Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1.2. Бай' му'аджаль (продажа с отсрочкой платежа)




5. 1. 2. Бай' му'аджаль (продажа с отсрочкой платежа)

1. Продажа, при которой стороны соглашаются, что выплата цены будет отсрочена, называется бай' му'аджаль.

2. Бай' му'аджаль является действительной, если однозначно установлена точная дата платежа.

3. Время выплаты может быть установлено как в отношении определенной даты, так и в отношении определенного периода, например три месяца, однако оно не может быть установлено в отношении будущего события, дата наступления которого неизвестна и не определена. Если время выплаты неизвестно и не определено, продажа недействительна.

4. Если для совершения оплаты приобретенного товара установлен определенный период, например один месяц, началом времени отсчета будет считаться время поставки товара, за исключением случаев, когда стороны договорились об обратном.

5. Отсроченная оплата может устанавливаться в большем размере, чем оплата наличными, однако ее точный размер должен быть определен в момент продажи.

6. Если цена однажды установлена, то она не может быть уменьшена в случае досрочного платежа и не может быть увеличена в случае просрочки.

7. Для того чтобы иметь инструменты влияния на покупателя, принуждать его совершать платежи своевременно, с него может быть взято обещание, что в случае просрочки платежа он будет обязан пожертвовать определенную сумму на благотворительные цели. В этом случае продавец может взимать подобные платежи с покупателя, но не с целью сделать их частью своего дохода, а для того чтобы использовать их на благотворительные нужды от имени покупателя. Подробное обсуждение этого вопроса будет приведено ниже.

8. При продаже товара в рассрочку продавец может поставить условие: если покупатель совершит просрочку одного из платежей, то всю оставшуюся сумму он должен будет выплатить единовременно.

9. С целью обезопасить себя от убытков продавец в качестве обеспечения может попросить покупателя предоставить ему залог или преимущественное право требования на его имущество.

10. Покупателю может быть предложено подписать долговой или переводной вексель, но этот вексель не может продаваться третьей стороне по цене, отличной от номинала.

 

5. 2. Мурабаха

1. Мурабаха — определенный вид продажи, при котором продавец ясно указывает сумму понесенных затрат для приобретения продаваемого им товара и продает его другому лицу, делая определенную наценку.

2. Наценка в мурабаха может быть установлена на основе общего соглашения, что может быть выражено как в абсолютном выражении, так и в форме определенного коэффициента, добавляемого к понесенным затратам.

3. Все расходы, понесенные продавцом для приобретения товара, такие как расходы на погрузку, таможенные пошлины и т. п., должны быть включены в общую сумму затрат, на которую должна осуществляться наценка. Однако постоянные расходы бизнеса, такие как выплата заработной платы сотрудникам, аренда офиса и т. п., не могут включаться в цену отдельной операции. По сути, прибыль, получаемая сверх затрат, служит цели покрытия этих расходов.

4. Мурабаха является действительной только в случае, когда точные затраты на приобретение товара могут быть установлены. Если точные затраты не могут быть установлены, товар не может быть продан на основе контракта мурабаха. В этом случае товар должен быть продан на основе контракта мусауама, то есть без какого бы то ни было упоминания о затратах и прибыли в форме коэффициента / абсолютной наценки. Цена товара в этих случаях должна определяться на основе общего соглашения.

Пример 1.

Лицо А купило пару обуви за 100 рупий. Оно хочет продать их с 10-процентной наценкой. Точные затраты известны. Продажа мурабаха действительна.

Пример 2.

Лицо А купило готовый костюм и пару обуви в результате одной сделки за единовременный платеж в размере 500 рупий. Лицо может продать костюм вместе с обувью по мурабаха. Но продать обувь отдельно по мурабаха оно не может, так как затраты непосредственно на обувь неизвестны. Если лицо хочет продать обувь отдельно, то ему будет необходимо это сделать без разъяснения понесенных затрат и размера наценки.

 

5. 2. 1. Мурабаха как модель финансирования

По своей сути мурабаха — это вид продажи, а не форма финансирования. Идеальные модели финансирования по шариату — это мудараба и мушарака, о которых было рассказано в первом разделе. Однако с точки зрения текущей экономической ситуации существуют определенные практические трудности использования инструментов мудараба и мушарака в некоторых областях финансирования. В этом вопросе есть два основных момента, требующих полного понимания.

1. Никогда нельзя забывать о том, что мурабаха не является формой финансирования. Это лишь средство для того, чтобы избежать ростовщичества, но не идеальный инструмент для воплощения в жизнь реальных экономических целей с точки зрения ислама. Следовательно, этот инструмент должен использоваться лишь на переходном этапе исламской экономики, его использование должно быть ограничено только теми случаями, когда мудараба и мушарака не могут применяться.

2. Вторым важным моментом является понимание, что операция мурабаха не может воплощаться посредством простой замены слов «ссудный процент», «прибыль», «наценка». Мурабаха как модель финансирования была дозволена шариатскими учеными лишь с соблюдением определенных условий. До тех пор, пока эти условия не будут полностью соблюдены, мурабаха не может быть дозволена. Соблюдение необходимых условий позволяет четко разграничить понятия «процентный долг» и «операция мурабаха». Если же эти условия игнорируются, операция становится недействительной с точки зрения шариата.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...