Есть ли языковой талант?. Секрет полиглотов
Есть ли языковой талант? Часто люди оправдывают своё незнание иностранного языка отсутствием способностей. Моё мнение: неспособных к языкам людей нет, есть люди, которым они не нужны. Если очень надо, то каждый сможет заговорить на иностранном языке. На каком уровне – это уже другой вопрос. Кто-то легко и быстро выучит чужой язык до уровня носителя. Кому-то понадобится больше времени, и уровень будет скромнее. Мнение профессора Г. Клазена по этому вопросу: «Изучение языка у детей с рождения – это дело автоматических процессов и не имеет ничего общего с интеллектом. Оно работает и у довольно глупых детей. Если говорить о языке у взрослых людей, конечно, как и в любой области, есть более или менее способные люди. Не каждый может с одинаковой лёгкостью играть на музыкальном инструменте, играть в футбол или баскетбол. Это относится и к языку. Я, например, вообще не имею способностей к изучению языков. Я не запоминаю слова, имена людей. А это важно для изучения языка. Это влияет на выучивание слов. Есть люди, которые тяжело запоминают вычислительные операции, комбинаторику – то, что важно для грамматики»[74]. Кто, на каком уровне и как быстро выучит другой язык, зависит от многих факторов. Во-первых, от возраста. Чем моложе человек начинает, тем лучше. Одна работа показала, что не всё так просто. Учёные сравнили четыре группы детей – 3–5, 6–7, 8—10, 12–15 лет. Они в течение года учили датский язык в Нидерландах. Ожидание, что малыши справятся лучше всех, не оправдались. Самых больших успехов добились подростки. Несмотря на то что критический период уже был пройден. Всё дело в том, что они больше остальных детей были заинтересованы в языке. Они чаще общались с носителями, завели новых друзей. Дети младшего возраста больше проводили времени в семье, где говорят на родном языке. Чем лучше человек вовлечён в новое социальное окружение, новую культуру, тем быстрее и качественнее он выучивает язык. В языковой среде язык выучивается легче и быстрее. Люди больше времени слышат и говорят на другом языке. Язык окружает их со всех сторон – вывески магазинов, этикетки на продуктах, радио и телевидение, разговоры прохожих. Известны случаи, когда люди никак не могли выучить язык в школе, а заграницей всё шло как по маслу.
Можно ли предсказать, насколько успешно человек овладеет иностранным языком? Можно. Исследование языковых способностей было очень популярно на Западе в 50—60-е годы XX века. Тогда же были разработаны специальные тесты. Способность к языкам складывается из хороших ушей, аналитических способностей и памяти. Хорошие уши или способность фонемического кодирования – способность различать звуки-фонемы, которых нет в родном языке. Люди с этой способностью в начале обучения сильно опережают других учеников. Языковая аналитическая способность – умение распознавать закономерности в языке. Например, что в английском языке после местоимений he, she, it глагол всегда получает окончание – s. Чем лучше человек умеет это делать, тем больших результатов он добьётся. Язык – это слова и правила их соединения, соответственно чем лучше память, тем лучше получается учить язык. Вы слышали о принципе 10 тысяч часов? Суть его в следующем: чтобы стать профессионалом, надо посвятить своему делу 10 тысяч часов. И это не шутка. Учёные установили, что разница между экспертами и новичками наступает через 10 тысяч часов занятий. Разница между теми, кто практиковался 5 или 7 тысяч часов, тоже видна. Нехитрый подсчёт говорит нам, что 10 тысяч часов – это около трёх часов в день, тысяча часов в год. Итого – 10 лет. Кто-то может подумать: а если я буду заниматься не 3, а, скажем, 12 часов в день, тогда я стану экспертом быстрее – через два с половиной года. Не сработает. Потому что важно не только количество, но и качество. Мы не можем быть внимательными и сосредоточенными 12 часов подряд. Три часа в день – это максимум для качества. Кроме того, нужна обратная связь. Мы должны видеть свои результаты. Хирурги в сравнении с терапевтами со временем становятся лучше и лучше. Ошибка при проведении операции незамедлительно даёт о себе знать. Терапевт не всегда знает, правильный ли диагноз он поставил[75]. В языковой среде обратная связь присутствует постоянно. Для изучения языков можно найти много разных приложений и онлайн-курсов. Все хороши по-своему, но без живого общения с учителем или носителем научиться говорить сложнее.
Секрет полиглотов В то время как одни люди с трудом выучивают один иностранный язык, другие свободно говорят на двух или трёх. Но есть ещё те, кто сделал изучение иностранных языков делом своей жизни. Это полиглоты – люди, знающие не меньше пяти языков из разных групп, как минимум один из них они выучили после наступления критического периода. [76] Вот список некоторых известных полиглотов: итальянский кардинал Джузеппе Меццофанти – более 70 языков; немецкий переводчик и дипломат Эмиль Кребс – 68 языков; нашедший Трою археолог-самоучка Генрих Шлиман – не менее 15; синхронная переводчица из Венгрии Като Ломб – 17 языков. Как им удалось отменить Вавилонское проклятие? Что в них особенного? Может быть, они умнее всех? Но языковые способности не зависят от интеллекта. Пример тому – аутист Кристофер. Его IQ не более 76. Он не может ухаживать за собой. Несмотря на это, он просто одержим языками. Он говорит на испанском, французском, греческом, немецком, голландском и других. Всего около 15. Кристофер легко переключается между языками, быстро выучивает и запоминает новые слова. Конечно, его знания языков несовершенны. К тому же в его родном английском языке не всё безоблачно. Кристофер не понимает переносные значения – метафоры, иронию, шутки. Как видите, интеллект тут совсем ни при чём. Может быть, у полиглотов особое строение мозга? Чтобы узнать наверняка, надо исследовать мозг полиглота. Это удалось сделать в 30-е годы немецкому нейроанатому Оскару Фогту. В то время он был директором Нейробиологического института в Берлине. Когда Фогт услышал о смерти немецкого полиглота Эмиля Кребса, то сразу же помчался к его родственникам и с их разрешения извлёк и исследовал его мозг. Оказалось, что у Кребса очень много нейронов в зоне Брока. Современные исследователи обнаружили необычные соединения нейронов друг с другом в этом регионе. И больше с правой стороны. Возможно, он осмысливал язык не так, как все, лучше чувствовал интонацию и ударение.
Лингвист из Калифорнийского университета Джон Шуман, эксперт в нейробиологии изучения иностранных языков, предположил, что во время беременности эмбрион может получить немного больше нейронов в тех частях мозга, которые запоминают слова, грамматические конструкции, анализируют речь[77].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|