Экзаменационный билет № 3. 1.Среднее царство (новшества по сравнению с Древним царством).. 2. Буддизм
Экзаменационный билет № 3 1. Среднее царство (новшества по сравнению с Древним царством). Первый переходный период (девятая и десятая Гераклеопольские династии, одиннадцатая Фиванская династия: ок. 2160-2055 гг. ), который последовал за падением Древнего царства, это было время необычайной активности. Образование Среднего царства стало доказательством способности Египта преодолеть кризис и собрать страну заново, и, хотя многие памятники этой эпохи были разрушены или вошли в состав более поздних построек, величайшим достижением эпохи СЦ было создание более гуманистической культуры. Первый переходный период. В стране, где некогда существовал твердый порядок, центром и опорой которого являлся царь, теперь подвергались разграблению даже пирамиды, а слабые разливы Нила высушили болота Дельты и стали причиной голода в Верхнем Египте. Египетские земли группировались вокруг двух новых династических центров - Гераклеополя (к югу от Файюма) и Фив (на восточном берегу Нила в Верхнем Египте). Между царями двух соперничающих династий (10 и 11) происходит ряд военных столкновений, которые завершаются победой Фив, превратившихся в столицу объединенного Египта. С этого момента начинается период Среднего царства (ок. 2050-1750 гг. до н. э. - время 11 и 13 династий). Наряду с орудиями из кованой меди начинают уже применять литые бронзовые инструменты. Совершенствуются многие орудия производства (плуг, ручная мельница). Развивается выработка стеклянных изделий. Ирригационная система, пришедшая в упадок в период смут и раздробления, теперь не только восстанавливается, но еще более расширяется. Особенно успешные работы проводятся в Фаюмском оазисе. Находившееся там озеро было углубленно и превращено в искусственный водоем, а болотистые берега его осушены. Благодаря этому расширилась посевная площадь.
Развивается внешняя и внутренняя торговля. Прежние случайные морские связи с Критом становятся регулярными, и в Египет ввозится критская расписная керамика. Основным мерилом ценности вместо зерна становится золото (весовая единица - дебен 91 г). Из азиатских стран привозится все больше серебра (бывшего в Египте до того очень редким), и к концу периода оно становится в Египте в два раза дешевле золота. Происходит имущественное расслоение. Наряду со знатью выдвигаются средние слои населения - «сильные неджесы», т. е. простолюдины. Это были разбогатевшие земледельцы и ремесленники, ведущие самостоятельное хозяйство и порой приобретающие рабов. Создается новая служилая знать – люди, не имеющие высокопоставленных предков, фараоны начинают опираться на новую прослойку населения. Еще хуже было положение у рабов. Их использовали на самых тяжелых изнурительных работах. Так, например, они работали в рудниках, нередко в подземных коридорах, в вечной темноте, укрепляя факелы на лбу. Наибольшего экономического расцвета и политического могущество достигло СЦ при 12 династии (2000-1775 гг. до н. э. ). Основателем ее был Аменемхет 1. Ввел новое главное божество – Амон. Перенес столицу в оазис Файю на границе Верхнего и Нижнего Египта. Аменемхет 1 снаряжает грабительские походы в Ливию с целью угона военнопленных и скота. При Сенусерте 3 прочно осваивается территория между первым и вторым порогами Нила и для охраны новой границы по обе стороны возводятся могучие крепости. При этом же фараоне был совершен победоносный поход в Палестину и усилилось египетское влияние в этой стране. Фараоны 12 династии не могли добиться такой степени могущества, как неограниченные властители ДЦ. Только к концу правления 12 династии, при Аменемхете 3 (вторая половина 19 в), усилилась централизация и привилегии номархов были сильно урезаны. Именно при нем развернулось ирригационное строительство в Фаюмском оазисе, где был сооружен огромный храм (лабиринт), предназначенный для культа всего пантеона богов.
2. Буддизм Одна из древнейших мировых религий. Религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около 6 в. до н. э. в Древней Индии. Основатель - Сиддхартха Гаутама, позже получивший имя Будда Шакьямуни. Будда не считал себя Богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами», в отличие от проповедников других религий, а говорил лишь то, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Будда резко выступал против культа самого себя. Причиной страдания людей являются их собственные действия, и прекратить страдания, достичь нирваны, можно практикой самоограничения и медитацией. Будда утверждал, что его учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека. Будда указывал, что принимать его учение необходимо только посредством проверки через собственный опыт. Буддизм в признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ, но считает это «данностью естественного устройства вселенной» и ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями, так как такие существа тоже пребывают в сансаре и подчиняются карме. Вера в богов – пустая трата времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|