10. Реалистичная оценка деятельности исламских банков
Исламский банкинг — действительность сегодняшнего дня. Число исламских банков и финансовых институтов постоянно увеличивается. Учреждаются новые исламские банки с большими капиталами. Традиционные банки открывают исламские окна или исламские филиалы для осуществления деятельности, подобной исламским банкам. Даже неисламские финансовые институты входят в этот сектор, пытаясь привлечь клиентов-мусульман. Представляется, что в ближайшее десятилетие размер исламского банкинга увеличится в несколько раз, а операции исламских банков покроют значительную область финансовых сделок в мире. Однако перед распространением своей деятельности по всему миру исламские финансовые институты должны оценить работу за последние два десятилетия, так как каждая новая система должна изучать опыт прошлого для того, чтобы проверить себя и проанализировать недостатки. До тех пор, пока мы не начнем анализировать свои достоинства и недостатки, мы не можем ожидать достижения нашего общего успеха. Мы должны анализировать деятельность исламских банков и финансовых институтов в свете шариата и выявлять то, чего они достигли, и то, что они упустили. Однажды во время пресс-конференции в Малайзии автору этой книги задали вопрос о том, какой вклад внесли исламские банки в продвижение исламской экономики. Ответ был парадоксальным: «Их вклад был большим… и он не принес ничего». В данном разделе мы попытаемся прокомментировать этот ответ. Когда автор говорил, что вклад был большим, подразумевалось, что это было большим достижением исламских банков, они совершили колоссальный прорыв в существующей банковской системе, став финансовыми институтами, следующими нормам шариата. Это было заветной мечтой мусульманской уммы — иметь экономику, свободную от ростовщичества. Однако концепция исламского банкинга была лишь теорией, рассматриваемой в научных статьях и не имеющей практического воплощения. Исламские банки и финансовые институты воплотили эту теорию в практику и продемонстрировали, как можно работать без механизма ссудного процента. В действительности это было смелым шагом со стороны исламских банков. Другим существенным вкладом исламских банков являлось то, что, находясь под надзором шариатских советов, они предоставили им широкий спектр вопросов, относящихся к современной коммерческой деятельности, способствовали не только пониманию ими современной практики бизнеса и торговли, но и ее оценке с точки зрения шариата, поиску альтернатив, которые бы соответствовали шариату.
Необходимо понимать: когда мы утверждаем, что ислам дает необходимое решение для любых проблем, которые возникают в различных ситуациях с течением времени, мы не имеем в виду, что Священный Коран или Сунна достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, или же постановления исламских ученых предоставляют конкретный ответ на любой жизненный вопрос. Священный Коран или Сунна достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, устанавливают широкий набор принципов, опираясь на которые ученые всегда находили ответы. Мусульманам необходимо анализировать каждый новый вопрос в свете принципов, установленных Священным Кораном или Сунной, а также в свете правил, установленных ранними правоведами в трудах по исламскому праву. Подобная практика называется истинбат или иджтихад. Этот опыт обогатил исламское право знанием и мудростью, аналогов ему нет ни в какой другой религии. В обществе, полностью основанном на нормах шариата, постоянный процесс осуществления истинбат привносит новые идеи, концепции и правила в наследие исламского права, что облегчает процесс поиска решений практически в любой ситуации. Сегодня политический упадок мусульман в значительной мере остановил этот процесс. Большинство исламских стран захвачены правителями-немусульманами, которые насильственно внедрили секулярную систему государства, лишая социально-экономическую жизнь возможности быть устроенной по шариату, исламское учение было ограничено сферой поклонения, религиозным образованием, в некоторых странах — вопросами заключения брака, развода и получения наследства. Управление политической и экономической деятельностью в соответствии с правилами шариата было полностью ограничено.
Так как развитие любой правовой системы зависит от ее практического применения, развитие исламского права в сфере бизнеса и торговли было заторможено этой ситуацией. Практически все операции на рынке начали осуществляться в соответствии с секулярной моделью, и лишь некоторые из них представлялись на рассмотрение шариатским ученым. Даже в это время некоторые практикующие мусульмане предоставляли некоторые практические вопросы шариатским ученым, на них давались постановления в форме фетв, которые доступны и сейчас. Однако все эти фетвы относятся в основном к индивидуальным проблемам определенных лиц. И это главный вклад исламских банков, так как с их вхождением в крупный бизнес было повторно запущено колесо эволюции исламской правовой системы. Большинство исламских банков работают под надзором шариатских советов. Они представляют свои ежедневные проблемы с тем, чтобы ученые проанализировали их в свете шариатских правил и принципов и вынесли специальное постановление. Подобная работа не только приближает шариатских ученых к пониманию новых рыночных порядков, но и посредством осуществления ими истинбат вносит вклад в развитие исламского права. Таким образом, если шариатскими учеными какая-либо практика признается противоречащей исламу, впоследствии совместными усилиями ученых и менеджмента исламских банков вырабатываются соответствующие альтернативы. Шариатскими советами были изданы множество томов подобных постановлений, а этот вклад никогда не может быть переоценен.
Другим серьезным вкладом исламских банков является то, что они на данный момент представлены на международном рынке, исламский банкинг как альтернатива традиционному постепенно признается во всем мире. С другой стороны, в работе современных исламских банков существует множество недостатков, которые должны быть серьезно проанализированы. В первую очередь концепция исламского банкинга была основана на экономической философии, опирающейся на правила и принципы шариата. В контексте банкинга, свободного от ростовщичества, конечной целью было создание справедливой системы распределения, свободной от какой-либо формы эксплуатации. Как отмечено нами во многих статьях, инструмент ссудного процента имеет неотъемлемую склонность благоприятствовать богатым и быть против интересов большинства простых людей. Богатые промышленники, занимая огромные суммы в банках, используют деньги вкладчиков для своих высокоприбыльных проектов. После получения прибыли они не разделяют ее с вкладчиками, за исключением того, что выплачивают ее незначительную часть в качестве оплаты процентной ставки, которая к тому же впоследствии добавляется к цене производимых ими продуктов. Таким образом, с точки зрения макроуровня, они ничего не платят вкладчикам. Ростовщичество создает несправедливость и дисбаланс в распределении благ. Противоположностью этому является исламское финансирование. Идеальным инструментом финансирования в соответствии с шариатом является мушарака, когда прибыли и убытки разделяются между сторонами в справедливой пропорции. Так как прибыль не может быть определена до тех пор, пока соответствующие товары не будут полностью проданы, прибыль, выплачиваемая вкладчикам, не может быть добавлена к затратам на производство, в результате чего, в отличие от ссудно-процентной системы, сумма, выплачиваемая вкладчикам, не может компенсироваться повышением цен. Эта философия не может быть воплощена в жизнь до тех пор, пока использование мушарака не получит своего распространения среди исламских банков. Действительно, существуют практические проблемы в использовании мушарака в качестве модели финансирования, когда исламские банки вынуждены работать в изоляции и в большинстве своем без поддержки местных правительств. Однако истинно и то, что исламские банки должны продвигаться в развитии мушарака постепенно, должны увеличивать объемы финансирования по принципу мушарака. К сожалению, исламские банки не принимают во внимание это требование, мы не наблюдаем заметных усилий для внедрения мушарака как на постоянной основе, так и на основе выборочных операций. Эта ситуация возникла из-за ряда неблагоприятных факторов:
Во-первых, базовая философия исламского банкинга полностью игнорируется. Во-вторых, игнорируя инструмент мушарака, исламские банки освоили использование инструментов мурабаха и иджара, которые осуществляются на основе традиционных эталонов, как LIBOR и тому подобные, в результате чего фактический результат по своей природе существенно не отличается от ростовщических операций. Я не разделяю мнения тех людей, которые не видят никаких различий между операциями традиционных банков и операциями мурабаха и иджара, обвиняя эти инструменты в репликации все той же практики, но лишь под другим названием. Причина в следующем: если мурабаха и иджара осуществляются в соответствии со всеми необходимыми условиями, то они имеют множество отличий от ссудно-процентного финансирования. Однако никто не может отрицать того, что эти два инструмента не являются подлинными моделями финансирования с точки зрения шариата. Шариатские ученые дозволили их использование для целей финансирования лишь только в тех сферах, где мушарака неосуществима, но при соблюдении определенных условий. Это разрешение не должно рассматриваться как постоянное правило для всех видов операций, и операции исламских банков в целом не должны строиться исключительно на основе мурабаха и иджара. В-третьих, когда люди осознают, что операции, осуществляемые исламскими банками, сомнительно похожи на операции традиционных банков, они начинают скептически относиться к деятельности первых. В-четвертых, если все операции исламских банков будут основаны на упомянутых инструментах, будет сложно убедить людей в преимуществах исламского банкинга, в особенности, когда речь идет о широких слоях населения и немусульманах, которые видят лишь формальное различие этих инструментов. Сейчас мы можем видеть, что в деятельности исламских банков даже мурабаха и иджара не осуществляются в соответствии с требованиями шариата. Основным принципом мурабаха является то, что банк должен купить товар и продать его с отсрочкой платежа, обозначив определенную прибыль. С точки зрения шариата, обязательно, чтобы право собственности на товар и как минимум косвенное обладание им принадлежало банку до того момента, как он будет продан клиенту. Банк должен принимать на себя риск, связанный с товаром, на период, когда тот будет находиться в собственности и владении банка. Многие исламские банки и финансовые институты совершают большое количество ошибок из-за того, что товар не покупается самим банком.
Некоторые финансовые институты полагают, что мурабаха является субститутом ростовщичества. В результате они используют мурабаха даже в случае, если клиенту необходимы средства для покрытия накладных расходов, таких как оплата труда персонала или счетов за товары и услуги, которые уже были куплены. Очевидно, что мурабаха не может использоваться в этих случаях, так как никакой товар не приобретался банком. Иногда доходит до того, что клиент покупает собственный же товар, когда исламские банки используют мурабаха в форме обратного выкупа. Это противоречит исламским принципам, так как контракт обратного выкупа единогласно запрещен в шариате. В некоторых случаях сам клиент выступает в качестве агента банка для покупки товара, с тем чтобы впоследствии продать его самому же себе. Это не соответствует основным условиям дозволенности мурабаха. Если клиент выступает агентом при покупке товара, его роль в качестве агента должна отличаться от его же роли в качестве покупателя, что означает: после покупки товара от имени банка он должен проинформировать банк, что он осуществил покупку от его имени, только после этого товар должен быть продан ему банком посредством соответствующего предложения и его принятия, которые можно сделать по факсу. Как было разъяснено ранее, мурабаха ― разновидность сделки купли-продажи, одним из неотъемлемых ее условий является то, чтобы размер цены был определен. Эта цена, будучи однажды установленной, впоследствии ни при каких обстоятельствах не может быть увеличена или уменьшена в одностороннем порядке. В некоторых финансовых институтах было замечено увеличение цены по мурабаха в случае просрочки платежа, что не дозволено в шариате. Некоторые финансовые институты используют пролонгацию мурабаха на новых условиях оплаты в случае неспособности должника вовремя расплатиться по долгам. Очевидно, что эта практика не подтверждается шариатом: если товар однажды был продан клиенту, то он уже не может быть объектом другой продажи тому же клиенту. В операции иджара зачастую не учитываются некоторые требования шариата. Одним из основных условий для действительности иджара является то, чтобы арендодатель принимал на себя все риски, связанные с собственностью на сдаваемый в аренду актив, и чтобы клиент выплачивал арендную плату за узуфрукт. Было замечено, что во множестве договоров иджара это правило нарушается. Даже в случае уничтожения сдаваемого в аренду актива в результате форс-мажорных обстоятельств арендатор обязывается вносить арендную плату, то есть арендодатель не несет никакой ответственности за его собственность и не предоставляет никакого узуфрукта арендатору. Этот вид иджара противоречит основным принципам шариата. Исламский банкинг основан на правилах, которые отличаются от принципов традиционной банковской системы. Таким образом, вполне логично, что результаты их деятельности не обязательно должны быть одинаковыми с точки зрения доходности. Исламский банк в некоторых случаях может зарабатывать больше, а в некоторых ― меньше, чем другие банки. Если мы стремимся всегда соответствовать традиционным банкам с точки зрения их доходности, то мы с трудом сможем развивать собственные продукты, основанные на подлинных исламских принципах. До тех пор пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности в сравнении с традиционными, исламские банки будут продолжать использовать чуждые шариату принципы работы, и подлинная исламская экономическая система никогда не будет установлена. В соответствии с принципами ислама коммерческая деятельность никогда не может быть отделена от моральных целей общества. Таким образом, предполагается, что исламские банки должны адаптировать новую политику финансирования и развивать новые направления инвестиций, которые бы стимулировали развитие и поддержку малого бизнеса для того, чтобы поднять его на новый экономический уровень. Очень небольшое количество исламских банков и финансовых институтов уделяют внимание этому аспекту. В отличие от традиционных финансовых институтов, единственная цель которых ― борьба за получение огромных прибылей, приоритетной целью исламских банков должно стать служение интересам общества, предпочтение должно отдаваться тем продуктам, которые бы содействовали улучшению жизни простых людей. Необходимо развивать новые схемы жилищного и автофинансирования, финансирования, содействующего развитию малого бизнеса. Это та область, которая все еще ждет внимания исламских банков. Дело исламского банкинга не может развиваться до тех пор, пока не будет создана сильная система межбанковских операций, основанная на исламских принципах. Отсутствие подобной системы вынуждает исламские банки обращаться к традиционным банкам для удовлетворения своих потребностей в краткосрочной ликвидности, что осуществляется на основе открытого или закамуфлированного ростовщичества. Создание межбанковских отношений, основанных на исламских принципах, на данный момент не представляет большой сложности. Число исламских финансовых институтов на сегодняшний день достигает двухсот. Они могут создать фонд, состоящий из мурабаха- и иджара-инструментов, паи которых могут использоваться даже для однодневных операций. Если будет создан подобный фонд, это поможет решить множество проблем. И наконец, исламские банки должны развивать собственную культуру. Очевидно, что ислам не ограничен одними лишь банковскими операциями. Это комплекс правил и принципов, руководящий всей человеческой жизнью. Следовательно, для того чтобы называться исламским, недостаточно лишь осуществлять операции по исламским принципам, мировоззрение финансового института и его персонала должно отражать исламскую идентичность, которая совершенно отличается от традиционных институтов. Это требует фундаментального изменения в общей ориентации самого финансового института и его управляющих. Обязательства в отношении поклонения, как и моральные нормы, должны стоять на первом месте в общей атмосфере финансового института, который хочет быть исламским. Это та сфера, в которой некоторые исламские финансовые институты Ближнего Востока добились успеха. Однако это должно быть отличительной чертой всех исламских банков и финансовых институтов по всему миру. Надзор шариатских советов необходим и в этой сфере. Мы не ставили своей целью подчеркнуть недостатки исламских банков, но попытались оценить их деятельность с точки зрения шариата, разработать реалистичный подход к осуществляемым ими процедурам и к определению их политики.
Ответы на самые популярные вопросы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|