Выраженность базовых духовных переживаний.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Для изучения выраженности базовых духовных переживаний был использован тест «Инспирит» («Индекс базовых духовных переживаний») Дж. Касса в адаптации Н. В. Груздева, Д. Л. Спивака [55, 68]. Чем выше индивидуальное значение индекса, тем более зрелыми являются религиозно-психологические представления и установки субъекта (внутренняя религиозная ориентация). Средние значения индекса базовых духовных переживаний в группе практикующих и непрактикующих равны соответственно 3,3 и 2,7 (табл. 4). Индекс выраженности духовных переживаний в группе практикующих достоверно выше индекса группы непрактикующих (UЭмп=55,5 при p ≤0,01). Таблица 4. Результаты сравнительного анализа по методике «Инспирит».
Интерпретация значений индекса выраженности базовых духовных переживаний: 1 – 2 – низкий 2 – 3 – средний 3 – 4 – высокий
Рис. 18. Результаты сравнительного анализа по методике «Инспирит». По результатам эмпирического исследования группа практикующих характеризуется более зрелыми религиозно-психологическими представлениями и установками. В отличие от группы непрактикующих здесь полностью отсутствуют низкие показатели индекса базовых духовных переживаний. Группа практикующих превосходит группу непрактикующих по количеству лиц с высокими показателями индекса: 73 и 53% (рис. 18). Под базовым духовным переживанием понимается как определенное событие и когнитивная оценка этого события, которая привела человека к убеждению о существовании Бога, так и переживание глубокой внутренней связи с Богом (ощущение внутреннего присутствия Бога, единения с Богом).
По мнению автора, в результатах теста «Инспирит» находят своё прямое подтверждение идеи А. Маслоу [37, 38] о пиковых переживаниях как об особенности самоактуализирующейся личности. Познание путём пиковых переживаний как средство «острого переживания своей тождественности», равно как и положение о здоровой психике, как о психике, способной «трансцендироваться в окружающий мир», – эти идеи вошли также и в золотой фонд трансперсональной психологии. 2.3. Выводы В результате проведения эмпирического исследования выявлены психологические особенности у лиц, практикующих медитацию, по сравнению с испытуемыми, не занимающимися данной практикой. 1. По результатам исследования самоактуализации установлено, что группа практикующих медитацию по сравнению с группой непрактикующих имеет более высокие показатели средних значений по всем шкалам за исключением шкалы потребности в познании, где значения очень близки (табл. 1, рис. 2). При этом наиболее ярко проявляются различия следующих шкал (по ним установлены достоверные различия с помощью U-критерия достоверности Манна–Уитни): · Общий уровень самоактуализации Все практикующие характеризуются высокими показателями самоактуализации Для них актуальными становятся потребности более высокого уровня: непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, свершение своей миссии или призвания, более полное познание, принятие своей собственной изначальной природы. · Ценности Практикующие разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу [33, 34] относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах.
· Взгляд на природу человека Практикующим свойственны естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность, вера в людей и в могущество человеческих возможностей, что является устойчивым основанием для искренних и гармоничных межличностных отношений · Автономность Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна. Автономность – это направляемость изнутри, позитивная "свобода для" в отличие от негативной "свободы от". · Гибкость в общении Практикующие способны к самораскрытию, ориентированы на личностное, аутентичное взаимодействии с окружающими, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям Менее выражены, но имеются различия по шкалам: · Ориентация во времени Практикующим более свойственно жить настоящим, не откладывая свою жизнь "на потом" и не пытаясь найти убежище в прошлом. Понимая ценность жизни "здесь и сейчас", они способных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. · Аутосимпатия Аутосимпатия – это хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция», служащая источником устойчивой адекватной самооценки. · Контактность Практикующие способны к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. Здесь под контактностью понимается общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми. Не выявлено достоверных различий по 4-м шкалам (критерии попали в зону незначимости): потребность в познании, креативность, спонтанность, самопонимание. 2. По результатам исследования самоотношения были выявлены различия в выраженности его отдельных компонентов. В целом для группы практикующих характерны более высокие показатели: · Саморуководства Практикующие считают себя основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов, переживая собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность.
· Отраженного самоотношения Практикующие воспринимают себя принятыми окружающими людьми. Они чувствуют, что другие их любят и ценят. · Самоценности Практикующие высоко оценивают свой духовный потенциал, богатство внутреннего мира, склонны ценить собственную неповторимость. · Самопривязанности Практикующие обнаруживают устойчивую "Я"-концепцию, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Для группы практикующих характерны менее высокие показатели: · Закрытости Практикующим присуща внутреннюю честность, открытость отношений с самими собой, развитая рефлексия и глубокое понимание себя. · Самопринятия Группа практикующих критичнее относится к себе и своим недостаткам. · Внутренней конфликтности Практикующие в целом положительно относятся к себе, ощущая баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, довольны сложившейся жизненной ситуацией и собой. · Самообвинения Для практикующих не свойственна излишняя выраженность отрицательных эмоций в адрес своего "Я". По показателю самоуверенности группы оказались равны. 3. По результатам исследования особенностей переживания одиночества выявлено, что в группе практикующих средние показатели субъективного переживания одиночества и зависимости от общения ниже, чем в группе непрактикующих, а показатель позитивного одиночества выше. По показателю зависимости от общения показатели группы практикующих достоверно ниже показателей группы непрактикующих. 4. По результатам изучения выраженности базовых духовных переживаний, индекс выраженности духовных переживаний в группе практикующих достоверно выше индекса группы непрактикующих, что говорит о более зрелых религиозно-психологических представлениях и установках (внутренней религиозной ориентации) группы практикующих медитацию. Таким образом, полученные нами результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В теоретической части работы рассмотрены вопросы о сущности медитации, истории и особенностях медитативных техник, а также раскрыты теоретические аспекты влияния практики медитации на человека. Существующие русские и зарубежные эмпирические исследования медитации единогласно приходят к выводу, что практика медитации является мощнейшим средством достижения благоприятного психофизического и духовного состояний, чему учёные приводят научное обоснование. С психолого-педагогической точки зрения медитация представляет собой специальный процесс обучения человека психической саморегуляции и духовному самосовершенствованию. В. В. Шлахтер в диссертации «Акмеологические и психо-педагогические аспекты медитации как метода самовоспитания личности» называет освобожденную от мистически-иррациональных толкований и религиозных обоснований медитацию самой эффективной и проверенной временем психотехнологией духовного и нравственного самосовершенствования [65]. Проведённое нами эмпирическое исследование позволило выявить психологическую специфику практикующих медитацию. Для лиц, занимающихся медитативной практикой, характерны более высокие показатели самоактуализации и составляющих её шкал: ценности, взгляд на природу человека, автономность, гибкость в общении, ориентация во времени, аутосимпатия, контактность. В самоотношении практикующих обнаруживают себя более высокие показатели саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, одновременно с этим присутствует критичность к себе (показатели по шкале самопринятия ниже, чем в группе непрактикующих). Практикующим не свойственны закрытость (в том числе как защитное поведение), внутренняя конфликтность и самообвинение.
Практикующие медитацию меньше страдают от одиночества и менее зависимы от общения, при этом они ценят ситуации уединения, находя в них ресурс, стремясь осознанно уделять этому время. Индекс выраженности базовых духовных переживаний в группе практикующих выше индекса второй группы, что говорит о более зрелых религиозно-психологических представлениях и установках (внутренней религиозной ориентации) группы практикующих медитацию. Выдвинутая гипотеза нашла подтверждение в данной выпускной квалификационной работе. Поставленная цель достигнута, задачи выполнены. Хотя экспериментальное изучение медитации уже принесло свои плоды, оно все еще находится на ранней стадии. Сравнительно мало можно сказать об отношениях между традиционными целями медитации и экспериментальными измерениями. По словам Р. Уолша [61, с.212], «частоте сердцебиения уделялось гораздо больше внимания, чем раскрытию сердца. В дальнейших исследованиях нужно будет уделить больше внимания продвинутым практикам и их трансперсональным целям, таким, как повышенная концентрация, этика, любовь, сострадание, великодушие, мудрость и служение. Надежда на взаимообогащение медитации и науки осуществилась лишь частично, однако эта сфера заслуживает дополнительных усилий».
Данной работой я бы хотела возбудить интерес современных психологов и психотерапевтов к медитативным практикам, дающим бесценный опыт соприкосновения с беспредельным и являющим собой неисчерпаемый кладезь психологических знаний. Западные психологи, начиная с К. Г. Юнга [42, 67] и продолжая в лице лидеров трансперсональной психологии С. Грофа [15], А. Минделла [41], К. Уилбера [60], Р. Уолша [61] и других [48] уже соприкоснулись с бездонной глубиной этих учений и многое взяли в собственные практики и психотехники. В отечественной психологии также имеются яркие исследователи (А.Н. Волкова [9]; И.Н. Карицкий [25]; В.В. Козлов [28]; В.В. Майков [27]; Г.В. Ожиганова [44]), работающие резонансно медитативным практикам. СПИСОК используемой ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае / Н. В. Абаев. – Новосибирск: Наук, 1989. – 272 с. 2. Айенгар Б. К. С. Йога-сутры Патанджали. Прояснение / Б. К. С. Айенгар. – М.: Альпина, 2013. – 386 с. 3. Афтанас Л. И., Голошейкин С. А. Динамика корковой активности в условиях измененного состояния сознания: исследование медитации с помощью ЭЭГ высокого разрешения // Физиология человека. – 2003. – Т.29. – с.18-27. 4. Афтанас Л. И., Голошейкин С.А. Влияние длительной медитативной практики на механизмы психоэмоциональной реактивности: корковые и вегетативные корреляты / III Всероссийская конференции с международным участием «Механизмы функционирования висцеральных систем», 2003. – с. 73. 5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с. 6. Буддхагхоша. Висуддхимагга (Путь очищения; Way to Purity, a compendium of Theravada teaching)- (http://www.urbandharma.org/udharma14/pathpure.html) 7. Бхактиведанта А. Ч. Бхагавад-Гита как она есть. А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. – М.: Бхактиведанта Бук Траст, 1984, – 816 с. 8. Быстров В. И. Йога. Полная система упражнений / В. И. Быстров. – Минск: Харвест, 2008. – 352 с. 9. Волкова А.Н. Феноменология мистического опыта / А.Н. Волкова. – СПб.: УМЦ Ком. по образованию Адм., 2002. – 228 c. 10. Голмен Д. Многообразие медитативного опыта / Д. Голмен. – М.: София, 1993. – 86 с. 11. Голошейкин С. А Психофизиологический анализ механизмов медитации с использованием ЭЭГ высокого разрешения / С. А. Голошейкин // Интегративная физиология. Сборник научных работ. – Новосибирск: НГПУ, 2001. – с.122-129. 12. Голошейкин С. А. Влияние длительной медитативной практики на корковые и вегетативные механизмы стресс-реактивности / С. А. Голошейкин, Л. И. Афтанас // Бюлл. СО РАМН. – 2002. - №3. – С.100-106. 13. Голошейкин С. А. Медитация с точки зрения науки / С. А. Голошейкин // Наука и религия. – 2005. – № 6. – с. 46. 14. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. – СПб.: Питер, 2002. –496 с. 15. Гроф С. Холотропное сознание / С. Гроф. – М.: Ганга, 2002. – 267 с. 16. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Педагогика, 1991. 17. Диагностика самоактуализации личности (А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.426-433. 18. Дитрих Э. Физиологические аспекты йоги / Э. Дитрих. – СПб.: Веди, 1993. – 144 с.: ил. 19. Добротолюбие (греч. φιλοκαλείν — Филокалия) — сборник духовных произведений православных авторов IV—XV веков – (http://azbyka.ru/otechnik/?Dobrotoljubie/dobrotoljubie_soderzhanie) 20. Елагин Н. В. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника с приложением его наставлений и келейного монастырского правила / Н.В. Елагин. – СПб., 1863. – 416 с. 21. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: МПСИ, Флинта, 2003. – 336 с. 22. Зинченко Т. О. Методы саморегуляции участников образовательного процесса: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования» / Т. О. Зинченко, С. А. Красненкова, Е. В. Лактионова. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. – 240 с. 23. Камалашила. Бхаванакрама (Трактат о созерцании) / Камалашила. – М: Наука, 1963, – 60 с. 24. Каптен Ю. Л. Основы медитации: Ввод. практ. курс / Ю. Л. Каптен. – СПб.: Андреев и сыновья, 1991. – 329 с. 25. Карицкий И.Н. Теоретико-методологическое исследование социально-психологических практик / И.Н. Карицкий. – М.: Социум, 2002. – 268 c. 26. Клиническая психология. Словарь / под ред. Н.Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 416 с. 27. Козлов В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние / В.В. Козлов, В.В. Майков. – М.: Изд-во Института Трансперсональной психологии, 2000. 28. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания / В.В. Козлов. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 544 с. 29. Кришнамурти Дж. Первая и последняя свобода. Навстречу жизни / Дж. Кришнамурти. – Харьков: Весть, 1994. – 414 с. 30. Кузанский Н. О вершине созерцания / Н. Кузанский. – М: Мысль, 1980. – с. 417—430. 31. Кузанский Н. Об искании Бога / Н. Кузанский. – М: Мысль, 1979. – с. 288—303. 32. Леонова А. Б. Психологические технологии управления состоянием человека / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. – М.: Смысл, 2009. – 312 с. 33. Лэнгле А. Грандиозное одиночество: нарциссизм как антропологическо-экзистенциальный феномен / А. Лэнгле // Московский психотерапевтический журнал. – 2002. – № 2. – с. 34. 34. Любимов Н.Н. Технологии, основанные на эффектах Трансцендентальной Медитации. Обзор литературы и предварительные данные / Н. Н. Любимов, Е.Н. Истратов, Т. В. Орлова. – (http://1-veda.info/_tm/scientific_researches/)
35. Маноча Р. О полезности медитации: выдержки из статьи / Р. Маноча. – (http://russia-sahajayoga.ru/sahaja-yoga/o-poleznosti-meditacii/) 36. Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков // Портал Института международных программ РУДН. – (http://www.ido.rudn.ru/psychology/psychophysiology/11.html) 37. Маслоу А. Мотивация и личность /А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – 478с. 38. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 2011. – 496 с. 39. Маслоу А. Психология Бытия: биографический очерк / А. Маслоу. – (http://www.syntone.ru/library/books/content/538.html?current_book_page=all) 40. Мертон Т. Дзэн и голодные птицы / Т. Мертон, Д. Т. Судзуки. – (http://www.universalinternetlibrary.ru/book/7866/ogl.shtml) 41. Минделл А. Сновидение в бодрствовании / А. Минделл. – М.: АСТ, 2003. 42. Моаканин Р. Психология Юнга и буддизм / Р. Моаканин. – М.: Коло - Панглосс, 2004. – 160 с. 43. Научные исследования медитации: анализ электроэнцефалограммы. – (http://buddho.org.ru/fruits/nauchnye-issledovaniya-meditatsii-analiz-elektroentsefalogrammy) 44. Ожиганова Г.В. История психологии: концептуальные подходы и методы исследования / Г.В. Ожиганова // Психол. журн. – 2004. – № 3. 45. Осин Е. Н. Внутренняя структура дифференциального опросника переживания одиночества (ДОПО-3) / Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев // Современная психодиагностика в период инноваций: сборник тезисов II Всероссийской научной конференции. – Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, 2010. – с. 132−135. 46. Ошо Багван Шри Раджниш. Оранжевая книга. Введение в медитации Ошо / Ошо Багван Шри Раджниш. – СПб.: Весь, 2009. – 192 с. 47. Петренко, В. Ф. Медитация как форма неопосредствованного познания / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вопросы философии. – 2008. – №8. – с. 83-101. 48. Петренко, В.Ф. Психологические аспекты медитации / В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко // Вестник Московского университета. – 2008. – №1 январь-март 2008. – с. 68-96. 49. Пронников В. А. Японцы. Этнографические очерки / В. А. Пронников, И. Д. Ладанов. — Москва: Наука, 1983. — 270 с. 50. Пути за пределы «эго» / под редакцией Р. Уолша и Ф. Воон // Роджер Уолш: Исследование медитации: состояние искусства. – М.: Открытый Мир, 2006. – 392 с. 51. Пути за пределы Эго / под ред. Р. Уолша и Ф. Воон. – М.: ТПИ, 1996. 52. Ротенберг В. С. Сновидения, гипноз и деятельность мозга / В. С. Ротенберг. — М.: Центр гуманитарной литературы РОН, 2001. — 254 с. 53. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003. - 712 с. 54. Сидоров В. Семь дней в Гималаях / В. Сидоров. – М., 1982. 55. Справочник практического психолога. Психодиагностика / Под ред. С.Т.Посоховой. — СПб.: Сова, 2005. – 671 с. 56. Столин В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Издательство Московского Университета, 1983. – 288 с. 57. Судзуки С. Сознание Дзен, сознание начинающего / С. Судзуки. – (http://pda.tr200.biz/knigi_religija/?kniga=359505&page=1) 58. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций / Е. А. Торчинов. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – 304 c. 59. Торчинов Е. А. Трактат о пробуждении веры в Махаяну (Махаяна шраддхотпада шастра) / Е. А. Торчинов. – СПб.: Издательство Буковского, 1997. 60. Уилбер К. Интегральная психология: Сознание. Дух. Психология. Терапия / К. Уилбер. – М.: ACT, 2004. 61. Уолш Р. Основание духовности: семь главных практик для пробуждения сердца и ума / Р. Уолш. М.: АСТ, 2004. – 381 с. 62. Франкл В. Доктор и душа / В. Франкл. – СПб.: Ювента, 1997. 63. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Франкл. – СПб.: Речь, 2000. – 286 с. 64. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. — 368 с.: ил. 65. Шлахтер В. В. Акмеологические и психо-педагогические аспекты медитации как метода самовоспитания личности: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.13 / В. В. Шлахтер – электронная библиотека диссертаций disserCat. – (http://www.dissercat.com/content/akmeologicheskie-i-psikho-pedagogicheskie-aspekty-meditatsii-kak-metoda-samovospitaniya-lich) 66. Эверли Дж.С. Стресс: природа и лечение / Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд. – М.: Медицина, 1985. – 224 с. 67. Юнг К.Г. Синхроничность / К.Г. Юнг. – М.: Ваклер, 1997. 68. Kass J. D. Health Outcomes and a New Index of Spiritual Experiences / J. D. Kass, R. Friedman, J. Lesserman, P. Zuttermeister, H. Benson. – (http://www.outcomesdatabase.org/node/617)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Таблицы первичных результатов
Приложение 2. протоколы исследования испытуемых (группа практикующих)
Приложение 3. протоколы исследования испытуемых (группа непрактикующих)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|