Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8.3.1. Фонд мурабаха. 8.3.2. Бай’ ад-дайн. 8.4. Смешанный фонд. 9. Принцип ограниченной ответственности




8. 3. 1. Фонд мурабаха

Мурабаха — это специальный вид торговли, при котором товары продаются на основе принципа «издержки плюс прибыль». Этот вид торговли был адаптирован современными исламскими банками и финансовыми институтами как модель финансирования. Они покупают товары для своих клиентов и продают с отсрочкой платежа в соответствии с согласованным коэффициентом прибыли. Если фонд создан для осуществления подобного рода продаж, то он должен быть закрытого типа, его доли не могут продаваться на вторичном рынке. Причиной является то, что в соответствии с формой мурабаха, которая используется современными финансовыми институтами, товары продаются немедленно после их покупки у исходного поставщика, в то время как цена, выплачиваемая с отсрочкой, становится долгом клиента. В результате портфель мурабаха не включает в себя никаких материальных активов. Он состоит из долгов и наличности, следовательно, доли подобного фонда представляют собой либо деньги, либо долги, которые не могут быть предметом торговли, как уже было разъяснено ранее. В случае необходимости доли могут обмениваться на деньги только по номинальной стоимости.

8. 3. 2. Бай’ ад-дайн

Рассмотрим вопрос о том, является ли бай ад-дайн дозволенным с точки зрения шариата. «Дайн» означает долг, «бай » — продажу. Соответственно, бай ад-дайн подразумевает продажу долга. Если определенное лицо имеет долг, полученный им от другого лица, и хочет продать его с дисконтом, что обычно происходит в случае с векселями, это определяется в шариате как бай ад-дайн. Традиционные мусульманские правоведы единогласны в том, что бай ад-дайн с дисконтом не дозволен в шариате. Подавляющее большинство современных исламских ученых придерживаются аналогичного мнения. Однако некоторые малазийские ученые назвали дозволенным подобный вид торговли. Как правило, они ссылаются на положения шафиитской школы, согласно которым продажа долга дозволена; однако при этом они не придают значения тому, что шафиитские правоведы дозволяют подобный вид торговли только в случае, если долг продается по номинальной цене.

Фактически запрет на бай ад-дайн является логическим следствием запрета на риба, или ростовщичество. Долг, подлежащий получению, в денежном выражении соответствует деньгам, и любые транзакции, при которых деньги обмениваются на деньги, должны осуществляться на условиях паритета стоимости обмениваемых денег. Любое увеличение или уменьшение с какой-либо из сторон равносильно ростовщичеству и никогда не может быть дозволено в шариате.

Некоторые ученые утверждают, что дозволенность бай ад-дайн не распространяется на те случаи, при которых долг создается посредством продажи товара. В этом случае, по их мнению, долг представляет собой проданный товар, его продажа может быть осуществлена подобно продаже товара. Этот аргумент, однако, не имеет никакой силы. Право собственности проданного однажды товара переходит к покупателю и больше не может являться собственностью продавца. Единственное, чем обладает продавец с этого момента, так это только деньгами. Следовательно, если он продает долг, то это ничем не отличается от продажи денег, и никаким воображением это не может быть определено как продажа товара.

Именно поэтому подобное мнение не было признано подавляющим большинством современных исламских ученых. Международная исламская академия фикха в Джидде, которая является крупнейшим представительным органом шариатских ученых и включает представителей всех исламских стран, в том числе Малайзии, единогласно одобрила запрет на бай ад-дайн.

 

8. 4. Смешанный фонд

Другим типом исламского фонда может быть фонд, при котором паевые взносы используются для разных типов инвестиций, например инвестиции в акции, аренду, торговлю и так далее. Это может называться смешанным исламским фондом. В этом случае материальные активы фонда должны составлять более 51 %, а наличность и долги должны составлять менее 50 % от общих активов фонда, для того чтобы его доли могли быть проданы. Однако если доля наличности и долгов в фонде превышает 50 %, его доли не могут продаваться, как считают большинство исламских ученых. В этом случае фонд должен быть закрытого типа.                                                 


9. Принцип ограниченной ответственности

 

На сегодняшний день концепция ограниченной ответственности стала неотъемлемым элементом крупных торговых и промышленных предприятий по всему миру, включая исламские страны. Текущий раздел посвящен разъяснению данной концепции и оценке ее с точки зрения шариата с целью понять, является ли этот принцип допустимым в исламской экономике. Ограниченная ответственность в современной экономике и юридической терминологии представляет собой условие, согласно которому партнер или акционер бизнеса защищается от принятия на себя убытков в размере большем, нежели им было вложено в компанию или партнерство с ограниченной ответственностью. Если бизнес несет убытки, то максимум, что акционер может потерять, — это только всю сумму инвестированных им средств. Однако убыток не может распространяться на его личное имущество; если активов компании недостаточно для покрытия всех ее обязательств, кредиторы не могут претендовать на покрытие долгов за счет личного имущества акционеров.

Несмотря на то, что концепция ограниченной ответственности в некоторых странах распространяется и на партнерства, все же наиболее часто она применяется в компаниях и корпорациях. Более правильным будет сказать, что концепция ограниченной ответственности по-настоящему распространилась совместно с распространением корпораций и открытых акционерных компаний. Данный принцип был внедрен для привлечения максимального количества инвесторов в крупные акционерные компании: им гарантировалось, что их имущество в целом не будет под угрозой, если они пожелают инвестировать свои сбережения. В практике современного бизнеса данная концепция доказала свою способность к мобилизации больших объемов капитала среди широкого круга инвесторов.

Несомненно, концепция ограниченной ответственности является большим преимуществом для инвесторов, но в то же время она может оказаться вредной для кредиторов. Если обязательства компании с ограниченной ответственностью превышают ее активы, компания становится неплатежеспособной, ликвидируется, кредиторы могут потерять значительную часть своих денежных требований, так как они могут претендовать только лишь на ликвидационную стоимость активов компании и не имеют возможностей предъявлять свои требования акционерам компании. Даже директора компании, которые могли оказаться ответственными за столь неблагоприятное развитие ситуации, не могут быть признаны ответственными за удовлетворение требований кредиторов. Этот аспект концепции ограниченной ответственности требует более детального рассмотрения и изучения с точки зрения шариата.

Несмотря на то, что концепция ограниченной ответственности является новой в контексте современной коммерческой практики и поэтому не имеет однозначного разъяснения в основных источниках исламского права, шариатская точка зрения по этому поводу может быть найдена в принципах, определенных в Священном Коране, Сунне достопочтенного Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, и исламской юриспруденции. Эта цель требует определенного иджтихада ученых, имеющих достаточную для этого квалификацию. Предпочтительно, чтобы иджтихад был осуществлен шариатскими учеными совместно, но предварительно каждый ученый должен приложить усилия для решения этого вопроса самостоятельно.

В качестве начинающего исследователя шариата автор изучал данный вопрос давно, и те результаты, которые будут представлены в данном разделе, не должны приниматься ни как окончательный вердикт, ни как безусловное убеждение. Это может рассматриваться лишь как результат первоначального осмысления, и цель данного раздела — обеспечить основу для дальнейшего исследования.

Можно сказать, что вопрос ограниченной ответственности тесно связан с концепцией юридического лица современных корпораций. В соответствии с этой концепцией открытая акционерная компания сама по себе имеет статус самостоятельной правовой единицы, которая отлична от правовой сущности ее акционеров. Самостоятельная правовая единица как фиктивное лицо является отдельным субъектом права, следовательно, может выступать в суде как в качестве ответчика, так и в качестве истца, заключать договоры, владеть имуществом на свое имя и иметь юридический статус, равносильный физическому лицу во всех ее сделках в положении юридического лица.

Таким образом, основным вопросом является то, может ли быть концепция юридического лица одобренной с точки зрения шариата. Если концепция юридического лица будет одобрена и принята, несмотря на фиктивность, юридическое лицо будет рассматриваться подобно физическому лицу в отношении юридических последствий от сделок, совершенных от его имени. В результате нам необходимо будет принять и концепцию ограниченной ответственности, которая следует как логическое продолжение предыдущей концепции. Причина этого очевидна. Если физическое лицо, то есть человек, умирает как несостоятельный должник, его кредиторы не могут претендовать на имущество, за исключением того, что он оставил после себя. Если долги покойного больше, чем оставшееся имущество, кредиторам, несомненно, придется понести убытки, они не смогут изменить ситуацию.

Если мы признаем, что компания в качестве юридического лица имеет права и обязанности, подобно физическому лицу, аналогичный принцип будет действовать и в отношении неплатежеспособной компании. Компания после признания банкротом должна быть ликвидирована; ликвидация компании равнозначна смерти человека, так как компания после своей ликвидации больше не может существовать. Если кредиторы физического лица могут остаться с неоплаченными долгами, когда тот умирает, то и кредиторы юридического лица могут оставаться с текущей дебиторской задолженностью, когда юридическая жизнь компании прекращается посредством ликвидации.

Следовательно, основной вопрос заключается в том, является ли концепция юридического лица допустимой в шариате. Хотя эта концепция была разработана в рамках современной экономической и юридической системы и не имела практического воплощения в исламском праве, все же существуют определенные прецеденты, на основании которых может быть выведена концепция юридического лица.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...