! Родители должны грамотно формулировать вопросы ребенку.
3. 215 Ситуация. Мать Вадика (5 лет) очень хотела, чтобы ее сын был активным в играх детей, и каждый раз спрашивала: «Ты сегодня был ведущим в игре? » ? Предположите ответ сына. Решение. Вадик, скорее всего, ответит утвердительно, так как почувствует, какого ответа от него ждет мама. Дети часто говорят взрослым то, что хотят от них услышать родители. ! Родители должны грамотно формулировать вопросы ребенку. 3. 216 Ситуация. Мама увидела у сына Вовы (5 лет) игрушку, которую она ему не покупала. На вопрос о том, где он ее взял, Вова ответил, что «нашел». ? Должна ли мама уличать сына в воровстве? ? Как поступить в данной ситуации маме? Решение. Если ребенок отрицает свою вину, то не следует обвинять его во лжи, воровстве. Нельзя и обыскивать его. Разумно провести разговор о пользовании своими и чужими вещами и рассказать, к чему приводит воровство. Нужно подсказать ребенку, чем можно компенсировать то, что ему очень хочется, но нет возможности иметь. Например, хочется иметь машинку «скорой помощи», а у него есть легковая. Можно предложить подумать, как из нее сделать машину санитарную (поставить красный крест). ! Не снижая самооценки ребенка, необходимо дать ему возможность обдумать и озвучить свое состояние и состояние того, кто эту вещь потерял. 3. 217 Ситуация. Петя (5 лет) задал маме щекотливый вопрос: «Чем мальчик отличается от девочки? » ? Какими должны быть поведение и ответ мамы? Решение. Для малышей нет запретных и неудобных тем. Для ребенка все прилично, ведь он воспринимает вещи такими, какие они есть. Ответ должен быть на уровне его психического развития. Чем проще и конкретнее будет ответ, тем лучше. Но нужно стараться донести до ребенка большую часть правды. Малыш воспримет объяснение как само собой разумеющееся и не будет долго и напряженно раздумывать на эту тему.
3. 218 Ситуация. Петя (4 года) спрашивает: «Что едят зайцы? » ? Какие варианты ответа могут быть? Решение. Можно просто ознакомить с рационом питания зайца. Но ребенку будет интереснее и, главное, полезнее, если ему предложить посмотреть в словаре, энциклопедии, книге соответствующую статью, а потом самое важное из прочитанного вместе обсудить. В отдельных случаях можно поинтересоваться у самого ребенка: «А как ты думаешь? Ну–ка, скажи мне! » – а затем задать ребенку несколько вопросов. 3. 219 Ситуация. Предложите ребенку поиграть в игру: «Сколько вопросов ты задашь и что придумаешь в ответ? » Например, высказывается просьба нарисовать белого котенка. Ребенок может спросить: – Кто это? – Какого цвета? – А если не белый? – А если не котенок? – А если собачка? – А что она делает? – и т. п. ? Что развивают у ребенка подобные игры? Решение. Подобные игры способствуют превращению ребенка из слушающего в спрашивающего. Придумывание разных забавных вопросов и ответов на них при всем их разнообразии развивает нестандартное, дивергентное мышление. 3. 220 Ситуация. Маша (5 лет) говорит маме: – Так ты говоришь, если я тебе признаюсь, мне станет легче? – Конечно. – Тогда слушай. Я подумала: папа всегда посылает меня чистить зубы, а сам–то он их чистит? ? О чем говорит данный диалог? Решение. Данный диалог говорит о любознательности и наблюдательности ребенка, о его доверии и искренности, о знании правил, о том, что они должны выполняться всеми. 3. 221 Ситуация. Мама говорит: «Мой сын может навести порядок быстро и как следует – не придерешься. Но пока не напомнишь 20 раз, так и будет сидеть в беспорядке. И ему ничего, даже не беспокоится».
? Чем это можно объяснить? ? Почему ребенок, вполне овладевший определенными умениями и навыками, не стремится без напоминания их реализовать? Решение. У ребенка сформированы умения и навыки аккуратности, но не привычка к аккуратности и не выработано самоличностное качество – аккуратность, которое не сводится к умениям и навыкам. Оно включает в себя потребность в реализации этих умений и навыков и в создании определенной обстановки для своей работы, можно даже сказать, потребность в определенном стиле обыденной жизни. ! Чтобы ребенок действовал не только в направлении «хочу», но и в направлении «надо», необходимо подобрать для него соответствующую мотивацию. 3. 222 Ситуация. Шура (4 года) не играет с плюшевыми медвежатами, а возит машинки. Девочка очень увлекается лепкой, мозаикой, то есть теми занятиями, которые замыкаются на ней. К мальчикам она относится менее равнодушно, чем к девочкам, как бы даже не осознавая их половой принадлежности. ? Должно ли тревожить родителей такое поведение девочки? ? Какие могут быть основные прогнозы дальнейшего развития Шуры? Решение. Такое поведение дочери должно заставить родителей задуматься: не замкнется ли девочка в дальнейшем в самой себе или на своем мире фантазий. При столкновении с реальной действительностью у нее могут возникнуть эмоциональные срывы, нарушения. Ориентируясь на мальчишеские увлечения и формы поведения, девочка не приобретает качеств, необходимых женщине: мягкости, ласковости, нежности и др. В результате может случиться так, что она не будет принята ни мальчиками, ни девочками, может стать социально неадаптированной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|