Диагностическое задание 2. «Как ты дышишиь»
Цель: определить уровень знаний о дыхании человека. Материалы и оборудование: карточки с изображением различных мест и ситуаций.
Ход: педагог предлагает каждому дошкольнику (отдельно от группы): Во-первых, провести с ним беседу, в ходе которой ребенока просят ответить на вопросы: 1.Чем мы дышим? Что есть внутри носа? 2. Какие органы участвуют в дыхании? 3.Для чего нужны легкие? 4.Может ли человек жить без дыхания? Можно ли дышать под водой? 5.Чем лучше дышать носом или ртом? Почему? После этого, перед дошкольником воспитатель раскладывает на столе набор иллюстрированных карточек с изображением разных мест и ситуаций. Педагог просит ребенка разложить карточки следующим образом: В одном месте, где ребенок считает, что воздух чистый, во втором месте, где по мнению дошкольника, воздух вредный для здоровья по причине загрязненности. Например, на предложенных карточках могут быть нарисовано: луг возле леса, поляна на берегу озера, проезжая часть в городе, завод с большими трубами, помещение с курящими людьми и т.д. После выбора ребенка, педагог просит его обосновать выбранные картинки. Таблица № 4 Обработка результатов:
Диагностическое задание 3. «Как ты питаешься» Цель: определить уровень знаний о питании человека. Материалы и оборудование: карточки с изображением здоровой и вредной пищи.
Ход: данное диагностическое задание воспитатель проводит с каждым дошкольником отдельно. Задание делится на две части: 1.Педагог проводит беседу с испытываемым ребенком, во время которой ему нужно ответить на вопросы: 1.Может ли человек прожить без еды? 2. Для чего нам нужны зубы? Как за ними нужно ухаживать? 3.Какой путь проходит еда в организме человека? После этого педагог дает дошкольнику карточки, где изображены разные продукты питания и напитки. Ребенку нужно эти карточки разделить на две группы: в одну группу ребенок будет складывать здоровую пищу, а во вторую – вредную. Какие изображения могут быть на этих карточках: овощи и фрукты, рыба, мясо, молочные продукты, газированные напитки, алкогольные напитки, молоко, творог, чупа-чупсы, наггинсы, жевательная резинка и т. д. После чего педагог просит дошкольника обосновать свой выбор.
Таблица № 5 Обработка результатов:
Диагностическое задание № 4 «Как ты двигаешься. Кости» Цель: определить уровень знаний о движении человека, о костях и скелете. Материалы и оборудование: схема "Скелет человека". Ход: проводится индивидуально с каждым ребенком. Проводится в виде беседы, в ходе которой дошкольнику предлагается ответить на следующие вопросы: 1.Что такое скелет человека? 2. Покажите на схеме кости. Зачем они нужны нам?
3.Что такое суставы? 4.Как происходит движение? 5.Как кости изменяются, когда ты растешь?
Таблица № 5 Обработка результатов:
Диагностическое задание № 5 «Здоровый образ жизни» Цель: определить уровень развития валеологических умений и навыков дошкольника. Материалы и оборудование: картинки, изображающие ситуации, когда дети нарушают правила здорового образа жизни.
Ход: педагог данное задание проводит отдельно с каждым дошкольником. Задание делится на две части. В первой части педагог показывает дошкольнику картинки с разными изображениями и говорит, чтобы ребенок их описал, а также произнести свое мнение о том, правильно ли поступают ребята, изображенные на картинках. После этого педагог просит, чтобы ребенок мотивировал произнесенный ответ. Например, на рассматриваемых картинках могут быть нарисованы ребята, которые нарушают правила безопасности (зажигают спички, стоят рядом с напряжением), также дети, которые едят вредную пищу (чупа-чупс, газировку), ребята, одетые не по погоде (зимой гуляют без шапки), невоспитанность детей (дошкольник кричавший в магазине).
Во второй части этого задания педагог просит дошкольника ответить на вопросы: 1.Как надо себя вести с электроприборами? Со спичками? На кухне? Почему? 2. Какую пищу можно есть? А что есть или пить нельзя? 3.Как надо одеваться? Почему? 4.Как надо заботиться о своем здоровье? 5.Нужно ли содержать в чистоте свое тело, одежду, комнату? Почему? Таблица № 6 Обработка результатов:
После проведения диагностики у детей контрольной и экспериментальной групп в соответствии с вышеописанными критериями, мы получили следующие результаты: Таблица № 7
Результаты изучения сформированности представлений об организме человека у детей 5 – 6 лет в экспериментальной группе на начало проведения эксперимента: Фамилия имя ребенка | Номера заданий |
Всего баллов |
Уровни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Бартан Айслан | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 30 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Байыр Асель | 10 | 10 | 10 | 5 | 5 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Биче-оол Вячеслав | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 | 30 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Донгак Айдасай | 10 | 5 | 15 | 10 | 10 | 50 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Ковен Даниил | 10 | 5 | 5 | 5 | 10 | 35 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Данзын Аюша | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Куулар Алан | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Кара-Донгак Увэнчи | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Кара-сал Камилла | 10 | 10 | 5 | 5 | 10 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. | Максимова Милана | 5 | 5 | 10 | 5 | 5 | 30 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. | Монгуш Аиша | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 40 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. | Мактан Ай-оол | 10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 45 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. | Монгуш Анжела | 10 | 5 | 10 | 5 | 5 | 35 | Н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. | Сайёдова Амина | 5 | 10 | 10 | 10 | 10 | 45 | С | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. | Седип Айыран | 10 | 10 | 5 | 5 | 10 | 40 | С |
В экспериментальной группе (на начало эксперимента) в исследовании принимало участие 15 детей, у 10 детей (66, 67%) - средний уровень и у 5 детей (33,33 %) - нижний уровень знаний. Высокий уровень сформированности представлений об организме человека ни кто из детей не показал.
Таблица № 8
Результаты изучения сформированности представлений об организме человека у детей 5 – 6 лет в контрольной группе на начало проведения эксперимента:
Фамилия, имя ребенка | Задание№1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание № 4 | Задание № 5 | Уровень по группам |
1.Сат Илана | н | с | с | с | н | с |
2.Спирин Матвей | с | н | в | с | с | с |
3.Сентябрь Санчай | н | н | н | с | н | н |
4.Терехова Яна | с | с | с | в | с | с |
5.Тюлюш-Монгуш Чоргаар | н | н | с | с | н | н |
6.Чыжын Байыр | н | н | н | н | н | н |
7.Юрьев Саша | с | н | н | с | н | н |
8.Хертек Бай-белек | с | н | с | с | н | с |
9.Ховалыг Эчис | н | с | с | н | с | с |
10.Ондар Тезин | с | с | с | н | с | с |
11.Ооржак Айзан | с | н | н | с | с | с |
12.Ооржак Айдыс | н | с | н | с | с | н |
13.Чуссумаа Алдар | с | н | с | н | с | с |
14.Шыырап Михаил | с | с | н | с | н | с |
15.Салчок Аделина | н | с | с | н | с | с |
В контрольной группе (на начало эксперимента) в исследовании принимало участие 15 детей, у 10 детей (66,67 %) - средний уровень и у 4 детей (33,33 %) - нижний уровень знаний. Высокий уровень сформированности представлений об организме человека ни кто из детей не показал.
Выявленные данные. Это говорит о необходимости проведения работы по формированию представлений об организме человека у детей экспериментальной группы.
2.2 Организация работы по формированию представлений об организме человека у детей пяти – шести лет с помощью дидактических игр (формирующий эксперимент)
Формирующий эксперимент проводился в апреле 2019 года с детьми экспериментальной группы.
Цель эксперимента: повысить уровень сформированности представлений об организме человека у детей экспериментальной группы.
Для формирования представлений об организме человека с ребятами были проведены занятия, включающие дидактические игры.
Эксперимент состоит из комплекса дидактических игр для развития представлений об организме человека.
Цель рассматриваемого комплекса игр:
Развитие представлений детей об организме человека.
Задачи:
1) Сформировать представления детей об основных частях тела человека.
2) Закрепить представления детей о частях лица (нос, рот, брови), закрепить знания дошкольников о половых и возрастных особенностях людей.
3) Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие).
4) Расширение представлений дошкольников о ключевых составляющих здорового образа жизни человека.
1. Дидактическая игра «Познакомимся с собой» (Приложение № 1)
Цель: Сформировать представления детей об основных частях тела человека.
2. Дидактическая игра «Мое тело» (Приложение № 2)
Цель: Закрепить представления детей о частях тела человека
3. Дидактическая игра «Свет мой, зеркальце, скажи» (Приложение № 3)
Цель: Закрепить представления детей о частях лица (нос, рот, брови), закрепить знания дошкольников о половых и возрастных особенностях людей.
|
|