5. Некоторые итоги
Все четыре рассмотренные цивилизации – египетская, китайская, индийская и античная – помимо индивидуальных особенностей и собственной судьбы, обладали и общими качествами. А именно: ¨ Функция каждой религии состояла в успокоении вышедших из-под контроля мистических фантомов. Достигалось это – закрепощением человеческих органических потребностей и переориентацией с «истязаний» биосистемы на «мирное» включение в её развитие. ¨ Трансформация социального взаимодействия проходила три стадии. Фазу универсализма (отказа от эгоистического руководства биосредой), коллективизма (преобразований в интересах государства и других форм коллектива) и индивидуализма (вторжения в биоэволюцию для удовлетворения индивидуальных потребностей). ¨ Трудно точно определить протяжённость религиозных циклов в каждой из четырёх культур. Ведь начало цивилизаций теряется в веках, а нам остаётся теряться в догадках. Очень условно можно приблизиться к общей продолжительности цикла примерно в две тысячи лет. Так, в Древнем Египте универсализм как государственную идеологию приняли где-то в XXXI веке до н. э. Но к XI веку до н. э. нарушения экоравновесия привели к обособленности сознания египтянина от воображаемого Универсума. Следовательно – к новому религиозному буму и тотальному распространению универсализма. Известно, что в Китае в XVIII веке до н. э. сино-тибетцы создали социум на основе универсализма. Какими были предыдущие (аустронезийские) государства на этих землях – сведений немного. Новая потребность восстановить единство с Универсумом забрезжила в китайском сознании в начале нашей эры. Это и обусловило в III веке очередное погружение в универсализм.
Точное время распространения универсализма среди индоариев неизвестно. Вероятно, произошло это незадолго до их проникновения в Индию в XVI-XV вв. до н. э. Пройдя типичные коллективистскую и индивидуалистскую модификации, ведийско-брахманистская религия в VI веке возродилась в своей универсалистской версии. Это и ознаменовало начало нового религиозного цикла. В Средиземноморье религиозный цикл – внедрение, развитие и затухание олимпийской религии, занял промежуток примерно с XVII века до н. э. по начало IV века. В V веке, как мы знаем, животные человеческие страсти погасили, а «взбесившееся» чувство Универсума умиротворили с помощью христианства. Можно предположить, что протяжённость религиозного цикла приблизительно в 2000 лет свойственна и другим цивилизациям, не затронутым в обзоре. Например, ранние сведения об арабской культуре датируются серединой II тыс. до н. э. Главным богом в Южной Аравии был Астар. Наряду с ним арабы почитали творца мира и покровителя царей Душару. А также – Илаху или Аллаху (то есть просто «бога»), и других загадочных персон. Древнеарабский социум прошёл приблизительно двухтысячелетний путь изживания религиозности, пока в VII веке н. э. не принял ислам. Цель исламского универсализма – переориентация человека с «улучшения» природы на рефлексию о её и своей включённости в Универсум. То есть – возвращение человека, «надорвавшегося» от непосильной ноши управления биоэволюцией, к непостижимому первоисточнику – Универсуму. Слово «ислам» переводится как «повиновение Аллаху». «Я сотворил людей лишь, чтобы можно было им поклоняться Мне», – гласят универсалистские основы Корана [цит. по: 79, 321]. Каждый человек, поэтому есть «абд Аллах», что одновременно значит и «верующий», и «слуга». «Мусульманин» же означает «живущий согласно воле Аллаха». 1 Время зарождения ирано-арийского универсализма, как и индоарийского, неизвестно. Можно лишь предположить синхронное распространение этих религий по причине родства и единства исторической судьбы индо- и ирано-ариев. А также из-за многочисленных соответствий между Ригведой и иранской священной книгой Авестой. Однако симптоматично, что новый религиозный цикл в Персии начался в VII веке. То есть – приблизительно в одно время с очередным циклом в Индии.
В то же время, чтобы не увлекаться приятными аналогиями, повторим: история II тысячелетия до н. э. полна белых пятен и постоянно уточняется. ¨ После завершения примерно двухтысячелетнего цикла и возрождения универсализма, каждая из четырёх цивилизаций оказывалась настолько слабой и истощённой, что становилась лёгкой добычей завоевателей. Это были полудикие варвары, кочевники, которые раньше в культурном плане никак не считались конкурентами. Некоторым исключением можно рассматривать Восточную Римскую империю (хотя перейдя с латинского языка на греческий, Византия оказалась преемницей Рима весьма условной). После тотального обращения к универсализму в IV веке империя вела не очень устойчивое существование ещё тысячелетие. Но в итоге судьба её оказалась плачевнее участей Китая, Индии или Персии, потому как в XV веке не только Византия как государство, но и византийский народ окончательно исчезли с лица земли. Как видим, с окончанием одного религиозного цикла и началом следующего цивилизации претерпевали явный регресс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|