Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Замечание на 26-ю статью: о изменениях на преждеосвященной литургии




Замечание на 26-ю статью: о изменениях на преждеосвященной литургии

Всех изменений Денисов указал четыре: первое – в уменьшении числа земных поклонов, второе – в молении на коленах при пении «да ся исправить», третье – в пении по херувимской песни аллилуйа трижды вместо единожды, четвёртое – перенесение св. даров в молчании.

О всех этих мнимых изменениях мы уже говорили: о первом – в замечаниях на четырнадцатую статью, о втором – в замечании на пятнадцатую статью, о третьем и четвёртом – в замечаниях на предыдущую, двадцать пятую статью. Здесь приведём только о пренесении св. даров в молчании свидетельство Стрятинского Служебника 1604 г., напечатанного при ревнителе православия епископе Львовском Гедеоне Балабане. В литургии преждеосвященных на стр. 397 здесь читается: «Входит диакон во святый олтарь, кадит святую трапезу и святое предложение и иерея, и ставше вкупе глаголют: Ныне силы небесныя, трижды, и поклонившеся трищи, и отходят, и преносят святые дары по обычаю, не глаголют же ничесоже, и вшедше же полагает я иерей по обычаю на святей трапезе, и покрывает аером, не глаголя ничесоже над ним, точию кадит я». Значит, и правило переносить святые дары на литургии преждеосвященных в молчании не есть нововведение, как несправедливо утверждает Денисов.

 

Замечание на 27-ю статью: о отложениях в чине исповедания

Денисов обвиняет святую церковь за отложение в чине исповеди некоторых псалмов и молитв. Почему же он не обвиняет патриархов Иова, Филарета и Иоасафа за издание Потребников110, в коих не обретается тридесять первого псалма: Блажени имже отпустишася беззакония и последующих к тому тропарей, чтения Апостола и святого Евангелия и многих молитв, что в последующих изданиях Потребника обретается? Если потому Денисов не решился обвинять помянутых патриархов, что сделанные им сокращения в чине исповеди не касаются самого существа таинства, то он поступил справедливо: сделанные ими опущения действительно существа таинства покаяния не касаются. Но разве те опущения молитв и псалмов, за которые он обвиняет церковь и не хочет иметь с нею общения, касаются существа таинства? Денисов этого не доказал и доказать не мог. А между тем должно сказать, что тогда как в новопечатных Потребниках сокращения действительно не касаются существа таинства исповеди, в старопечатных Потребниках, напротив, есть недостаток в существенной части, или существенных словах чина исповеди. Катехизис Малый, напечатанный при патриархе Иосифе, о существе таинства исповеди на л. 37-м говорит так: «Вопрос: Како бывает разрешение грехов от духовного отца? Ответ: По слышании исповеди от кающегося священник добре разсудивши истинное его исповедание, сокрушение же сердечное (на поле: и усердие) и устроение ко целомудрению, тако же и произволение соблюдатися от грехов, разрешает его подостоинству покаяния от грехов, в нихже имать разрешити, или удержати. Разрешая же его в молитвах своих и употребляет сими словесы, глаголя: аз данною мне властию от Христа разрешаю тя во имя Отца и Сына и Святаго Духа, имиже творит его приятна телу и крови Господни, яко и на судном дни не имать быти осужден, по реченному: аминь, аминь глаголю вас: елика азе свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небеси». Из сих слов Малого Катехизиса ясно, что священник в разрешительных словах кающемуся выражает силу власти, данной ему от Христа на разрешение грехов, воздвизая сим и укрепляя его веру в силу таинства. В новопечатных Потребниках так именно и полагается – священник, разрешая кающегося от грехов, говорит «и аз, недостойный иерей, властию Его (Христа Спасителя), мне данною, прощаю тя и разрешаю от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»; во всех же старопечатных Потребниках при разрешении исповедника не поминается, что священник разрешает его от грехов в силу данной ему от Христа власти во имя Святыя Троицы, в них говорится только: «и тако поучив, и наказав много, и простит его, глаголя Чадо, прощает тя Христос невидимо, и аз грешный». Эти слова «прощает тя Христос невидимо» суть слова сказательные, или повествовательные, а не означающие власть прощающего прощать грехи, они подобны употребляемым и простолюдинами: «Бог тебя простит! » И в словах священника «и аз грешный» (подразумевается: прощаю тя) также нет указания, какою властию он прощает кающегося. Итак, мы видим, что даже в словах, которыми совершается самое таинство исповеди, старопечатные Потребники не согласны с Малым Катехизисом, напечатанном при патриархе Иосифе, представляют сокращение и опущение указанных в сем Катехизисе существенно необходимых для силы таинства разрешительных слов. Денисов за это существенное опущение старопечатные Потребники не обвиняет, а исправленные и за сокращение псалмов и тропарей обвиняет. Не есть ли это односторонность в суждении, и не делается ли только затем, чтобы отуманить простых читателей и отвратить их от св. церкви?

* * *

110

Смотри Потреб. п. Иоасафа 7143 г. в 3-е лето его патриаршества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...