1. Жили-были буквы. Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.
2. Сказки, загадки, небылицы. Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
3. Апрель, апрель! Звенит капель. Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.
4. И в шутку и всерьез. Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».
5. Я и мои друзья. Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и с взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
6. О братьях наших меньших. Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:
Называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;
Правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
Вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки в словах;
Выделять слоги, различать ударные и безударные;
Определять место ударения в слове, вычленять слова из предложения;
Устно составлять 3-5 предложений на определённую тему.
К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат возможность научиться:
Слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
Выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде звуковой модели;
Различать буквы гласных, обозначающих твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;
Правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;
Соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся:
Под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;
Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения принятых морально-этических норм;
Делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;
Передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (подробного, выборочного, краткого);
Высказывать собственное мнение и подтверждать его фактами из текста.
К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться:
Понимать прочитанное по ходу чтения;
Определять авторскую позицию и выражать своё отношение к герою и его поступкам;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.
2)Основные направления коррекционной работы
Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующем возрасту и развитию обучающегося. Обучение правилам коммуникации и умениям использовать их в актуальных для обучающихся бытовых ситуациях. Расширение и обогащение опыта коммуникации обучающегося в ближнем и дальнем окружении. Развитие потребности и умений активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Коррекция нарушений психического и речевого развития обучающихся. Формирование «чувства» языка, умения отличать правильные языковые формы от неправильных. Формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических, синтаксических). Развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста. Формирование умений понимать содержание художественного произведения, работать с текстом (умение выделять части текста, составлять план текста и т. д. ). Формирование умения выражать свои мысли