Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самоактуализация и её составляющие.




Для оценки самоактуализации двух групп, а также её составляющих использовался модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ.

Данная методика позволяет определить общий уровень самоактуализации и отдельные показатели по 11 шкалам:

1) ориентация во времени

2) ценности

3) взгляд на природу человека

4) потребность в познании

5) креативность (стремление к творчеству)

6) автономность

7) спонтанность

8) самопонимание

9) аутосимпатия

10) контактность

11) гибкость в общении

В таблице 1 и на рисунке 2 представлены результаты сравнительного анализа по методике САМОАЛ.

Наглядно видно, что средние показатели группы практикующих медитацию превосходят те же показатели группы непрактикующих по всем шкалам, кроме одной (табл. 1, рис. 2). По шкале потребности в познании данные очень близки друг к другу в пользу группы 2 (54,7 и 53,3 соответственно).

В ходе исследования с помощью U-критерия достоверности Манна–Уитни установлены достоверные различия (UЭмп<56) по следующим 5 шкалам:

· Самоактуализация (UЭмп = 34,5 при p ≤0,01)

Показатели самоактуализации группы практикующих медитацию достоверно выше показателей группы непрактикующих. Критерий в зоне значимости. Средние значение соответственно равны 67,3 и 55,1.

Следует отметить однородность выборки по уровню самоактуализации в группе практикующих (группа 1): в этой группах он имеет высокие значения, а стандартное отклонение принимает наименьшее значение из всех (6,6).

Таким образом все практикующие характеризуются высокими показателями самоактуализации и, соответственно, характеризуются б о льшим стремлением к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Для них всё более актуальными становятся потребности более высокого уровня: непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности.

· Ценности (UЭмп = 50,5 при p ≤0,01)

Показатели шкалы ценностей группы практикующих медитацию достоверно выше показателей группы 2. Критерий в зоне значимости. Средние значение соответственно равны 78,3 и 65,3.

Высокий балл по шкале ценностей свидетельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу [37, 38] относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.

Таблица 1. Результаты сравнительного анализа по методике САМОАЛ.

 

Показатели Практикующие Непрактикующие UЭмп
Средн. Станд.откл Средн. Станд.откл.
Самоактуализация 67,3 6,6 55,1 10,5 34,5
1. Ориентация во времени       13,6 59
2. Ценности 78,3 12,4 65,3 15,1 50,5
3. Взгляд на природу человека 57,3 15,8   14,7  
4. Потребность в познании 53,3 12,9 54,7 10,6  
5. Креативность   15,9 61,3 21,6 82,5
6. Автономность 69,8 11,9 50,7 23,1  
7. Спонтанность 65,4 13,7 56,4 16,7  
8. Самопонимание 53,3 25,8 48,7 24,2  
9. Аутосимпатия 65,5 16,1 51,5   64,5
10. Контактность 66,7 11,1     58,5
11. Гибкость в общении 66,7 10,5 53,3 13,5  

 

Жирным шрифтом в таблице обозначены достоверно различающиеся показатели, шрифтом с подчёркиванием – те, критерий по которым попал в зону неопределённости.

 

Рис. 2. Сравнительная диаграмма уровней самоактуализации и отдельных показателей по методике САМОАЛ.

 

· Взгляд на природу человека (UЭмп = 50 при p ≤0,01)

Показатели шкалы взгляда на природу человека группы практикующих медитацию достоверно выше показателей группы непрактикующих. Критерий в зоне значимости. Средние значение соответственно равны 57,3 и 42.

Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шкала описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретироваться как устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.

· Автономность (UЭмп = 52 при p ≤0,01)

Показатели шкалы автономность группы практикующих медитацию достоверно выше показателей группы непрактикующих. Критерий в зоне значимости. Средние значение соответственно равны 69,8 и 50,7.

Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и самоподдержка (self-support), направляемость изнутри (inner-directed), зрелость (ripeness). Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. Автономность – это позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от".

По шкале автономность в группе непрактикующих отмечается неоднородность (стандартное отклонение принимает значение >20), что говорит о значительных различиях по данному показателю внутри группы.

· Гибкость в общении (UЭмп = 51 при p ≤0,01)

Показатели шкалы гибкость в общении группы практикующих медитацию достоверно выше показателей группы 2. Критерий в зоне значимости. Средние значение соответственно равны 66,7 и 53,3.

Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении. Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением – стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Средние значения следующих 3-х шкал группы практикующих медитацию превосходят значения группы непрактикующих, но критерии попали в зону неопределённости (56<UЭмп<72):

· Ориентация во времени (UЭмп = 59 при p ≤0,01)

Среднее значение шкалы ориентации во времени группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы 2: 72 и 60. Критерий попал в зону неопределённости.

Шкала ориентации во времени показывает, насколько человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Высокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни "здесь и сейчас", способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат – это люди, невротически погруженные в прошлые переживания, с завышенным стремлением к достижениям, мнительные и неуверенные в себе.

По шкале ориентация во времени в группе практикующих отмечается довольно заметная неоднородность (стандартное отклонение принимает значение 19), в группе встречаются как лица, целиком живущие здесь и сейчас, так и склонные возвращаться к переживаниям прошлого.

· Аутосимпатия (UЭмп = 64,5 при p ≤0,01)

Среднее значение шкалы аутосимпатии группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы непрактикующих: 65,5 и 51,5. Критерий попал в зону неопределённости.

Аутосимпатия – естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки.

· Контактность (UЭмп = 58,5 при p ≤0,01)

Среднее значение шкалы контактности группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы непрактикующих: 66,7 и 50. Критерий попал в зону неопределённости.

Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В опроснике САМОАЛ [37] контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа синергической установки личности.

Критерии по 4-м шкалам попали в зону незначимости (UЭмп>72), таким образом, достоверных различий по ним не выявлено:

· Потребность в познании (UЭмп = 106 при p ≤0,01)

Средние значение шкалы потребности в познании групп максимально близки с небольшим перевесом в пользу группы непрактикующих: 53,3 и 54,7. Критерий в зоне незначимости.

Эта шкала описывает способность к бытийному познанию – бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. А. Маслоу [38] считал такое познание более точным и эффективным, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это. Высокая потребность в познании характерна для личности, всегда открытой новым впечатлениям.

· Креативность (UЭмп = 82,5 при p ≤0,01)

Среднее значение шкалы креативности группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы непрактикующих: 72 и 61,3. Критерий в зоне незначимости.

Стремление к творчеству или креативность – непременный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

По шкале креативностив группе непрактикующих отмечается неоднородность (стандартное отклонение принимает значение >20).

· Спонтанность (UЭмп = 76 при p ≤0,01)

Среднее значение шкалы спонтанности группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы непрактикующих: 65,4 и 56,4. Критерий в зоне незначимости.

Спонтанность – это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия.

· Самопонимание (UЭмп = 101 при p ≤0,01)

Среднее значение по шкале самопонимания группы практикующих медитацию превосходит среднее значение группы непрактикующих: 53,3 и 48,7. Критерий в зоне незначимости.

Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих.

По шкале самопонимания отмечается заметная неоднородность выборки в обеих группах. Здесь стандартное отклонение достигает своих максимальных значений (25,8 и 24,2 соответственно).

 

Структура самоотношения.

Исследование самоотношения проведено по методике исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС). В результате была выявлена выраженность отдельных компонентов самоотношения (табл. 2, рис. 3, 4), к которым относятся:

· закрытость

· самоуверенность

· саморуководство

· отраженное самоотношение

· самоценность

· самопринятие

· самопривязанность

· внутренняя конфликтность

· самообвинение

Диаграммы позволяют проследить различия групп по степени выраженности признаков (рис. 5 – 13).

Шкалы, характеризующие самоотношение:

Закрытость

Шкала "Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.

Таблица 2. Процентное соотношение низких, средних и высоких показателей самоотношения по шкалам.

Шкалы самоотношения % участников с низким (Н), средним (С), высоким (В) показателями
Практикующие Непрактикующие
Н С В Н С В
1. Закрытость            
2. Самоуверенность            
3. Саморуководство            
4. Отраженное самоотношение            
5. Самоценность            
6. Самопринятие            
7. Самопривязанность            
8. Внутренняя конфликтность            
9. Самообвинение            

Рис. 3. Результаты сравнительного анализа средних значений шкал по методике МИС.

Практикующие

Непрактикующие

Рис. 4. Диаграмма распределения процентного соотношения показателей низкого, среднего и высокого уровней в группах 1 и 2 (методика МИС).

Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем. Высокие значения по этому показателю получили 27% испытуемых в группе практикующих и 33% в группе непрактикующих (рис. 5).

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях. В обеих группах средние значения по шкале имеют 40% испытуемых.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего. Низкие значения по данному показателю получили 33% испытуемых в группе практикующих и 27% в группе непрактикующих.

 

Рис. 5. Результаты сравнительного анализа шкалы "Закрытость" по методике МИС.

Таким образом в группе практикующих больше лиц, характеризующихся глубокой осознанностью Я, повышенной рефлексивностью и критичностью, способностью не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на её значимость, и меньше тех, кто склонен к закрытости, неспособности или нежеланию осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Самоуверенность

Шкала "Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного "Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. Высокие значения по этому показателю получили 47% испытуемых в группе практикующих и 53% в группе непрактикующих (рис. 6).

Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство. Средние значения по этому показателю получили 46% испытуемых в группе практикующих и 34% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) отражают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность. Средние значения по этому показателю получили 7% испытуемых в группе практикующих и 13% в группе непрактикующих.

 


Рис. 6. Результаты сравнительного анализа шкалы " Самоуверенность" по методике МИС.

Таким образом группа практикующих уступает второй группе в самоуверенности и высоком самомнении, превосходя в средних значениях по показателю.

В то же время в группе практикующих выше процент испытуемых, неудовлетворённых собой и своими возможностями, склонных к сомнениям и недостаточному самоуважению.

 

Саморуководство

Шкала "Саморуководство" отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного "Я", либо внешних обстоятельств.

Высокие значения (8-10 стенов) характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Высокие значения по этому показателю получили 87% испытуемых в группе практикующих и 73% в группе непрактикующих (рис. 7).

Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности "Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям. Средние значения по этому показателю получили 13% испытуемых в обеих группах.

Низкие значения (1-3 стена) описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением. Низкие значения по этому показателю в группе практикующих не получил никто, в группе непрактикующих – 14% испытуемых.

 


 

Рис. 7. Результаты сравнительного анализа шкалы " Саморуководство" по методике МИС.

Таким образом большинство испытуемых в обеих группах отчетливо переживают собственное "Я" как внутренний стержень, интегрирующий и организующий личность и жизнедеятельность, считают, что их судьба находится в собственных руках; чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Тем не менее в группе практикующих процент таких людей выше: 87% против 73% в группе непрактикующих.

Ещё одно существенное различие состоит в том, что для 14 % группы непрактикующих присущи подвластность «Я» влияниям обстоятельств, неспособность противостоять судьбе, плохая саморегуляция, размытый фокус «Я», отсутствие тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом. В группе практикующих таких лиц нет.

 

 

Отраженное самоотношение

Шкала "Отраженное самоотношение" характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов. Высокие значения по этому показателю получили 40% испытуемых в группе практикующих и 27% в группе непрактикующих (рис. 8).

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие. Средние значения по этому показателю получили 53% испытуемых в группе практикующих и 60% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются. Низкие значения по этому показателю получили 7% испытуемых в группе практикующих и 13% в группе непрактикующих.

 

 


Рис. 8. Результаты сравнительного анализа шкалы

" Отраженное самоотношение " по методике МИС.

Таким образом, группа практикующих превосходит группу непрактикующих по количеству лиц, воспринимающих себя принятыми окружающими людьми, уверенных в том, что их личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание. Количество же испытуемых, склонных ожидать противоположные чувства по отношению к себе от других, в группе практикующих меньше.

 

Самоценность

Шкала "Самоценность" передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного "Я" для других.

Высокие значения (8-10 стенов) принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. Высокие значения по этому показателю получили 67% испытуемых в группе практикующих и 53% в группе непрактикующих (рис. 9).

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. Средние значения по этому показателю получили 27% испытуемых в обеих группах.

Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного "Я". Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности. Низкие значения по этому показателю получили 6% испытуемых в группе практикующих и 20% в группе непрактикующих.

 


Рис. 9. Результаты сравнительного анализа шкалы " Самоценность " по методике МИС.

Таким образом группа практикующих превосходит группу непрактикующих по количеству испытуемых, заинтересованных в собственном Я, испытывающих любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Так же в группе практикующих меньше лиц, сомневающихся в ценности собственной личности, ответственности, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Самопринятие

Шкала "Самопринятие" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего "Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком. Высокие значения по данному показателю получили 33% испытуемых в группе практикующих и 80% в группе непрактикующих (рис. 10).

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Средние значения по данному показателю получили 60% испытуемых в группе практикующих и 20% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. Низкие значения по данному показателю получили 7% испытуемых в группе практикующих и никто в группе непрактикующих.

 

 


Рис. 10. Результаты сравнительного анализа шкалы " Самопринятие" по методике МИС.

Группа практикующих заметно уступает группе непрактикующих по количеству лиц, характеризующихся дружеским отношением к себе, согласием с собой, одобрением своих планов и желаний, эмоциональным, безусловным принятием себя такими, как есть, даже с недостатками. Для некоторого количества испытуемых характерно низкое самопринятие, в то время как в группе непрактикующих таких лиц нет. В то же время по средним значениям признака группа практикующих заметно превосходит вторую группу.

Самопривязанность

Шкала "Самопривязанность" выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают устойчивую "Я"-концепцию, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке. Высокие значения по данному показателю получили 40% испытуемых в группе практикующих и 20% в группе непрактикующих (рис. 11).

Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Средние значения по данному показателю получили 33% испытуемых в группе практикующих и 60% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) фиксируют высокую готовность к изменению "Я"- концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального "Я". Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе. Низкие значения по данному показателю получили 27% испытуемых в группе практикующих и 20% в группе непрактикующих.

 


Рис. 11. Результаты сравнительного анализа шкалы " Самопривязанность" по методике МИС.

Таким образом, в группе практикующих больше лиц, отличающихся большей привязанностью к Я-образу, нежеланием меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Одновременно с этим в ней больше испытуемых, желающих что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, склонных к неудовлетворённости собой. Группа непрактикующих превосходит первую группу по количеству средних показателей.

Внутренняя конфликтность

Шкала "Внутренняя конфликтность" определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим "Я", стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между "Я" реальным и "Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя. Высокие значения по данному показателю получили по 13% испытуемых в каждой группе (рис. 12).

Средние значения (4-7 стенов) характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Средние значения по данному показателю получили 27% испытуемых в группе практикующих и 40% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. Низкие значения по данному показателю получили 60% испытуемых в группе практикующих и 47% в группе непрактикующих.


Рис. 12. Результаты сравнительного анализа шкалы

" Внутренняя конфликтность" по методике МИС.

Итак, в обеих группах количество испытуемых, для которых характерно наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласие с собой, тревожно-депрессивные состояния, чувство вины, невелико – по 13%.

В группе практикующих больше процент лиц с низким уровнем внутренней конфликтности – две трети испытуемых и меньше лиц со средним уровнем – около трети. В группе непрактикующих участники с низкими и средними показателями по шкале делятся примерно пополам.

Самообвинение

Шкала "Самообвинение" характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я".

Высокие значения (8-10 стенов) можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного "Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Высокие значения по данному показателю получили 27% испытуемых в группе практикующих и 20% в группе непрактикующих (рис. 13).

Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих. Средние значения по данному показателю получили 6% испытуемых в группе практикующих и 27% в группе непрактикующих.

Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. Низкие значения по данному показателю получили 67% испытуемых в группе практикующих и 53% в группе непрактикующих.

 

 

Рис. 13. Результаты сравнительного анализа шкалы " Самообвинение" по методике МИС.

По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...