Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.2. Байтуль-мал. 9.3. Совместная компания




9. 1. Вакф

Первым прецедентом является вакф. Вакф — это юридический и религиозный институт, в отношении которого лицо посвящает часть своего имущества для благотворительных и религиозных целей. После того как имущество было провозглашено вакфом, оно больше не является собственностью жертвователя. Люди могут получать пользу от вакфа как посредством его прямого использования, так и от доходов, приносимых им, однако они не могут являться его собственниками. Право собственности на него принадлежит только Всемогущему Аллаху.

Исламские правоведы определяли вакф как самостоятельную правовую единицу и придавали ему правовые атрибуты, присущие физическому лицу. Это становится ясным из двух правил, данных исламскими учеными в отношении вакфа.

Во-первых, собственность, купленная на доход от вакфа, не становится автоматически частью вакфа. Более того, юристы утверждают, что имущество, купленное таким образом, должно рассматриваться как собственность вакфа[53]. Это означает, что вакф, как и физическое лицо, может владеть собственностью.

Во-вторых, правоведы ясно упоминали, что деньги, пожертвованные мечети, не становятся частью вакфа, а переходят в собственность мечети[54].

В этом случае мечеть признается независимым собственником денег. Этот принцип был упомянут некоторыми юристами маликитской школы. Они утверждали, что мечеть правоспособна быть собственником чего-либо. По их мнению, эта правоспособность мечети является презюмируемой, в то время как правоспособность людей является физической[55].

Один из прославленных маликитских правоведов, Ахмад ад-Дардир, утверждает законность завещания в пользу мечети, объясняя это тем, что мечеть может являться собственником имущества. Помимо этого, он распространяет данный принцип и на гостиницы, и на мосты на основе того, что они являются вакфом.

Очевидно, что исламские правоведы согласились с тем, что вакф может владеть собственностью, что вакф, не являясь человеком, рассматривается как физическое лицо с точки зрения вопросов владения собственностью. Если его собственность однажды была утверждена, логично, что она может продаваться и покупаться, становиться должником и кредитором, выступать в суде истцом и ответчиком, следовательно, все характеристики юридического лица присущи вакфу.

 

 

9. 2. Байтуль-мал

Другим примером юридического лица, найденного в классических трудах по фикху, является байтуль-мал — казна исламского государства. Все граждане исламского государства имеют бенефициарные права на байтуль-мал, и никто не может претендовать на то, чтобы являться ее собственником. Однако при этом байтуль-мал имеет определенные права и обязанности. Известный ханафитский правовед имам ас-Саркаши пишет в своей работе «Аль-Мабсут» следующее: «Байтуль-мал имеет определенные права и обязанности, которые могут быть неограниченными»[56].

«Если глава исламского государства нуждается в деньгах для того, чтобы платить жалованье своей армии, но он не может найти деньги в департаменте Харадж, где находится байтуль-мал (откуда в основном поступают деньги для выплаты жалованья), он может платить жалованье из денег департамента Садака (Закят), но и средства, полученные таким образом, должны рассматриваться как долг департамента Харадж департаменту Садака»[57].

Из этого следует, что не только байтуль-мал, но и другие департаменты внутри него могут занимать друг у друга. Ответственность за эти долги лежит не на главе государства, а на непосредственном департаменте байтуль-мал. Это означает, что каждый департамент байтуль-мал является самостоятельной правовой единицей и в этом качестве может как предоставлять деньги в долг, так и брать взаймы, может выступать как в роли должника, так и кредитора, а также быть истцом или ответчиком в суде, подобно юридическому лицу. Это означает, что исламские правоведы признают концепцию юридического лица в отношении байтуль-мал.

 

9. 3. Совместная компания

Другим очень близким примером концепции юридического лица является совместная компания, упоминание о которой встречается в шафиитском фикхе. Согласно устоявшемуся принципу шафиитской школы, если более чем одно лицо ведет свой бизнес в рамках партнерства, где их активы смешаны, закят должен взиматься с каждого партнера в отдельности. В случае если он платится с компании в целом, но один из партнеров не имеет нисаба, а общая стоимость всех активов совместной компании превышает размер нисаба, закят должен уплачиваться с учетом доли партнера, чья часть меньше, чем размер нисаба. Он также обязан выплачивать закят пропорционально своей доле в общей собственности, тогда как в случае индивидуальной ответственности данное лицо не облагается закятом.

Этому подобен принцип, называемый «хултах-аш-шую»[58], который имеет большое значение при взимании закята на домашний скот. В соответствии с этим принципом владельцы иногда выплачивают больше закята, чем на самом деле положено, иногда же платят меньше.

Поэтому достопочтенный Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, сказал:

 

ل ا ي ج م ع ب ي ن م ت ف ر ق و ل ا ي ف ر ق ب ي ن م ج ت م ع م خ ا ف ة ا ل ص د ق ة

 

«Отдельное имущество не должно объединяться друг с другом, так же, как и общее имущество не должно отделяться друг от друга для того, чтобы уменьшить взимаемый с него закят».

Принцип «хултах-аш-шую» в некоторой степени признан маликитской и ханбалитской школами с некоторыми различиями в деталях, он имеет в своей основе концепцию юридического лица. В соответствии с этим принципом закятом облагается не отдельное лицо, а совместная компания. Это означает, что совместная компания рассматривается как самостоятельная правовая единица, обязательства по выплате закята отводятся непосредственно ей, что очень сходно с концепцией юридического лица, хотя не обязательно равнозначно.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...