Темы рефератов и курсовых работ
3. 244 Ситуация. Родителям хотелось бы воспитать сына уверенным в себе, настойчивым в достижении цели. ? Какие могут быть причины возникновения неуверенности ребенка в себе, в своих возможностях? Решение. Есть ряд взаимодополняющих объяснений. Самое простое следует из теории «обучения на моделях» (А. Бандура). Родители, родственники, друзья служат образцами для подражания. Другое объяснение дает теория «выученной беспомощности» (М. Селинман). На формирование личности ребенка влияют не только «модели», служащие для копирования, но и реакции родителей и всех окружающих людей. Беспомощность возникает как состояние в ситуации, когда внешние события от ребенка не зависят и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить («все равно накажут»). Еще одним объяснением неуверенности может быть отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных возможностей как результат большого количества негативных оценок со стороны окружающих (родителей, учителей и др. ), что формирует низкую самооценку. Это совершенно не значит, что неуверенность генетически заложена. Хотя надо иметь в виду, что ребенок появляется на свет с определенными задатками и способностями и, возможно, с некоторыми физическими (психическими) недостатками, которые могут усложнять ему задачу социализации. 3. 245 Задание. Предложите старшему дошкольнику нарисовать что–нибудь на следующие темы: «Приятное – неприятное», «Радость – печаль», «Красивое – безобразное» и т. д. Понаблюдайте за процессом рисования. Проанализируйте детский рисунок, обратив внимание: ♦ на тему рисунка и его название; ♦ на наличие замысла, изобразительных навыков;
♦ на планирование работы; ♦ на использование цвета; ♦ на продолжительность рисования; ♦ на соответствие замысла результату. Отметьте особенности отношения ребенка к изображаемому. 3. 246 Задание. Мама предлагает ребенку альбом для раскрашивания и коробку цветных карандашей. Малыш должен сделать «нарядным» в книжке, например, петушка. С этой целью мама достает из коробки красный карандаш и спрашивает: – Какого цвета этот карандаш? – Красный. – Посмотри, где в книжке петушок, что у него красное? – Гребешок. – Раскрась его красным карандашом. Затем мама таким же образом направляет работу сына с карандашами других цветов. Далее можно провести игру на развитие внимания ребенка. С этой целью мама обращается к нему: «Посмотри, карандаши каких цветов лежат на столе? » Ребенок называет цвет каждого из них. «А сейчас, – говорит мама, – карандаши проверят, какой ты внимательный. Один из них будет прятаться, а ты должен угадать, какой карандаш спрятался. Закрой глаза». Мама прячет один из карандашей. Открыв глаза, ребенок определяет, карандаш какого цвета «спрятался». Игра повторяется 4–5 раз. В заключение мама подводит итоги. 3. 247 Задание. Продумайте систему вопросов, с помощью которых можно получить представление о самооценке дошкольника. Ответ. Вопросы для самооценки дошкольника могут быть такие. 1. Любишь ли ты, когда тебя хвалят? (Если да, то за что? ) Как часто тебя хвалят? Хотелось бы, чтобы тебя чаще хвалили? (Если не любишь, когда тебя хвалят, то почему? ) 2. Какую из построек ты мог бы сделать? (Показать 3 образца, разные по сложности. ) 3. Нравится ли ребятам с тобой играть? Какие роли тебе дают ребята? Какую роль ты сам бы выбрал? 3. 248 Задание. Понаблюдайте за поведением дошкольника в группе сверстников. Определите по поведению его самооценку.
3. 249 Задание. Создайте мотивационную ситуацию, ради которой ребенок может отказаться от привлекательной для него игры. Ответ. Пример: Саша (6 лет) с увлечением играет с конструктором. У бабушки в этот момент на кухне разбилась чашка. Она порезала руку и просит внука помочь. Внук, услышав страдальческие нотки в голосе бабушки, перестал играть, помог бабушке, а затем вернулся к игре. 3. 250 Задание. Понаблюдайте за особенностями проявления чувств дошкольника. Отметьте: ♦ какие чувства проявляются у ребенка чаще всего; ♦ как часто изменяется эмоциональное состояние ребенка (в течение дня, недели); ♦ на что преимущественно направлены чувства ребенка. 3. 251 Задание. Предложите детям разных возрастов сделать тематический рисунок «Дети учатся в школе». Сравните различия в рисунках детей в зависимости от степени их готовности к обучению в школе. 3. 252 Задание. Проведите наблюдение за детьми разных возрастов и выделите признаки, характеризующие появление у детей учебных интересов. 3. 253 Задание. Проведите наблюдения за детьми с целью выяснения: а) каковы различия восприятия разных по содержанию картин у одного и того же ребенка; б) каковы различия в восприятии какой–либо определенной картины у детей разных возрастов; в) как будет изменяться восприятие картины ребенком в зависимости от характера вопросов, задаваемых ему («Что нарисовано? », «Что делают действующие лица? », «Что было до того, как художник нарисовал, и что будет потом? » и др. ). 3. 254 Задание. Проведите эксперимент по выявлению продуктивности запоминания дошкольниками словесного материала: а) в ролевой игре; б) в игре с правилами (подвижной и настольной). 3. 255 Задание. Понаблюдайте за детьми в процессе их общения со взрослыми и сверстниками и сделайте вывод о зависимости развития речи от характера общения со взрослыми и сверстниками. 3. 256 Задание. Предложите детям разных возрастов нарисовать рисунки на темы: «Смешное», «Грустное», «Радость», «Счастье», «Горе» и др. Запишите высказывания по поводу нарисованного. Дайте психологический анализ детских рисунков с точки зрения особенностей их воображения. Что оказывает влияние на развитие разных видов воображения дошкольника?
3. 257 Задание. Проведите наблюдения за взаимоотношениями взрослого и дошкольника, определите стиль руководства. Сделайте вывод о характере влияния взрослого на формирование личности ребенка. 3. 258 Задание. Проведите исследование межличностных взаимоотношений в одной из групп детского сада: а) используя метод наблюдения и беседы; б) используя метод социометрии. Сопоставьте результаты и сделайте вывод. 3. 259 Задание. Используя метод изучения продуктов деятельности, проанализируйте рисунки детей, в которых отражается смысл эмоционального отношения к разнообразным жизненным ситуациям. 3. 260 Задание. Выявите с помощью наблюдения и беседы основные мотивы, побуждающие ребенка осуществить волевое поведение. 3. 261 Задание. Проведите беседу с ребенком 6–7 лет о школе, проанализируйте ответы детей с точки зрения готовности их к школе. Подготовьте необходимые рекомендации родителям каждого ребенка. 3. 262 Задание. Понаблюдайте за первоклассником (в начале учебного года) на уроке, на перемене, в ГПД и дайте анализ положительных качеств и недостатков подготовки детей к школе. Разработайте тематику консультаций для родителей детей, которые психологически еще не готовы к школе. Подберите научно–популярную литературу по этой проблеме.
Темы рефератов и курсовых работ
1. Значение игры для психического развития ребенка. 2. Значение игр для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников. 3. Психологический анализ коллективных форм трудовой деятельности дошкольников. 4. Формирование социально–психологической готовности к труду у дошкольников. 5. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности. 6. Формирование познавательных интересов дошкольников. 7. Моделирование в учебной деятельности дошкольника. 8. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. 9. Приемы и способы управления вниманием детей раннего и дошкольного возраста.
10. Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника. 11. Роль образной основы в развитии мышления у дошкольников. 12. Значение общения со взрослыми и сверстниками для развития активной речи детей дошкольного возраста. 13. Влияние деятельности на развитие личности дошкольника. 14. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте. 15. Эмоционально–волевые особенности дошкольника. 16. Индивидуальный подход к детям в процессе формирования их личности. 17. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных психологов. 18. Проблема развития мышления в работах отечественных психологов. 19. Школа творческой личности в детском саду (ТРИЗ). 20. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника. 21. Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте. 22. Психическое развитие детей 6 лет, начинающих обучение в школе. 23. Сенсорное развитие в работах отечественных психологов. 24. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста. 25. Пути формирования творческих путей дошкольника в процессе конструктивной деятельности. 26. Зарождение игры в раннем возрасте. 27. Почему дети лгут? 28. Анализ детских рисунков в связи с познавательной деятельностью. 29. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя. 30. Эмоционально–личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|