Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 8. Основные рекомендации по использованию активного слушания. «Ты» – и «Я» – высказывания. Подумайте, какими способами вы могли бы активно слушать собеседника, показывать это с помощью:




Таблица 8

 

 

Подумайте, какими способами вы могли бы активно слушать собеседника, показывать это с помощью:

♦ языка тела;

♦ голоса, интонации;

♦ ободряющих слов.

Основные рекомендации по использованию активного слушания

♦ Давайте своему собеседнику возможность выговориться.

♦ Выражайте вашу заинтересованность с помощью языка тела  (при личном общении).

♦ Проявляйте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений.

Резюмируйте  наиболее важные высказывания.

Не прерывайте  собеседника.

Не противоречьте.

Задавайте вопросы.

«Ты» – и «Я» – высказывания

Ситуация.  Ребенок смотрит телевизор, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате.

«Ты» – высказывание:  «Ты что, не можешь быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко? »

«Я» – высказывание:  «Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим отцом, а этот шум ухудшает наше состояние».

«Я» – высказывание – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях. Для освоения «Я» – высказывания необходимо осознание на уровне:

♦ мыслей (суждения, мнения, размышления, интерпретации и пр. );

♦ чувств (настроения, аффекты, страсти и др. );

♦ телесных ощущений (мышечных, внутренних органов).

В «Я» – высказывании делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших (табл. 9).

Таблица 9

 

 

Факторы разрушения общения

1. Игнорирование партнера.  Отсутствие интереса к высказыванию партнера.

2. Негативные оценки.  Например, замечания типа: «Это же глупости…»

3. Неаргументированное выспрашивание.  Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством. Поясните, почему заданные вами вопросы интересуют вас.

4. Проявление эгоцентризма.  Говорится только о том, что волнует вас, и не берется в расчет то, что волнует партнера.

5. Прерывание монолога партнера.  Например: «А не пора ли нам поговорить о деле? » или «Давайте вернемся к цели нашего разговора».

Ситуация успеха и ее создание (атмосфера доброжелательности)

1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…»

2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…»

3. Авансирование: «У тебя получится…»

4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…»

5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…»

6. Педагогическое внушение: «Приступай же…»

7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно! »

Основные требования к проведению беседы

1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

2. Определить целевые вопросы.

♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости.

♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям.

♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации.

3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).

Вступление в контакт с собеседником  (табл. 10)

Таблица 10

 

 

Создайте атмосферу доверия

♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу.

♦ При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться.

♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.

♦ Обстановка для беседы может быть:

а) благоприятной:  совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;

б) дискомфортной:  присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога.

♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт.

♦ Не обнаруживайте признаков властности.

♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д.

♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия.

Во время беседы следите:

♦ за особенностями речевого поведения собеседника:

а) точностью мыслей, формулировок;

б) оговорками, недомолвками;

в) желанием уйти от ответа;

г) паузами;

♦ за его эмоциональными реакциями:

а) тембром голоса, интонацией;

б) мимикой, жестами и др.

♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты;

♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...