Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические особенности лиц, практикующих медитацию




 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

Выполнил: слушатель программы. профессиональной переподготовки

«Педагогика и психология»

Долгих Евгения Александровна

 

__________ «___» _______ 2013г.

подпись

 

 

Допускается к защите Научный руководитель:

«____» ________2013г. старший преподаватель каферды

Руководитель практической психологии

программы Зинченко Татьяна Олеговна

доцент Худякова Т.Л.

_________________ __________ «___» _______ 2013г.

подпись подпись

 

 

ВОРОНЕЖ 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………...….……….......3

Глава 1. Теоретический анализ воздействия практики медитации на психофизическое состояние человека

1.1. Теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник………………………………………………………………..9

1.2. Анализ психофизиологических исследований медитации: научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния……………………..……………………………….25

1.3. Психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации…………………………………………………………………………...36

 

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, практикующих медитацию

2.1. Программа исследования……………………………………………….43

2.2.Результаты исследования и их анализ………………………………….49

2.3.Выводы…………………………………………………………………...83

Заключение …………………………………………………………………………87

Список используемой литературы ………………………………………………..89

Приложения…………………………………………………………..…..................95

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем так, будто никогда не умрём,

и умираем так, будто никогда не жили.

Пауло Коэльо, «Подобно реке».

Широко известно суждение Зигмунда Фрейда, которое он высказал в письме к своей последовательнице и поклоннице Марии Бонапарт: «Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьёзно болен» [64, с. 5].

По выражению всемирно известного психиатра и психотерапевта, создателя Третьей Венской школы психотерапии Виктора Франкла, «человек – это больше чем психика: человек – это дух» [63, с. 5].

Человек живёт в трёх измерениях: соматическом, психическом и духовном. Духовное измерение не может быть игнорируемым, так как именно оно делает нас людьми.

То, что является наиболее глубоко духовным в человеке – врожденное желание человека придать своей жизни так много смысла, как только возможно, актуализировать так много ценностей, сколь это возможно, — В. Франкл назвал волей к смыслу.

Эта воля к смыслу — наиболее человеческий феномен, так как животное не бывает озабочено смыслом своего существования. Терапевт, который игнорирует духовную сторону человека, отрицает одно из самых ценных его достоинств.

Утрата смысла собственного существования ведёт к состоянию так называемой экзистенциальной фрустрации, которая в определённых условиях может вести к неврозу или депрессии и суициду. Что интересно, подобные неврозы «экзистенциальной пустоты» составляют до 20% всех случаев неврозов [62].

В данной работе медитация рассматривается как способ достижения благоприятного психофизического и духовного состояний с тем, чтобы оценить влияние медитативных техник на психологические свойства и состояния личности.

По представлению автора данной работы, главная задача, которая стоит перед человеком – обрести духовную опору, найти смысл жизни, понять и реализовать своё «Я». Поиск собственного «Я» - это поиск своего места в мире, поиск ответов на самые главные вопросы: «Кто я?», «Для чего я живу?», «В чём смысл жизни?»

Актуальность исследования состоит в том, что именно медитация тысячелетиями была путём для человека, стремящегося превзойти ограниченные цели повседневного мира, давая возможность получить ответы на эти вопросы. Именно практика медитации может помочь обрести опору в наш век дефицита духовности, «экзистенциальной пустоты» и потери смысла жизни. Тема является очень актуальной для многих людей, интересующихся возможностями человеческой психики и духовного роста.

Ю. Л. Каптен [24] определил духовность как умение в совершенстве управлять своей психикой и умом, быть хозяином, а не рабом своих мыслей и эмоций. Научиться этому непросто, но в наших силах.

Преобразование нашего сознания, перестройка миросозерцания позволяют совместить высочайшие истины, настоящие духовные ценности с обычными рабочими буднями, с конкретной жизнью большинства людей. Так, Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти: «Что делать?...всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой» [24, с. 288].

Меняться внутренне, тренируя свой разум, – одно из самых увлекательных приключений в жизни. В этом заключается истинный смысл медитации.

Медитацию иногда называют прекращением внутреннего диалога, промежутком между мыслями, когда прежняя мысль ушла, прибытие новой задерживается… Переживание состояния внутреннего покоя даёт возможность познать самого себя, получить доступ к внутренней мудрости, помогающей найти выход из затруднительной ситуации, дать разрядку накопленным эмоциям или избавиться от назойливого физического дискомфорта. Это и есть самое эффективное средство от стрессов и внутренних проблем. Средство, быть может, самое сложное – и в то же время, самое простое.

Медитация может быть спонтанной, мы можем и не знать, что речь идет о медитации. Например, утром мысли растворяются в аромате свежесваренного кофе. А днем невзначай услышанный шорох кружащихся, поднятых ветром листьев, с лёгкостью уносит вдаль все наши размышления и думы.

У каждого бывали мгновения, когда наступает дезориентация во времени и пространстве, когда обнаруживаешь себя перед входом в иное состояние бытия, мгновения, когда личная точка зрения оказывается тривиальной и ее вытесняет интуитивное чувство великой гармонии со всем мирозданием.

В нашей культуре остаётся всё меньше времени, чтобы заниматься выяснением фундаментальных составляющих счастья. Всё больше людей разочаровываются в современном образе жизни. Они чувствуют, что их жизнь лишена красок, но не видят другого пути. Методы медитации могут изменить наш разум. Нет необходимости прикреплять к ним религиозную этикетку. У каждого из нас есть разум, и, значит, каждый может работать с ним.

В последние годы феномен медитации все больше и больше привлекает к себе внимание учёных по всему миру. Для исследования медитации используются самые современные научные методы, позволяющие получить уникальную информацию о том, как влияет медитация на различные функциональные системы и на организм человека в целом.

На сегодня мы уже можем сказать, что данная тема весьма подробно изучена в научной литературе (это наверняка удивит и заинтересует многих, до настоящего момента уверенных в ненаучности данного метода), в частности, существует достаточно информации о нейрофизиологических исследованиях состояний медитации.

Несмотря на это, на наш взгляд, существует необходимость сравнительных исследований личностной сферы и психологических особенностей людей, занимающихся медитацией. Именно к таким исследованиям относится данная работа, в чем и состоит её научная новизна.

Объект исследования – психологические аспекты медитации.

Предмет исследования – психологические особенности лиц, занимающихся медитативной практикой.

Цель исследования – изучить психологические особенности лиц, практикующих медитацию.

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Подобрать батарею методик, адекватных теме исследования.

3. Провести исследование, направленное на выявление психологических особенностей лиц, занимающихся медитативной практикой.

4. Проанализировать полученные данные.

Гипотезой исследования является предположение о том, что лицам, практикующим медитацию, присущи определённые психологические особенности. Мы предполагаем, что группа практикующих отличается по следующим психологическим параметрам:

1. Имеет более высокие показатели общего уровня самоактуализации, а также её отдельных показателей (ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность).

2. В структуре самоотношения практикующих больше выражены компоненты саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности.В то же время им не свойственны закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение.

3. В группе практикующих выше показатель позитивного одиночества и ниже показатели субъективного переживания одиночества и зависимости от общения.

4. В группе практикующих выше индекс выраженности базовых духовных переживаний.

Теоретической основой исследования стали работы таких авторов как Д. Голмен [10], Ю. Л. Каптен [24] – о практике медитации; Э. Дитрих [18] – о физиологических аспектах медитации; Дж. Гринберг [14] – о медитации как методе борьбы со стрессом, В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко [47, 48], Н.В. Абаев [1], Е. А. Торчинов [58, 59], С. А. Голошейкин [11-13], Т.М. Марютина [36], Н.Н. Любимов [60] – о современных исследованиях психофизиологического воздействия практики медитации на человека, А. Маслоу [37, 38], В. Франкл [63, 64] – о гуманистическом и экзистенциальном подходах к самоактуализации.

Контингент исследования: общее количество испытуемых – 30 человек; из них 15 составили группу 1 (практикующие медитацию) и 15 – группу 2 (непрактикующие). Половозрастной состав – женщины и мужчины 20 - 45 лет, в каждой группе 8 мужчин, 7 женщин.

Испытуемые являются студентами различных образовательных учреждений, в том числе факультета профессиональной переподготовки «Педагогика и психология» ВГПУ. В состав группы практикующих вошли участники проекта «Трансформация» (студия гармоничного развития), студенты классической философской школы «Новый Акрополь» г. Воронежа, а также другие практикующие, занимающиеся медитацией от 1,5 до 10 лет.

 

В работе использовался следующий комплекс методов:

I. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение и систематизация научных данных по теме исследования, имеющихся в психологической литературе и других информационных источниках.

II. Эмпирические методы – тестирование.

Использовались следующие методики:

1. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калиной) - адаптация опросника РOI / Personal Orientation Inventory by Everett Shostrom [37].

2. Методика исследования самоотношения (МИС, С. Р. Пантелеев) [55].

3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3: Осин, Леонтьев) [45].

4. Тест «Инспирит» («Индекс базовых духовных переживаний» Дж. Касса [57] в адаптации Н.В. Груздева, Д.Л. Спивака [55]).

Методы обработки данных: качественный и количественный анализ результатов исследования.

Структура работы включает: введение, две главы (теоретического и эмпирического характера), заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретический анализ воздействия практики медитации на психофизическое состояние человека

1.1. Теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник

Начните с медитации, и в вас начнут появляться новые качества –

тишина, безмятежность, блаженство, восприимчивость…

Ошо

В словаре «Клиническая психология» [26] дается следующее определение медитации:

Медитация (лат. meditatio — размышление, инд. аналог — дхиана – dhyāna – сосредоточение, созерцание) – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею и т. п., которое достигается путем сосредоточенности на одном объекте и устранении всех факторов, рассеивающих внимание, как внешних (звук, свет), так и внутренних (физическое, эмоциональное и другое напряжение). В рамках психологической науки медитация характеризуется в целом как прием психической тренировки, принимающий различные формы в зависимости от культурно-исторического окружения.

Однако зачастую западные определения не отображают сущности медитации. По восточным преданиям, медитация представляет собой процесс, посредством которого достигается просветление. Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере [66].

Медитация с древнейших времен рассматривалась на Востоке как средство самовыражения человека, позволяющее вместе с тем реализовать скрытые возможности человеческого «Я». Так, озарение и экстаз — не единственные следствия медитации. Другие «плоды» медитации, например, — изменение стереотипов поведения человека или исцеление.

Независимо от пола, возраста и других свойств человека и применяемых им конкретных методов медитации, ее основное назначение связано с познанием Бога, растворением в Нем своего «Я», включая самопознание. Такой аспект является доминирующим во всех восточных учениях — даосизме, буддизме, индуизме, тантризме, включая школы восточных единоборств (ушу, каратэ, айкидо, сумо, дзюдо) [24].

В качестве синонима медитации можно понимать и такое близкое понятие, как «созерцание» или «самосозерцание», или как «мысленное созерцание» какого-либо объекта [7, 23, 30, 31].

В труде «Физиологические аспекты йоги» Э. Дитрих под термином медитация понимает «психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутреннем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности» [18, с.75]. «Пассивное» означает здесь отсутствие какой-либо мыслительной деятельности.

В. Сидоров пишет: «Медитация — собранность внимания необычного рода и силы, когда человек как бы целиком сливается с предметом размышления. Это состояние — по большей части бессознательно — испытывали пишущий стихи и музыку, художник, артист. Но не только они. Каждый из нас, если разобраться, переживал когда-то такие моменты. В процессе медитации человек как бы пробивается к сокровенно-глубинному пласту своего существа, к своему так называемому высшему «Я». Начинают активно работать планы подсознания, вступают в действие механизмы интуиции, и вопросы получают молниеносно-мгновенное и чёткое решение. Мы привыкли называть это озарением, экстазом» [54, с. 33].

История медитации

Медитация как специальный метод познания высших философских истин и религиозных идей существовала с древнейших времен в культуре разных народов. Вопросы о смысле человеческого «Я», его свойствах, происхождении и предназначении естественно должны были возникнуть одновременно с приобретением человеком способности к абстрактному мышлению. Поэтому история становления и развития медитативных практик теряется в глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют данные о происхождении йоги. Так в одной из своих публичных лекций садху Свами Васвани сказал, что родиной Хатха-йоги является Лемурия (огромный древний материк-цивилизация, погибшая около 30—50 тыс. лет назад), Лайя-йога произошла от цивилизации Атлантиды, а Раджа-йога была внесена в Индию древними арийскими племенами-завоевателями. Поскольку медитация является единственным методом достижения Истины в Лайя- и Раджа-йоге, следовательно, период формирования медитативных практик можно отнести ко времени не позднее 10 тыс. лет до н. э. [24].

Того, что мы называем «психотехникой», в те времена не существовало как письменный источник, а передавалось из уст в уста, либо было сокрыто от посторонних самым тщательным образом.

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. [66]. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии. Наиболее глубокое развитие медитативные практики получили вбуддизме и индуизме.

Медитация в буддизме

Буддисты в целях отвлечения от суеты этого бренного мира и страданий, вызванных привязанностью к нему, а также для дисциплинирования ума и концентрации внимания на трансцендентальных объектах разработали множество практик работы с сознанием и его измененными формами, а также ввели понятия, описывающие эти состояния.

В своих статьях («Психологические аспекты медитации» [48], «Медитация как форма неопосредствованного познания» [47]) В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко говорят о буддизме как о предельно «практичном» и «прагматичном».

«Буддизм утверждает, что каждый человек в потенции способен перейти от состояния страдания к состоянию полной безмятежности, высшего покоя, глубокой мудрости, причем путем собственных волевых усилий и практических действий. Поэтому центральное место в буддийской концепции «спасения» от мирских заблуждений и страданий заняло учение о достижении состояния «просветления» или «пробуждения», которое стало высшей целью всех буддийских школ. Это обусловило важное значение в буддизме практических методов изменения исходного морально-психологического состояния человека», – из монографии Н.В. Абаева [1].

То, что ставили в качестве сверхзадачи отечественные психологи в начале революционного XX в., а именно формирование «нового человека», с иными целями, с большим успехом осуществляли буддийские учителя два с половиной тысячелетия назад. Так что основателем психологии как экспериментально-эмпирической науки о сознании можно считать Будду Шакьямуни, тем самым сдвинув сроки возникновения психологии на две с половиной тысячи лет назад, хотя, конечно, истоки медитативных практик уходят в еще более древнее прошлое.

Будда — не имя собственное и не титул. Будда — тот, кто достиг просветления и пребывает в состоянии нирваны. (Санкскритское слово «нирвана» происходит от глагольного корня «нирва» — успокаиваться, гаснуть, как светильник или как солнце на закате.) Психологически нирвана — особое измененное состояние сознания, характеризующееся внутренним покоем, снятием двойственности (выделенности себя из мира), ощущением интеграции с бесконечным космосом и переживанием единства со всем миром живой и неживой природы [48].

В буддийских практиках существуют различные типы объектов, на которых можно сосредотачиваться в процессе медитации: например, определенный объект, или даже сам ум, процесс мышления. В зависимости от рода объекта мы можем подразделить медитации на «медитации с формой» и «медитации без формы». В первом случае медитирующий направляет сознание на работу с объектом, имеющим определённую форму (цветок, пламя свечи и т.д.), во втором случае объектом медитации становятся не имеющие формы объекты (понятия, идеи и т.д., например, понятие Брахмана).

Другие техники успокоения мыслей связаны с сужением сознания, фиксацией его не на понятийных формах, а на непосредственных ощущениях, поступающих от органов чувств. Например, практика многодневной фиксации внимания на ходьбе, включающая непрерывное осознание каждого движения, или концентрация внимания на процессе вдоха и выдоха ведет к сужению сознания, а затем к переходу к его измененным формам [49]. В соответствии с природой объекта сосредоточения Дж. С. Эверли и Р. Розенфельд [66] выделяют четыре вида медитации:

1. Повторение в уме. В этом случае объектом для сосредоточения является какой–либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является «мантра». Мантра — это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, про себя или вслух. В эту категорию попадает и пение. В методике ТМ также используется мантра. Повторение молитвы также можно рассматривать как вид мантры.

2. Повторение физического действия. Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком–либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях, формах дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов. Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название «танцующих дервишей». Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3. Сосредоточение на проблеме. Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются «коаны» в дзен. В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача.

4. Зрительная концентрация. Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что–то другое. В восточных культурах для зрительной концентрации часто используются мандалы – геометрические фигуры и формы, важные с духовной и философской точек зрения.

Хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ, собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из головы [66].

Традиция дзен

В Китае санскритское слово «дхья́на» трансформировался в слово «чань», а в Японии – «дзен». Большинство Мастеров чань и дзен с уважением признают индийское происхождение этих понятий и сами истоки медитации относят к Гаутаме Будде.

Существует множество специфических практик в различных школах дзен [57]. Предметом концентрации в сходной с раджа-йогой школе дза-дзен (сидячий дзен) прежде всего является дыхание. Для того, чтобы научится контролировать ход мысли, используется постоянный подсчет вдохов (и выдохов), так что далее предметом медитации становится сам процесс дыхания. Здесь также придается огромное значение прямому положению спины.

Дзэнский мастер 14 века Бассуи поучает, что «дза-дзэн — это не что иное, как всматривание в свой собственный ум, без презрения, но и без восхищения теми мыслями, которые в нем возникают». Такое нейтральное положение является и средством, и целью дзэн. Оно должно выйти за пределы времени сидения в дза-дзэне, и должно быть привнесено во всю остальную жизнь [10].

Рус Сасакаи объясняет: «Человек, опытный в практике дза-дзэн, не зависит от того, находится ли он в спокойном месте на своей подушке для сидения. Те состояния сознания, которые вначале достижимы лишь в медитации, постепенно становятся продолжительными, распространяясь на всякую деятельность, в которую он только вовлечен» [10, с.42].

Во многих школах дзен, особенно в школе риндзай-дзен, работают с так называемыми коанами - логическими парадоксами или загадками, найти решение которых невозможно рассудочным путем. Коан является одним из уникальных методов достижения Дхианы.

Чтобы найти «решение», нужно выйти за пределы мышления путем освобождения ума от языковых ограничений. Получив коан наподобие «звук хлопка одной ладони» ученик все время удерживает его в уме. Что бы он ни делал, как только посторонние мысли вторгаются в его ум, он сразу же отпускает их и снова возвращается к своему коану. Когда он обнаруживает, что его рациональный ум не способен решить неразрешимое, его концентрация достигает лихорадочного напряжения, приводящего к осознанию полнейшей безвыходности положения. Когда способность перескакивать с одного на другое совершенно истощается, должен произойти прорыв к цели медитации, состоянию сатори, которое, по-видимому, соответствует индийскому самадхи. При вхождении в самадхи коан «раскрывает все свои секреты» [10].

В Японии дзен связан с различными прикладными формами, по-видимому, вследствие того, что исполнение движений в состоянии целостного восприятия приводит к максимальным двигательным достижениям (так, отсюда происходят самурайское фехтование на мечах, дзенское искусство стрельбы из лука, дзенская живопись, а также известное нам дзюдо) [49].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...