Таблица 8. Основные рекомендации по использованию активного слушания. «Ты» – и «Я» – высказывания. Подумайте, какими способами вы могли бы активно слушать собеседника, показывать это с помощью:
Таблица 8
Подумайте, какими способами вы могли бы активно слушать собеседника, показывать это с помощью: ♦ языка тела; ♦ голоса, интонации; ♦ ободряющих слов. Основные рекомендации по использованию активного слушания ♦ Давайте своему собеседнику возможность выговориться. ♦ Выражайте вашу заинтересованность с помощью языка тела (при личном общении). ♦ Проявляйте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений. ♦ Резюмируйте наиболее важные высказывания. ♦ Не прерывайте собеседника. ♦ Не противоречьте. ♦ Задавайте вопросы. «Ты» – и «Я» – высказывания Ситуация. Ребенок смотрит телевизор, включив его так громко, что мешает разговаривать родителям в соседней комнате. «Ты» – высказывание: «Ты что, не можешь быть повнимательнее к другим? Почему ты включил телевизор так громко? » «Я» – высказывание: «Я плохо себя чувствую. Мне надо поговорить с твоим отцом, а этот шум ухудшает наше состояние». «Я» – высказывание – это способ вербального выражения чувств, возникающих в напряженных ситуациях. Для освоения «Я» – высказывания необходимо осознание на уровне: ♦ мыслей (суждения, мнения, размышления, интерпретации и пр. ); ♦ чувств (настроения, аффекты, страсти и др. ); ♦ телесных ощущений (мышечных, внутренних органов). В «Я» – высказывании делается акцент на чувствах и причинах, их вызвавших (табл. 9). Таблица 9
Факторы разрушения общения 1. Игнорирование партнера. Отсутствие интереса к высказыванию партнера. 2. Негативные оценки. Например, замечания типа: «Это же глупости…» 3. Неаргументированное выспрашивание. Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством. Поясните, почему заданные вами вопросы интересуют вас.
4. Проявление эгоцентризма. Говорится только о том, что волнует вас, и не берется в расчет то, что волнует партнера. 5. Прерывание монолога партнера. Например: «А не пора ли нам поговорить о деле? » или «Давайте вернемся к цели нашего разговора». Ситуация успеха и ее создание (атмосфера доброжелательности) 1. Состояние страха: «Ничего страшного. Бывает, люди боятся…» 2. Скрытая инструкция: «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование: «У тебя получится…» 4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться…» 5. Усиление мотивации: «Нам это так нужно для…» 6. Педагогическое внушение: «Приступай же…» 7. Высокая оценка поступка, действия: «Вот это у тебя получилось замечательно! » Основные требования к проведению беседы 1. Определить цель беседы, иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику. 2. Определить целевые вопросы. ♦ Распределите эти вопросы в порядке их значимости. ♦ Обратите внимание на соответствие формулировки психологическим требованиям. ♦ Составьте план беседы, исходя из конкретной ситуации. 3. Определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его). Вступление в контакт с собеседником (табл. 10) Таблица 10
Создайте атмосферу доверия ♦ Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу. ♦ При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами; довериться. ♦ Контакту способствует собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе. ♦ Обстановка для беседы может быть: а) благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната;
б) дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога. ♦ Владейте собой, соблюдайте педагогический такт. ♦ Не обнаруживайте признаков властности. ♦ Не допускайте упреков, реплик и т. д. ♦ Поддерживайте обстановку взаимного доверия. Во время беседы следите: ♦ за особенностями речевого поведения собеседника: а) точностью мыслей, формулировок; б) оговорками, недомолвками; в) желанием уйти от ответа; г) паузами; ♦ за его эмоциональными реакциями: а) тембром голоса, интонацией; б) мимикой, жестами и др. ♦ за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты; ♦ за тем, не затронуто ли достоинство, самоуважение собеседника.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|