в малое древо, и собравшеся в церковь, поем час девятый и с прочима того часа… По сем клеплет в великое древо, и поем вечерню» (второго счёта л. 47 об. и 47).

Так и в Уставе, напечатанном при том же патриархе Филарете в лето 7142 (1634).

Итак, Денисов несправедливо обвиняет св. церковь и в том, что аки бы девятый час пети с вечернею положено в новопечатных книгах не согласно старопечатным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...