Формирование элементарных экологических представлений с использованием театрализованных игр
Стр 1 из 6Следующая ⇒
Выпускная квалификационная (бакалаврская) работа по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование
Бакалаврская работа выполнена Работа допущена к защите студенткой 4 курса ДО-3,6 ЗФО и. о. зав. Кафедрой педаго- Салчак Сайлыкмаа Калин-ооловной гики и методики дошколь- ____________________________ иного и начального образо- (подпись) вания к.п.н., доцент Научный руководитель: Сагды Ч.Т.., Ондар Ч.М. д.б.н.,проф.____________________ _______________________ подпись «______»__________2019г. ______________________
Работа защищена в ГЭК с оценкой «___________________» «_____»____________________2019
Председатель ГЭК____________ (подпись) Члены ГЭК_________________
Кызыл 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА1.ТЕОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………….…………………………8 1.1 Особенности психологического развития детей 5-6 лет в контексте темы исследования…………….………….…………………………………...8 1.2 Методика формирования представлений об организме человека в соответствии с программой дошкольного образования……………………15 1.3 Дидактическая игра как средство формирования представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………..22 Выводы к 1 главе……………………………………………………………..30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ………………..….31 2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы. Исследование степени сформированности представлений об организме человека у детей 5 – 6 лет…………………………………………………...31 2.2 Организация работы по формированию представлений об организме человека у детей пяти – шести лет с помощью дидактических игр (формирующий эксперимент)…………..……………………………………49 2.3Сравнительный анализ результатов исследования………………………………….…………………………….…52 Выводы к 2 главе.......................................................................................54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………………….….56 ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….58 Введение
Здоровье – большая ценность, которую подарила человеку природа. Здоровье не заменят никакие деньги и блага мира. Поэтому этот дар природы нужно беречь, как зеницу ока. Очень жаль, что многие люди начинают понимать эту простую истину очень поздно, когда половина жизни, а то и больше, остаются у него за спиной. Здоровье, в силу пренебрежительного отношения к нему, далеко не всегда возможно восстановить. Актуальность темы исследования. Исследователи отмечают, что неразумное отношение к своему здоровью имеется у большинства современного населения. Необходимо изменить отношение к своему здоровью, а поэтому и к себе. Дети обращают внимание на то, как взрослые относятся к себе, к своему здоровью и в дальнейшем перенимают их образ мыслей. Вырастая, дети таких родителей, потом также неразумно относятся к своему здоровью. Поэтому необходимо с малых лет, с дошкольного возраста проводить с ребенком беседы и здоровье, объяснять, что организм – это живая и очень хрупкая система, показывать доступный наглядный материал.
Кроме того, целесообразно укреплять у дошкольника чувство веры в себя, убеждать его с малых лет заботиться о своем организме, знакомить малышей с возможностями своего организма. Нужно научить ребенка быть внимательным к своему телу, к своему организму, учить пользоваться его резервами и беречь его. По мнению авторитетного исследователя С.А.Козловой: «Внимание к себе, постепенное осознание своих возможностей будет способствовать тому, что ребёнок приучится быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью, через себя научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли». Формирование у дошкольников представлений о своем организме в ДОУ на сегодняшний день является требованием к содержанию воспитания и обучения. Дело в том, что познание человеком своей природы есть совершенно естественный процесс. И этот процесс будет полнее, если детей в доступной для их возраста форме педагоги познакомят с биологическими системами человека, желательно с привлечением доступного наглядного материала и интересных иллюстраций. Также целесообразно будет организовать допустимых условий для того, чтобы ребенок понял, как работает организм человека и, в частности, его организм. Кроме того, созданные условия должны способствовать к приобщению дошкольника к здоровому образу жизни. Также большое значение для дошкольников имеет своевременное развитие элементарных представлений о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены, положительного самоощущения детей. В дошкольном образовании в настоящее время в педагогической литературе, а также в программно-методических пособиях большой внимание уделяется проблеме формирования элементарных представлений о человеческом организме у детей. Довольно известные образовательные программы, такие, как: «Радуга», «Детство», «Здоровье», «Здоровый дошкольник», «Истоки», «Детская картина мира», «Детский сад - дом радости» и некоторые другие программы сообщают знания о рассматриваемом нами вопросе поверхностно, размыто. В этих пособиях в незначительной мере разработан содержательный и развивающий элемент.
Рассмотрев исследования авторитетных педагогов-психологов в области эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, таких, как А.В. Запорожец, А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович, Л.П. Стрелкова и других ученых, сделаем вывод, что знания о человеческом организме, его особенностях и возможностях послужат решению не только проблемы физического самосовершенствования, но и нравственного развития личности, в частности, воспитание гуманистической направленности (сочувствия, сопереживания). Отметим образовательную программу «Я – Человек». В данной программе авторы много внимания уделили рассмотрению человеческого организма, а также отношению к нему детей. Дошкольника окружает большой и загадочный мир взрослых. В этом мире много, как интересного, так и непонятного. Он манит ребенка, который желает его узнать получше, хочет быть ближе к взрослым и вступать в ними в контакт, понимая, что именно взрослые помогут ему узнать много нового, разобраться в разных непонятных вещах. Познакомить дошкольника с организмом человека может не кто иной, как взрослый. Именно взрослый, формирует представления о человеке. Изучая с помощью взрослого этот вопрос, дошкольник лучше познает себя, свое тело, видит перспективу дальнейшего развития и ищет свой идеал. Нужно чтобы ребенок с уважением относился к своему телу, любил его особенности. В своей работе с детьми педагоги стараются дать ребенку самое интересное и непонятное для него — это он сам. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Из чего я сделан? Что у меня внутри? Как я появился на свет?.. — это только небольшая часть вопросов, которые задает малыш. Ответить на них самостоятельно он не может, ребенку необходима помощь взрослого человека. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), поиска эффективной технологии развития детей, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Высокая сензитивность дошкольного возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в дошкольном детстве имеет развивающее значение. Большой интерес для дошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками.
Принимая участия в развивающих играх, дети дошкольного возраста становятся более настойчивыми, хотят достигнуть успеха, развивают многие важные качества. Ценность игры еще в том, что дети, играя, открывают что-то новое, то, что взрослые уже знают. Если педагог грамотно включит игру в целостный педагогический процесс, то она станет средством воспитания и обучения. Педагог, имеющий хороший теоретический и практический опыт воспитания дошкольников, может при руководстве игрой развивать все стороны развития личности ребенка: на познавательное, социально-коммуникативное, художественно-воспитательное, физическое и речевое развитие. Изучив опыт проведения развивающих занятий с помощью игры, мы сделали вывод, что можно сформировать представление об организме человека у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры. Проблема исследования: Каковы возможности использования дидактических игр при ознакомлении детей с организмом человека? Цель исследования: Развитие представлений детей об организме человека с использованием дидактических игр. Объект исследования: Представление об организме человека детей 5-6 лет. Предмет исследования: Процесс формирования представлений старших дошкольников об организме человека. Гипотеза исследования: формирование представления об организме человека у детей 5-6 лет будет более эффективным, если в работе с детьми будут задействованы дидактические игры. Задачи исследования: 1) Сформировать представления детей об основных частях тела человека. 2) Закрепить представления детей о частях лица (нос, рот, брови), закрепить знания дошкольников о половых и возрастных особенностях людей. 3) Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие). 4) Расширение представлений дошкольников о ключевых составляющих здорового образа жизни человека. Основные методы исследования: анализ использованной литературы, беседа, наблюдения, педагогический эксперимент, учебные занятия, обобщение. Методическая основа исследования: работы по теории и технологии экологического образования детей авторов комплексной программы «От рождения до школы» под ред. В.А. Вераксы, образовательная программа «Я – человек».
Организация исследования: опытно-практическая работа проводилась на базе МБДОУ №28 г. Кызыла. В педагогическом эксперименте принимали участие 39 детей в возрасте 5-6 лет. Теоретическая значимость исследования заключается в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с организмом человека с помощью дидактических игр Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для работы педагогов с детьми дошкольного возраста по формированию представления об организме человека посредством дидактических игр. Апробация работы: основные направления содержания работы доложены на научно-практической конференции студентов, а также на занятиях в детском саду №28 г. Кызыла в процессе стажерской и государственной преддипломной практики. Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|