5.2.2. Основные характеристики финансирования по принципу мурабаха
1. Мурабаха не является долгом, даваемым под процент. Это продажа товара с отсрочкой платежа, цена которой включает согласованную прибыль и понесенные продавцом затраты. 2. Будучи продажей, а не долгом, мурабаха должна отвечать всем условиям, которые необходимы для действительной продажи, особенно тем, которые были упомянуты в предыдущем разделе. 3. Мурабаха не может использоваться как модель финансирования, за исключением тех случаев, когда клиент нуждается в средствах для покупки каких-либо товаров. Например, если он нуждается в средствах для покупки хлопка в качестве сырьевого материала для своей текстильной фабрики, банк может продать ему хлопок на основе мурабаха. Если же средства требуются для каких-либо других целей, например для оплаты товаров, которые уже были куплены им, счетов за электричество или других коммунальных расходов, выплаты жалованья персоналу, мурабаха не может быть использована, так как она требует реальной продажи какого-либо товара и не является формой предоставления долга. 4. Финансист должен иметь право собственности на товар до того, как он продаст его клиенту. 5. Товар должен находиться во владении финансиста, физическом или косвенном, в том смысле, что связанный с владением риск должен лежать на финансисте, хоть и недолго. 6. Лучшим путем для мурабаха в соответствии с шариатом является самостоятельная покупка товара финансистом и владение им или покупка товара посредством третьего лица, назначенного в качестве агента, до того как он продаст его покупателю. Однако в исключительных случаях прямая покупка у поставщика по некоторым причинам неприменима, в этом случае допустимо сделать покупателя собственным агентом для покупки товара. Клиент покупает товар от имени финансиста и получает товар во владение в таком качестве. После этого он покупает товар у финансиста с отсрочкой платежа. В первом случае он владеет товаром в качестве агента финансиста. В этом качестве он является лишь доверенным лицом, а право собственности принадлежит финансисту; риск, связанный с товаром, также ложится на него как логическое следствие права собственности. Но в момент покупки товара клиентом со стороны финансиста право собственности, так же как и риск, передаются клиенту.
7. Как было упомянуто ранее, продажа не может иметь место до тех пор, пока товар не находится во владении продавца, но продавец может дать обещание продать товар, которым он еще не обладает. Аналогичное правило действует и в отношении мурабаха. 8. В свете вышеупомянутых принципов финансист может использовать мурабаха как модель финансирования с условием соблюдения следующих процедур. Во-первых, клиент и институт подписывают окончательное соглашение, согласно которому институт обещает продать, а клиент обещает купить определенные товары в установленное время, с согласованным размером прибыли, добавленным к затратам. Это соглашение может определять срок, до наступления которого товары должны быть предоставлены. Во-вторых, когда клиент делает запрос на определенный товар, а институт назначает клиента в качестве собственного агента для его покупки, между сторонами подписывается соглашение об агентских отношениях. В-третьих, клиент покупает товар от имени института и владеет им в качестве агента данного института. В-четвертых, клиент информирует институт, что он купил товар от его имени, и в это же время делает предложение о покупке товара у института. В-пятых, институт принимает предложение клиента и продает товар клиенту, в результате чего право собственности и риски, связанные с товаром, переходят к клиенту.
Все пять этапов обязательны для действительности сделки мурабаха. Если институт покупает товар напрямую у поставщика (что предпочтительно), тогда не существует необходимости подписывать агентское соглашение. В этом случае отпадает необходимость во втором этапе, уже на третьем этапе институт самостоятельно покупает товар у поставщика, а четвертый этап ограничивается предложением со стороны клиента. Наиболее значимой составляющей данной операции является то, что риски, связанные с товаром, лежат на институте в течение периода между третьим и пятым этапами. Это важнейшее качество, которое отличает мурабаха от ссудно-процентой операции. Следовательно, оно должно соблюдаться надлежащим образом и любой ценой, в противном случае операция мурабаха становится недействительной с точки зрения шариата. 1. Для действительности мурабаха также необходимо условие, что товар покупается у третьей стороны. Покупка товара у клиента по соглашению «обратного выкупа» недозволена в шариате, потому что мурабаха, основанная на соглашении обратного выкупа, является ссудно-процентной операцией. 2. Упомянутая выше процедура финансирования по принципу мурабаха является сложной транзакцией, в рамках которой стороны выступают в различных качествах на различных этапах ее осуществления: а) на первой стадии институт и клиент дают друг другу взаимные обещания продать и купить соответственно определенный товар в будущем. Это не является настоящей продажей. Это только обещание для осуществления мурабаха в будущем. Следовательно, отношения на этой стадии между институтом и клиентом ― это лишь отношения обещающего и того, кому дают обещание; б) на второй стадии отношения между сторонами ― это отношения между принципалом и агентом; в) на третьей стадии отношения между институтом и поставщиком являются отношениями покупателя и продавца; г) на четвертой и пятой стадиях между институтом и клиентом наступают отношения продавца и покупателя; с того момента, как договор с условием отсрочки платежа считается заключенным, их отношения рассматриваются как отношения между кредитором и должником.
Все эти роли должны приниматься во внимание, все связанные с ними следствия должны находить воплощение в ходе операций, осуществляемых на различных этапах общей транзакции. Эти роли никогда не должны смешиваться. 3. В случае просрочки платежа покупателем цена не может быть увеличена. Если же это все-таки произошло, то в соответствии с соглашением выплаты определенной суммы на благотворительные цели, что было упомянуто в пункте 7 правил бай' му'аджаль, покупатель обязан выплатить эту сумму. Но полученные таким образом средства не должны стать частью дохода продавца/финансиста. Последний обязан потратить деньги на благотворительные цели от имени покупателя, что было подробно разъяснено выше.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|