! Уровень развития пространственного мышления – один из важных показателей развития личности в целом.
3. 237 Ситуация. Подготовка ребенка к школе включает в себя усвоение знаний в системе. ? Как действовать родителям по формированию системы знаний у своих детей? Решение. Все знания об окружающем мире: о природе, растениях, животных, человеке, технике, культуре и т. д. – ребенку необходимо получать в системе. Для этого информация, получаемая ребенком, должна быть систематизирована, выстроена в виде цепочки понятий от общего к частному и наоборот. Например, информация о животных: область знаний (зоология), основные особенности поведения данного животного, где оно живет, чем питается, тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид и т. д. Постепенно ребенка нужно приучать наблюдать за поведением домашних животных, скажем кошек, собак и т. д. 3. 238 Ситуация. Мама Вадика (5 лет), характеризуя сына, отмечает, что он часто опаздывает, путает команды «вправо» и «влево», а отсюда – сложности с занятиями физическими упражнениями. ? В чем может быть скрыта причина? Решение. Причина в плохой ориентации мальчика в пространственно–временных отношениях. Восприятие пространства и времени дети осваивают с большими трудностями. Когда взрослые вводят те или иные слова и не дают им «мерки» (размера, величины, формы предмета, его удаленности, расположения в пространстве, протяженности, длительности, ритма, быстроты и т. д. ), то возникают такие же ошибки, как у Вадика. Восприятие времени и пространства формируется в результате собственной деятельности ребенка по усвоению системы мер. ! Уровень развития пространственного мышления – один из важных показателей развития личности в целом. 3. 239 Ситуация. Маме показалось, что у ее сына Васи (7 лет) появившиеся постоянные зубы велики для детского рта.
? Почему у мамы возникло такое впечатление? Решение. Это естественно, поскольку кости лицевой части черепа не изменились, находятся пока еще в процессе роста (до подросткового периода), а зубы соответствуют достигнутому возрасту (7–8 лет), потому и кажутся непропорционально большими. 3. 240 Ситуация. Большинство необходимых для письма навыков развивается у ребенка на 6–7 году его жизни. ? Нужно ли родителям заниматься подготовкой ребенка к овладению навыками письма? Решение. Да, необходимо развивать тонкую моторику руки с помощью лепки из пластилина различных фигур, учить работать с ножницами и бумагой, рисовать окружности, квадраты, треугольники, ромбы и другие геометрические фигуры. Каждая геометрическая фигура по мере усложнения требует более совершенной зрительно–моторной координации. 3. 241 Ситуация. Мама на прогулке с Димой (5 лет) часто задает сыну вопросы на определение расстояния до тех или иных ориентиров с последующей проверкой (какой предмет находится ближе, дальше, насколько дальше и др. ). Кроме того, они нередко играют в слова – «перевертыши». ? Почему до школы надо учить ребенка ориентироваться в пространственных характеристиках? Решение. Это необходимо для лучшего формирования мозговых структур. Ведь при изучении в школе многих учебных дисциплин требуется умение устанавливать соотношения между предметами, явлениями, их последовательность, а значит, и простые взаимосвязи. К началу обучения ребенок должен уметь дифференцировать (различать) буквы, понимать логику грамматических конструкций («мамина кошка» – «кошка мамы»), сравнительных конструкций («больше» – «меньше», «ближе – дальше» и т. д. ), освоить предлоги и приставки. Все это связано с работой соответствующих структур мозга, и они должны быть сформированы до начала обучения в школе.
3. 242 Ситуация. Две мамы вели разговор. Одна с гордостью сообщила, что они с мужем подарили дочке компьютер. А вторая заметила: «Ну и зря! Будет теперь часами сидеть перед монитором, портить зрение и осанку, вырастет некоммуникабельной, неприспособленной к жизни…» ? Выскажите и обоснуйте свою позицию: чего больше – вреда или пользы для ребенка от общения с компьютером. Решение. Компьютер – это не только игры, но и прежде всего неограниченный доступ к любой информации, возможность общаться со сверстниками по электронной почте. Любители компьютера говорят, что ребенок с помощью компьютера может сделать такой интеллектуальный рывок, что обгонит всех своих сверстников. Специалисты считают, что через Интернет родители могут дать своему ребенку лучшее образование. Но возможно и отрицательное влияние компьютера на ребенка: подбор содержания информации, в частности игр, несоблюдение гигиены пользования компьютером. 3. 243 Ситуация. После того как ребенок в очередной раз забыл о том, что ему было поручено сделать, родители в сердцах обвинили его в плохой памяти. И добавили: «Ведь тебе скоро идти в школу! » ? Способствует ли такая реакция родителей улучшению памяти ребенка? Решение. Нет, не способствует. Беспокойство по поводу ухудшения памяти провоцирует дальнейшее ее снижение. Все программы улучшения памяти нацелены на позитив: «мы сможем», «мы захотим». Рекомендуется проводить упражнения по активизации структур мозга: заучивание слов, устный счет, разгадывание кроссвордов и т. д. Хорошо улучшает память и придумывание слов, стишков, облегчающих запоминание. Помогают сохранению информации в памяти и полезные привычки: расписание дел, картинки, напоминающие, что нужно сделать. Активизируют мозг также положительные эмоции и полноценное питание, богатое витаминами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|