! Надо помнить, что страхи коренятся не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка, в его отношении к окружающему миру.
3. 223 Ситуация. В семье дети получают первые и, возможно, главные представления о ролях мужа и жены, отца и матери, хозяйки дома и воспитателя. ? Что является главным в жизни ребенка дошкольного возраста для усвоения взрослых социальных ролей? Решение. С дошкольного возраста начинается процесс активного усвоения взрослых социальных ролей, которые постигаются через игру. Играя в «дочки–матери», «доктора», «гостей», «школу», «магазин», дети получают возможность примерить на себя те роли, с которыми они столкнутся в жизни. Значение игры как школы жизни трудно переоценить. На основе игрового личного опыта складывается индивидуальный диапазон ролей. 3. 224 Ситуация. Очень часто приходится слышать детское «купи да купи». Чаще всего взрослые на подобные просьбы ребенка отвечают отказом. Мама Оли (3 года) никогда не говорила своей дочери слов «нет», «нельзя», «никогда». Она старалась обсудить ситуацию в доступном для ребенка контексте и найти компромисс, устраивающий обеих. Через некоторое время она заметила, что дочь стала излагать свои просьбы на удивление деликатно: «Мамочка, купи мне что–нибудь одно и совсем немножко». ? На какие особенности развития психики ребенка опиралась мама Оли? Решение. Здесь учитывались особенности развития самосознания ребенка, его самостоятельности («Я сам! »). Начиная с этого возраста ребенок не должен слышать от родителей при отказе слово «Нельзя! ». ! Каждый раз нужно оговаривать условия, при которых все–таки «можно», ни в коем случае не отмахиваться: «когда–нибудь», «потом». Дети с конкретным, наглядно–действенным мышлением не терпят неопределенных обещаний.
3. 225 Ситуация. К вам обратилась мама Вадика (6 лет) за психологической помощью. Как именно вы поведете себя в подобной ситуации? ? Дайте психологическое обоснование вашего предпочтения. Решение. В самом начале общения следует дать понять маме, что ее внимательно выслушают, не перебивая. Уточнения и наводящие вопросы должны быть заданы позднее. Ваши рассуждения могут содержать слова, которые, повлияв на сознание родительницы, лишат ее тем самым возможности правильно сформулировать суть мучающей ее проблемы. Как только прояснится суть проблемы, можно приступать к выяснению других вопросов, необходимых для полного освещения проблемы и ее разрешения. 3. 226 Ситуация. Нередко родители усиленно опекают ребенка для того, чтобы создать у него чувство защищенности и, соответственно, внутреннего комфорта. ? Может ли появиться страх у детей, когда их чрезмерно опекают? Решение. Когда ребенка излишне опекают, оберегая от воздействия окружающего мира, он ощущает себя маленьким и слабым, мир представляется ему большим и враждебным, чужим и неизвестным. А неизвестное страшит вдвойне. Кроме того, детские страхи часто вызываются конфликтами в семье, возникающими между родителями. Чаще подвержены страхам дети чувствительные, впечатлительные, ранимые. Порой дети внешне не проявляют своего беспокойства. ! Надо помнить, что страхи коренятся не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка, в его отношении к окружающему миру. 3. 227 Ситуация. Некоторые мамы, не обремененные профессиональной карьерой, не торопятся отдавать своих малышей в детский сад. Тогда общение с другими детьми происходит в различных кружках, студиях, секциях. ? Равноценна ли эта замена? Решение. Нет, не равноценна. В детском саду ребенок учится общению, существованию в обществе и коллективе, а в студиях такое общение всегда более узконаправленное.
! Родителям следует обращать внимание на среду общения своего ребенка. 3. 228 Ситуация. Любой ребенок страдает, когда родители ссорятся. Реакция детского организма на споры родителей может быть самой неожиданной. ? Может ли у ребенка возникнуть из–за этого такое сложное заболевание, как недержание мочи? ? Что посоветовать родителям в таком случае? Решение. Среди множества причин энуреза психологический фактор (психическое расстройство, душевный недуг) является основным. Рекомендуется: ♦ успокоить ребенка, чтобы он не боялся того, что с ним происходит (трагичность ситуации заключается в том, что большинство детей, страдающих энурезом, всегда очень переживают); ♦ при подходящих случаях произносить ободряющие слова; ♦ как бы невзначай дайте понять ребенку, что ему не надо вечером пить много жидкости. 3. 229 Вопрос. На что должны обратить свое внимание родители при подготовке ребенка к школе? Ответ. Родителям надо учесть особенности работы школы. У ребенка возникнет необходимость соблюдать строгий режим, четко планировать свое время. Возрастет количество времени, которое нужно отвести на приготовление уроков, заданий. Появятся новые впечатления, новые контакты. В связи с этим родители должны проиграть со своим ребенком «школьные» ситуации. Вот он пришел в класс. Как ему познакомиться с учительницей, с одноклассниками? Как себя вести, если случилось что–то непредвиденное: забыл тетрадь, ручка не пишет, сломался карандаш? Соблюдайте режим дня, меняя виды занятий. Пусть малыш, отдыхая, делает то, что ему нравится. Не уставайте не только хвалить своего ребенка за хорошо выполненные задания, но также поощрять его старательность и вселять в него уверенность в собственных силах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|