Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экзаменационный билет № 6. 1. Религиозный переворот Эхнатона. Его последствия для Египта.. 2. Период Чуньцю в Китае. Конфуцианство, моизм, даосизм.




Экзаменационный билет № 6

1. Религиозный переворот Эхнатона. Его последствия для Египта.

Аменхоте́ п IV ( Эхнато́ н ) - (1364-1347). Аменхотеп IV отверг вековое египетское многобожие и установил почитание одного только солнца вместе с его сыном и подобием – фараоном. Первые нововведения царя и господство культа солнца, в ущерб всем другим египетским божествам, были осуществлены в Фивах. Но после переезда двора в новую столицу Ахеттатон не только имена старых богов, но сами слова " боги", " бог" не только исчезли из сонцепоклонных памятников, но иногда даже уничтожались на прежних надписях. Таким образом, в стране был установлен фактически строгий монотеизм, заменивший древний политеизм.

Эхнатон закрыл храмы богов, вместо культов которых было установлено государственное почитание бога Атона. Была изменена и идеология царской власти: царь и царица, издревле почитали как земные воплощения Хора и Хатхор, отныне именовали себя божествами Шу и Тефнут - непосредственными детьми солнечного бога. На пятом году правления Аменхотеп IV меняет свое имя, переводится как " Амон доволен", на Эхнатон - " желаемый Атону". Изменению подвергаются и имена ближайших родственников фараона, в том числе его главной жены Нефертити, получившей новое имя Нефернефруатон. Отцом фараона провозглашается бог Атон. Реформа Эхнатона допускала почитание и ряд других божеств: с Атоном сначала сосуществовали другие формы солнечного божества (главным образом Ра и Ра-Горах, отождествлены с Атоном), духи и демоны. Храм Атона был открыт для всех, никаких недоступных для верующих мест в нем не было. Дары приносились на открытые алтари великому и единому новому богу.

После смерти Эхнатона Тутанхамон восстановил культ Амона Ра и старые храмы. Отступая перед врагами реформы, двор все же не вернулся в Фивы; царь обосновался в Мемфисе, лишь временами наезжая в южную столицу. Естественно, что не достигший еще и десятилетнего возраста мальчик, новый царь Тутанхамон, не мог самостоятельно осуществить столь крутой поворот во внутренней жизни страны. За его спиной, несомненно, стояла влиятельная группа бывших приверженцев царя-реформатора, склонных, однако, в изменившейся обстановке к примирению со своими недавними противниками.

2. Период Чуньцю в Китае. Конфуцианство, моизм, даосизм.

Период Чуньцю - 722 по 481 год до н. э., соответствующий летописи Чуньцю («Вёсны и осени»), составителем которой считают Конфуция. Этот период относят к началу династии Восточное Чжоу. Началу периода Чуньцю предшествовало свержение правителя Ю-ван представителями чжоуской родовой знати и степняками-жунами. Новым ваном был назначен Пин-ван. Центр власти был перенесен из долины реки Вэйхэ в долину реки Лохэ. Земли в долине Вэйхэ вошли в состав полу-жунского царства Цинь, которое с этого момента начало усиливаться.

Политическая роль вана Чжоу резко упала. Получив ограниченный удел, дом Чжоу по сути дела превратился в такое же удельное княжество, а ван стал «первым среди равных». Тем не менее, главенство вана сохранялось ещё длительное время, сначала реально, а потом всё более формально. Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн.

Конфуцианство - учение, разработанное Конфуцием (551—479) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, образом жизни, философией, религией. Конфуцианство возникло как этико-социально-политическое учение в период Чуньцю, время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Хань конфуцианство стало официальной государственной идеологией. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на «три народных принципа» Китайской Республики. Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви.

Моизм - древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения, представленные Сянли, Сянфу и Дэн Лином, которых обычно называют поздними моистами.

В V—III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя — легендарного правителя древности, который усмирил потоп.

Даосизм - сформировался во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века. Учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы. Даосизм почти никогда не был официальной религией. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...