Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическое воздействие




Хотя представление о медитации просто как о релаксации является крайним упрощением, в ходе практики медитативные состояния начинают тяготеть к большему покою, положительным эмоциям, к большей чувствительности в восприятии и интроспекции. Переживания более опытных практиков включают глубокую умиротворенность, концентрацию и радость, сильные положительные эмоции любви и сострадания, глубокое проникновение в природу ума и различные трансцендентные состояния, охватывающие весь диапазон классического мистического опыта [13].

Медитация – способ налаживания диалога между сознанием и подсознанием. Во время медитации содержание подсознания «всплывает», проявляет себя в сознании. Медитативная практика способствует развитию интуиции, пробуждает ее, что может стать важным ресурсом в повседневной жизни, особенно при решении творческих, нестандартных задач.

Повышение способности восприятия дает возможность рассмотреть собственные психологические процессы и привычки. Одно из первых прозрений состоит в обнаружении того, насколько обычное состояние нашего ума бесконтрольно, бессознательно, непробуждённо и наполнено фантазиями. Классическое утверждение, что необученный ум подобен «буйной пьяной обезьяне» и что приручение ума — это «искусство искусств и наука наук», вскоре обретает для начинающего реальный смысл [38].

Интересно изучение (на основе теста Роршаха) восприятия людей, практикующих буддийскую медитацию, — от начинающих до просветлённых мастеров. Начинающие демонстрируют обычные реакции, в то время как испытуемые, обладающие большой степенью концентрации, видят на картах Роршаха не обычные образы животных и людей, а только светлые и темные узоры. Тот факт, что их ум менее склонен к преобразованию этих структур в организованные образы, соответствует утверждению, что концентрация фокусирует ум и уменьшает число ассоциаций.

Отчеты мастеров представляют неподдельный интерес, и вот почему. Во-первых, они рассматривали не только образы, но и само чернильное пятно как проекцию ума. Во-вторых, не проявляли никаких признаков инстинктивных конфликтов, будучи, по-видимому, свободными от конфликтов психологических, считаемых неотъемлемой частью человеческого опыта. Это соответствует классическому утверждению, что на высшей стадии медитации психологическое страдание может быть значительно ослаблено. Третья и четвертая особенности состояли в том, что мастера медитации организовывали свои реакции на все десять карт в последовательное развитие одной темы: учение о природе человеческого страдания и о возможностях его облегчения. Другими словами, они превратили тесты Роршаха в обучение для исследователей [50].

У людей, практикующих медитацию, постепенно снижается склонность к психологическим защитам, они меньше вступают в конфликты. Медитация способна оказывать разнообразное воздействие на людей, в частности, её действие отражается на общем улучшении психического и физического здоровья и саморегуляции.

В 2003 в институте физиологии СО РАМН были проведены системные психофизиологические исследования психоэмоционального состояния у практикующих Сахаджа йога медитацию с использованием методики ЭЭГ (электроэнцефалография – метод исследования функциональной активности мозга). По этой теме С.А. Голошейкиным [11-13] защищена диссертация «Психофизиологический анализ особенностей эмоциональной реактивности у лиц, практикующих медитацию».

Работа посвящена актуальной проблеме изучения влияния регулярной практики медитации на возникновение устойчивых функциональных изменений в психоэмоциональном пространстве у человека.

В результате было показано, что по сравнению с контрольными испытуемыми медитаторы характеризуются более высокой психоэмоциональной стабильностью, что находит свое отражение в более низких уровнях тревожности и нейротизма, расширенном спектре положительных эмоциональных переживаний, более быстром восстановлении после стрессирующих воздействий, а также лучшими способностями к идентификации и выражению эмоций [12].

Нейрофизиологические исследования О. Коёкиной [34] влияния трансцендентальной медитации на состояние сознания и активность мозга показывает, что постепенное развитие изменений в зависимости от продолжительности опыта и объёма практики сопровождается возникновением в активности мозга признаков, характерных для творческой деятельности и развития личности.

Исследования показывают, что людям, продолжительное время и с успехом практикующим медитацию, свойственны некоторые общие черты: повышенный интерес к внутреннему опыту, открытость к необычным переживаниям, самоконтроль, способность к концентрации, уменьшенная склонность к неврозам и большая открытость к принятию неблагоприятных характеристик личности [65].

Терапевтическое действие

Медитативные практики, которые использовались нашими предками несколько тысяч лет назад для оздоровления и долголетия, получают всё больше признания в современной психотерапии.

Исследования показывают, что медитативные техники эффективны при лечении различных психологических нарушений, таких как тревожные состояния и невроз тревоги, фобии, посттравматические стрессы, бессонница, депрессия, пищевые расстройства, наркомания и алкоголизм.

При исследовании клинических показаний доказано, что медитация предотвращает перенапряжение, устраняет болевые ощущения, снижает уровень кортизола. Медитация используется для избавления от мышечного напряжения, тревожности, злоупотребления наркотиками. В результате медитации снижается артериальное давление, ритм дыхания и сердцебиения, электрическая активность кожи, усиливается приток крови к рукам и ногам[14].

В 2002 году Исследовательский центр естественной терапии при Королевской клинике для женщин в Сиднее провел исследования эффективности сахаджа медитации для людей с астмой средней и тяжелой степени, у которых все еще оставались выраженные симптомы. Группа продемонстрировала значительные улучшения в ключевых показателях эмоционального здоровья и качества жизни. Что наиболее важно - медитационный подход произвел значительные изменения в гиперреактивности дыхательных путей, что говорит о том, что этот метод действительно может оказывать воздействие на патофизиологические процессы [35].

В комплексном обзоре психологических эффектов медитации Шапиро и Жибер приводят примеры исследований, в которых обнаружено, что медитация снижает тягу к употреблению наркотиков, силу страхов и фобий [14].

Дж. С. Эверли и Р. Розенфельд [66] на основе своих клинических наблюдений и исследовательской работы делают вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Эксперимент института физиологии СО РАМН показал, что как и у всех нормальных людей, у медитаторов можно вызвать состояние эмоционального стресса. Однако, медитаторы, как оказалось, имеют дополнительные физиологические механизмы контроля, позволяющие им уменьшить разрушительное воздействие стресса на состояние психического и физического здоровья. Практическую ценность этого, пожалуй, нет нужды объяснять. Таким образом, регулярная практика медитации приводят к усилению психоэмоциональной стабильности, что находит свое отражение на состоянии субъективного эмоционального пространства, а так же характере функционирования центральной и вегетативной нервных систем [4, 12].

В статье «Психологические аспекты медитации» В.Ф. Петренко и В.В. Кучеренко описывают и проводят анализ общности ряда буддийских медитативных практик и современных психотерапевтических методик [48].

В самой Индии медитативные упражнения йоги успешно применяются в психиатрической практике, есть случаи излечения тяжелобольных людей [24].

Эффект дза-дзэн был использован в Японии в психотерапевтических целях. В этом направлении работали профессор Сома Морита (1874—1938) и его ученики из медицинской школы в Дзикэйкай. Впоследствии их идеи были развиты в медицинской школе Токийского университета. Заметный вклад в эту и ряд смежных проблем научного анализа дзэн внес японский психолог Кодзи Сато [49].

В диссертации В. В. Шлахтер [65] упоминается: исследования медитации доказали её положительное влияние на психологию развития человека, улучшение состояния здоровья, решение личных проблем и достижение успехов в избранной деятельности, облегчение обучения эффективному самоконтролю и овладению приёмами духовного саморазвития.

Одно хорошо контролируемое исследование показало положительное воздействие медитации на людей пожилого возраста. Группа престарелых, обслуживаемых на дому, средний возраст которых составлял 81 год, обученная ТМ, показала лучшие результаты по тестам обучаемости и психического здоровья, чем контрольная группа того же возраста, членов которой обучали релаксации, другим психическим техникам, или группа вообще не проходивших специальной подготовки. Наиболее удивительным было то, что по прошествии трех лет все медитирующие были живы, в то время как из не практиковавших ТМ, в живых осталось только 63 процента. В течение тысячелетий йоги утверждали, что практика созерцания способствует долгожительству, и это утверждение теперь невозможно игнорировать [50].

Систематизируя положительное влияние упражнений в медитации на человека, Ю. Л. Каптен [24] выделяет следующие основные аспекты:

1. Повышение интеллектуальных способностей, глубины восприятия действительности и отдельных явлений, развитие аналитических возможностей, облегчение переходов от дедуктивного мышления к индуктивному и наоборот, улучшение памяти.

2. Выработка чувства глубинного спокойствия, восстановление нарушенной психики, приобретение повышенных способностей к управлению нервно-психической деятельностью; лечение психических заболеваний, ликвидация бессонницы.

3. Общее оздоровление организма, профилактика общих функциональных расстройств; повышение выносливости организма и устойчивости к разного рода заболеваниям.

4. Повышение эстетических вкусов, развитие чувства гармонии, красоты.

5. Выработка экстрасенсорных способностей, «сверхъестественных» возможностей человека.

После успешного проведения научных исследований по изучению реактивности головного мозга человека под влиянием трансцендентальной медитации в Институте мозга при РАМН и в Европейском Институте Махариши академик Н.Н. Любимов [34] вышел в Правительство России с предложением, обосновывающим применение этой технологии в учебных заведениях для преподавателей и студентов. Н.Н Любимов утверждал, что использование медитации сопровождается у человека улучшением восприятия раздражителей, улучшением интуиции, анализа раздражителей и совершенствованием локомоторных актов. Исследования под его руководством показали неоспоримые возможности этой технологии по мобилизации скрытых резервов мозга человека.

Помимо частных эффектов систематические медитации вызывают то, что принято называть системным эффектом. Он проявляется, прежде всего, в изменениях генеральной линии поведения человека. Его поступки становятся все более и более осмысленными, в мотивации той или иной деятельности начинают проявляться высшие ценности — доброта по отношению к окружающим, доброжелательность даже к малознакомым людям, способность к бескорыстным делам.

Таким образом, мы рассмотрели такие вопросы как теоретические и исторические аспекты медитации, особенности медитативных техник; анализ психофизиологических исследований медитации и научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния; психологическое и психотерапевтическое воздействие практики медитации на человека и пришли к выводу, что психологические особенности лиц, практикующих медитацию, изучены крайне мало. В связи с этим мы разработали собственное эмпирическое исследование, в котором используем следующие понятия:

Медитация – психическое усилие в состоянии бодрствования, означающее пассивное сосредоточение на внешнем или внутреннем объекте, автоматически ведущее к субъективному ощущению целостности; пассивное в этом контексте означает отсутствие какой-либо мыслительной деятельности

(по Э. Дитриху [18]).

Психологические особенности, чувствительные к воздействию практики медитации: самоактуализация, ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность, гибкость в общении; саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение; субъективное переживание одиночества, зависимость от общения, позитивное одиночество; выраженность базовых духовных переживаний.

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей лиц, практикующих медитацию

2.1. Программа исследования

Объект исследования – психологические аспекты медитации.

Предмет исследования – психологические особенности лиц, занимающихся медитативной практикой.

Цель исследования – изучить психологические особенности лиц, практикующих медитацию.

Задачи исследования:

1. Сформировать выборку исследования.

2. Подобрать батарею методик, позволяющих исследовать психологические особенности лиц, занимающихся медитативной практикой.

3. Провести эмпирическое исследование по выбранной теме.

4. Сравнить результаты выделенных групп испытуемых и сделать выводы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что лицам, практикующим медитацию, присущи определённые психологические особенности. Мы предполагаем, что группа практикующих отличается по следующим психологическим параметрам:

1. Имеет более высокие показатели общего уровня самоактуализации, а также её отдельных показателей (ориентация во времени, ценности, взгляд на природу человека, автономность).

2. В структуре самоотношения практикующих больше выражены компоненты саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности.В то же время им не свойственны закрытость, внутренняя конфликтность, самообвинение.

3. В группе практикующих выше показатель позитивного одиночества и ниже показатели субъективного переживания одиночества и зависимости от общения.

4. В группе практикующих выше индекс выраженности базовых духовных переживаний.

Контингент исследования составили – 30 человек: 15 в основной группе – группе 1 (практикующие медитацию) и 15 – в группе 2 (непрактикующие). Испытуемые являются студентами различных образовательных учреждений, в том числе факультета профессиональной переподготовки «Педагогика и психология» ВГПУ. В состав группы практикующих вошли участники проекта «Трансформация» (студия гармоничного развития), студенты классической философской школы «Новый Акрополь» г. Воронежа, а также другие практикующие, занимающиеся медитацией от 1,5 до 10 лет.

Половозрастной состав – женщины и мужчины 20 - 45 лет, в каждой группе 8 мужчин, 7 женщин. Выбор широкого возрастного диапазона обусловлен тем, что медитативные практики воздействуют на психологическое и физиологическое состояние людей любой возрастной категории.

Проведено индивидуальное тестирование двух групп испытуемых. Данные обработаны с использованием математико-статистических методов: подсчитывались средние значения и стандартные отклонения, проводился сравнительный анализ данных (по критерию Манна-Уитни). Затем проведена обработка – описание и интерпретация эмпирических данных.

Первичные результаты исследования представлены в приложениях, а среднегрупповые приведены ниже, в таблицах и графиках.

Методики исследования

В данной работе использовались следующие методики:

1. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ (А. В. Лазукин в адаптации Н. Ф. Калиной) - адаптация опросника РOI / Personal Orientation Inventory by Everett Shostrom [37].

2. Методика исследования самоотношения (МИС, С. Р. Пантелеев) [55].

3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3, Осин, Леонтьев [45].

4. Тест «Инспирит» («Индекс базовых духовных переживаний» Дж. Касса в адаптации Н.В. Груздева, Д.Л. Спивака) [55, 68].

1. Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ [37] – предназначен для определения уровня самоактуализации личности (данную методику также можно использовать для изучения поведенческого компонента самосознания).

Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность сложилось на основе логического исследования особенностей жизни, ценностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А. Маслоу.

Теория самоактуализации А. Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предпринял Э. Шостром, опубликовавший в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). Конкретные вопросы этого опросника были отобраны из большого набора поведенческих и ценностных индикаторов. Для выявления этих индикаторов Шостром опросил практикующих психологов, работающих в русле гуманистического подхода в психотерапии, и обобщил их опыт. Работа по анализу и отбору суждений, вошедших в тест, он проводил на протяжении нескольких лет.

Опросник измеряет самоактуализацию как многомерную величину. В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывающая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пытаясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на себя, а не на ожидания или оценки других людей. Кроме того, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

В настоящей работе использовалась адаптация теста РОI, опросник САМОАЛ. Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура опросника (типы шкал) и формулировка диагностических суждений. Первый вариант САМОАЛ создавался в 1993-1994 гг. Н. Ф. Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А. В. Лазукин [39].

Методика включает 100 парных утверждений, из которых в процессе опроса необходимо выбрать одно, распределенных по 11 шкалам, а также предполагает вычисление общего показателя самоактуализации.

2. Методика исследования самоотношения – МИС С. Р. Пантелеева [55] – предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения.

В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В. В. Столина [56], который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Испытуемым предлагается 110 утверждений. Необходимо отметить + (да) в случае согласия с содержанием суждения, и (нет) в случае несогласия.

3. Дифференциальный опросник переживания одиночества (Осин, Леонтьев) [45] включает 55 утверждений. Шкалы этого опросника измеряют субъективное переживание одиночества (изоляции, нехватки эмоциональной близости с людьми) и два взаимосвязанных аспекта отношения к нему: зависимость от общения (негативное представление об одиночестве, неспособность выносить уединение, поиск контактов) и позитивное одиночество (умение принимать и ценить ситуации уединения, находить в них ресурс для творчества и саморазвития).

Переживание одиночества представляет собой сложный и многоаспектный феномен. По данным многочисленных эмпирических исследований, одиночество связано с депрессией, тревогой, враждебностью, склонностью к суициду, соматическими проблемами. В то же время, ряд авторов подчеркивают ценность уединения, которое дает человеку возможность для встречи и конструктивного диалога с самим собой, необходимыми для развития личности (П. Тиллих, К. Юнг, А. Маслоу, И. Ялом, В. Франкл, А. Лэнгле, и мн. др.) [33, 38, 45, 64]. Как отмечал П. Тиллих [45], одиночество может победить лишь тот, кто способен вынести уединение: можно предположить, что одиночество является не проблемой, а вызовом, и воздействие одиночества на личность определяется способностью личности совладать с ним.

4. Тест «Инспирит» («Индекс базовых духовных переживаний») Дж. Касса в адаптации Н. В. Груздева, Д. Л. Спивака [55, 68] – предназначен для изучения выраженности базовых духовных переживаний у здоровых людей в условиях стресса. Методика содержит 7 вопросов.

При интерпретации полученных результатов учитывается, что под базовым духовным переживанием понимается как определенное событие и когнитивная оценка этого события, которая привела человека к убеждению о существовании Бога, так и переживание глубокой внутренней связи с Богом (ощущение внутреннего присутствия Бога, единения с Богом). Чем выше индивидуальное значение индекса, тем более зрелыми являются религиозно-психологические представления и установки субъекта (внутренняя религиозная ориентация).

Для анализа результатов исследования выделяем следующие параметры:

1. Общий уровень самоактуализации и её показатели по 11 составляющим шкалам:

1) ориентация во времени

2) ценности

3) взгляд на природу человека

4) потребность в познании

5) креативность (стремление к творчеству)

6) автономность

7) спонтанность

8) самопонимание

9) аутосимпатия

10) контактность

11) гибкость в общении

2. Самоотношение, включающее следующие показатели:

1) закрытость

2) самоуверенность

3) саморуководство

4) отраженное самоотношение

5) самоценность

6) самопринятие

7) самопривязанность

8) внутренняя конфликтность

9) самообвинение

3. Особенности переживания одиночеста:

- субъективное переживание одиночества

- зависимость от общения

- позитивное одиночество

4. Индекс базовых духовных переживаний.

2.2. Результаты исследования и их анализ

Для обработки результатов использовались методы статистической обработки данных.

Выборочное среднее значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у обследованной группы испытуемых. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить об относительной степени развития у людей, составляющих эти выборки, оцениваемого качества.

Среднестатистическое отклонение как статистическая величина характеризует, насколько частные значения отклоняются от средней величины в данной выборке. Чем больше среднестатистическое отклонение, тем больше разброс данных.

Общая выборка испытуемых разделена на группу 1 – группу практикующих и группу 2 – группу непрактикующих. Для доказательства, что можно сравнивать эти группы, вычисляется U-критерий достоверности Манна–Уитни [21]. Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

В нашем случае каждая группа испытуемых состоит из 15 человек. UКр.= 56 при p≤0,01; UКр.= 72 при p≤0,05 (рис. 1).

UКр
p≤0.01 p≤0.05
   

Рис. 1. Критические значения критерия (n=15).

Для подтверждения гипотезы о достоверном различии признака UЭмп должен принять значение ниже <56 (это зона значимости). При попадании значения в область между 56 и 72 речь идёт о зоне неопределённости, а при значении выше >72 – различия не подтверждаются (зона незначимости).

Далее приводится сравнительный анализ результатов двух групп по избранным методикам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...