Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медитация как состояние сознания




В процессе медитации достигается своеобразная «пустота» сознания — состояние, которое не поддается вербализованному описанию.

В. С. Ротенберг [52] определяет сознание в психологическом аспекте как знание о собственном знании объективной реальности, противостоящей познающему субъекту, и о себе как о субъекте познания.

Западный вариант определения сознания таков. Однако в восточном представлении сознание понимается несколько шире. Р. Уолш [51] говорит о том, что сознание в концепции философии понимается как дух, являющийся фундаментальной природой, или субстратом реальности и называемый также Брахманом, Дао или Богом.

Обратимся к словам С.Л. Рубинштейн о сознании: «по самому смыслу и существу сознание — всегда есть осознание чего-то, что находится вне его. Сознание — это осознание вне его находящегося объекта, который в процессе осознания трансформируется и выступает в форме, в виде ощущения, мысли. Этим, конечно, не отрицается различие сознания и его объекта — бытия, но вместе с тем подчеркивается единство сознания, ощущения, мышления и т. д. с их объектом» [53, с. 121].

Состояние медитации — это прежде всего состояние углубленной сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происxодит в определенной последовательности психофизиологических актов, складывающихся в единый, целостный и непрерывный процесс. Первичным этапом во всех вариантах практики является достижение медитирующим состояния расслабленности, пониженной чувствительности к внешним объектам, отрешенности от них, а также — от других, второстепенных внутренних переживаний. Это — общее свойство, присущее всем религиозным, религиозно-философским, психотерапевтическим и другим медитативным практикам. Умение же отрешиться от всего постороннего, реализуемое разными людьми в различной степени, прямо связано со степенью сосредоточенности, и оно является условием, без которого состояние транса остается недостижимым [24].

В состоянии медитации достигается особое состояние сознания, являющееся скорей предметом рассмотрения трансперсональной психологии, нежели общей.

Медитативные техники опираются на своеобразные, во многом схожие учения о сознании, наиболее подробно разработанные в буддизме.

Сознание «обычного» человека рассматривается в единстве двух главных аспектов существования и функционирования [10]:

1. «Чистое сознание» - фундаментальный, сущностный аспект, одновременно представляющий собой истинную природу и сущность всех вещей и явлений, является постоянной и неизменной основой сознания;

2. «Загрязненное», «омраченное» сознание - преходящий и изменчивый аспект, делающий восприятие иллюзорным, от которого можно избавиться путем психической саморегуляции и тем самым освободить сознание от его омрачающего воздействия. Их комплекс, «сознание-хранилище», рассматривается как постоянно изменяющийся поток сознания. Оно представляет собой взаимодействие и взаимопроникновение двух аспектов, таким образом, что они одновременно не едины и не различны.

«Омраченный» аспект сознания, согласно шастре, формирует «семена» («отпечатки», «следы») всех прошлых событий, поступков, желаний, идей и впечатлений, память о которых сохраняется в «сознании-хранилище». Исходя из этого можно понять идею кармы, как идею обусловленности восприятия, мышления, поведения. Одно из главных таких «омрачающих» формирований - комплекс «Я». Согласно буддийской теории индивидуального «Я», ни сам комплекс, ни элементы, из которых он состоит, никакой конкретной сущностью не обладают и не имеют реального бытия.

Одним из основных факторов, «омрачающих» сознание человека, является логическое мышление, основанное на «различении», выделении отличительных признаков, вербализации и концептуализации вещей и явлений действительности, которые на самом деле свободны от всего этого. «Омрачённое» сознание видит мир расколотым на оппозиции, разделенным на индивидуальные признаки и формы, увешанным ярлыками с наименованиями, принимая все это за истинную реальность. «Все дхармы, - говорится в шастре, - изначально лишены всех вербальных признаков, всех форм описания, обозначения и наименования, всех форм концептуализации» [59, с.64].

Согласно шастре, для достижения «просветленного» состояния необходимо лишь освободиться от ложного мышления, «омрачающего» изначально чистое по своей природе сознание. В шастре поясняется, что под освобождением от ложных мыслей подразумевается непосредственное созерцание того, что находится за пределами мыслей, т.е. вне вербальной реальности. Если предположить возможность восприятия без категоризации, это будет восприятие единства, причем объект восприятия не будет отличен от субъекта. От ситуации «я осознаю нечто» остается только предикат «осознается», который сам по себе смысла не имеет. Поэтому такое состояние сознания характеризуется в буддизме как состояние «ни осознавания, ни неосознавания», в котором «нет ни ощущений, ни их отсутствия». Здесь налицо выход за пределы возможностей языка [23, 59].

Надо заметить: пробуждённые состояния крайне редки. Они никогда не случаются с большинством медитирующих. Их вероятность увеличивается по мере накопления опыта медитации и многих других факторов, таких как глубина концентрации, чистота и спокойствие ума, терпение и энергия. Наши повседневные игры в медитацию — это далеко еще не пробужденные состояния сознания, хотя иногда они приближают к границам нашего обычного сознания. Подлинно пробуждённые состояния сознания радикально отличаются от всех форм обычного сознания.

Основатели и первые последователи каждой из мировых религий имели опыт таких пробуждённых состояний. Моисей, получающий десять Заповедей, сорокадневное пребывание Иисуса в пустыне, видения, ниспосланные Магомету Аллахом, просветление Будды под деревом Бодхи — все это экстраординарные состояния сознания. Эти трансцендентные состояния вдохновляли церкви, монастыри, монашеские ордена и породили теологию, богословие [10].

 

1.2. Анализ психофизиологических исследований медитации: научное обоснование медитации как средства достижения благоприятного психофизического состояния

Духовные упражнения и медитация через последовательные ступени

ведут к цели — познанию.

Г. Гессе

Исследование медитации — молодое, но бурно растущее направление. По данным Р. Уолша [51] насчитывается более полутора тысяч публикаций, в которых рассматривается воздействие медитации на человека.

На востоке медитация изучается давно и в большом объёме. С 1920 г. в Японии ведутся экспериментальные исследования психофизиологических процессов в организме под влиянием дзэн. Рассматриваются явления «озарение», «просветление». В 1940-е впервые была сделана попытка научного объяснения методики дза-дзэн (медитация сидя). Психолог Кодзи Сато пропагандировал дзэн как законченную систему воспитания и наиболее эффективную методику самосовершенствования личности [49].

В 50-е годы в ряде стран, прежде всего в США, начались специальные исследования. Наиболее заметными работами стали исследования Э. Мопина («Дзэн-буддизм: психологическое обозрение», «Индивидуальные различия и медитация дзэн»). Практика медитации активно изучается Vigh в Венгрии, Mukerji и Spiegelhoff в ФРГ, Funderburk в США и другими авторами [18].

Медитативная практика относится к методам психофизической саморегуляции.

По Т. О. Зинченко «методы саморегуляции – научно обоснованные способы воздействия на себя с помощью внутренних средств» [22, с.43]. Они ориентированы на обучение человека специальным приёмам управления собственным состоянием, которые в дальнейшей жизни могут использоваться им самостоятельно [5].

А. Б. Леонова и А. С. Кузнецова [32] к числу основных групп методов психологической саморегуляции также относят техники нервно-мышечной релаксации, аутогенную тренировку, идеомоторную тренировку, приёмы сенсорного репродуцирования образов, самогипноз.

Многочисленные исследователи сходятся во мнении: медитация – один из важнейших методов саморегуляции, замечательный способ управления стрессом, а также источник позитивных эмоций у человека. Даже непродолжительные занятия медитативными практиками положительно сказываются на здоровье человека. Продолжительные занятия развивают более устойчивые навыки саморегуляции.

В данной работе мы отметим общепризнанные эффекты медитации.

В первую очередь необходимо отметить, что, вопреки мнению огромного числа скептиков, медитация - не миф, а реальность.

Современные научные исследования неоспоримо доказывают, что медитация – это сложный нейрокогнитивный процесс, вызывающий изменения биоэлектрической активности центральной и вегетативной нервных систем человека, что соответственно отражается на психическом уровне в виде специфических переживаний медитативного опыта. Совокупность этих изменений позволяет классифицировать возникающие медитативные состояния как «состояния измененного сознания», отличающиеся от обычного бодрствования и сна [11].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...