Дидактическая игра «Что у меня внутри?» (Приложение №4)
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Цель: Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие). Дидактическая игра «Собери человечка» Приложение № 5) Цель: Закрепление представлений детей о строении тела человека.
Анализ проведения дидактических игр: 6 апреля была проведена дидактическая игра «Познакомимся с собой». Воспитатель предложила собраться на ковре с детьми в кружок, раздала им небольшие зеркальца. Потом она произносила слова, одновременно преподнося зеркальце к разным частям тела. Ребята с охотой повторяли за ним слова и действия. Эмоциональный фон – повышенный, детям понравилась данная игра. Дидактическая игра «Мое тело» проходило 7 апреля. Воспитатель попросила детей подойти к большому зеркалу, которое стояло в освещенном месте и внимательно рассмотреть себя. Дети четко делали то, что просил педагог. Показывали эти части тела. Дети легко справились с заданием. Дидактическая игра «Свет мой, зеркальце, скажи» проходила 9 апреля. Воспитатель дала детям картинки объяснила, что нужно составить по ним лицо. Упомянутый Добрый Волшебник повысил настроение детям. Данное задание труднее предыдущих, не все дети справились. Саша, Аня и Игорь успешно и быстрее всех справились с заданием. А Настя и Ира не могли обойтись без помощи. 12 апреля была проведена Дидактическая игра «Что у меня внутри?». Воспитатель подготовила валеологический фартук с размещенными на нем внутренними органами. Дети по очереди одевали этот фартук и по поручению педагога прикладывали к нужному месту атрибуты органов. С заданием справились только половина участников. Воспитатель старалась не просто подсказывать им, а тонко наводить на правильный выбор органов. Задание проходило дольше, чем предыдущие и дети устали. Но в целом, чувствовалась заинтересованность на занятии.
Дидактическая игра «Собери человечка» проходило 14 апреля. В проветриваемой заранее группе дети уселись за столики, на которыми лежали геометрические фигуры из картона и шаблон тела человека. Воспитатель дал детям задание - собрать человечка путем размещения геометрических фигур в необходимой последовательности, нужном месте. Дети хорошо справились с заданием. Дисциплина во время занятия была удовлетворительная. Настроение у ребят было повышенное, чувствовалась заинтересованность детей в данной теме. 2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Проверим эффективность разработанной программы по повышению уровня сформированности представлений об организме человека у детей экспериментальной группы. Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал, что и в параграфе 2.1. Результаты исследования представлены по каждому заданию также в таблице.
Таблица № 9 Результаты изучения сформированности представлений об организме человека у детей 5 – 6 лет в экспериментальной группе на конец проведения эксперимента: Фамилия ребенка | Номера заданий |
Всего баллов |
Уровни | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||||||
1. | Бартан Айслан | 10 | 10 | 10 | 10 | 5 | 45 | С | |||||||
2. | Байыр Асель | 10 | 10 | 10 | 10 | 5 | 45 | С | |||||||
3. | Биче-оол Вячеслав | 15 | 15 | 10 | 15 | 10 | 55 | В | |||||||
4. | Донгак Айдасай | 10 | 5 | 10 | 10 | 5 | 40 | С | |||||||
5. | Ковен Даниил | 15 | 10 | 15 | 15 | 15 | 70 | В | |||||||
6. | Данзын Аюша | 10 | 10 | 10 | 5 | 10 | 54 | С | |||||||
7. | Куулар Алан | 5 | 5 | 10 | 10 | 10 | 40 | С | |||||||
8. | Кара-Донгак Увэнчи | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 70 | В | |||||||
9. | Кара-сал Камилла | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 55 | С | |||||||
10. | Максимова Милана | 10 | 15 | 15 | 15 | 15 | 70 | В | |||||||
11. | Монгуш Аиша | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 50 | С | |||||||
12. | Мактан Ай-оол | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 | 45 | С | |||||||
13. | Монгуш Анжела | 15 | 15 | 10 | 15 | 15 | 70 | В | |||||||
14. | Сайёдова Амина | 10 | 15 | 10 | 10 | 15 | 50 | С | |||||||
15. | Седип Айыран | 10 | 15 | 10 | 15 | 15 | 65 | В |
|
|
В экспериментальной группе (на конец эксперимента) в исследовании принимало участие 15 детей, у 6 детей (40%) - средний уровень и у 9 детей (60 %) - высший уровень знаний. Низкого уровня сформированности представлений об организме человека у детей данной группы выявлено не было.
Таблица № 10
Результаты изучения сформированности представлений об организме человека у детей 5 – 6 лет в контрольной группе на конец проведения эксперимента:
Фамилия ребенка | Номера заданий |
Всего баллов |
Уровни | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1. | Сат Илана | 5 | 10 | 10 | 10 | 5 | 40 | С |
2. | Спирин Матвей | 10 | 5 | 15 | 10 | 10 | 50 | С |
3. | Сентябрь Санчай | 10 | 5 | 10 | 10 | 10 | 45 | С |
4. | Терехова Яна | 10 | 10 | 10 | 15 | 10 | 45 | С |
5. | Тюлюш-Монгуш Чоргаар | 5 | 5 | 10 | 10 | 5 | 35 | Н |
6. | Чыжын Байыр | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | Н |
7. | Юрьев Саша | 10 | 5 | 5 | 10 | 5 | 35 | Н |
8. | Хертек Бай-белек | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 40 | С |
9. | Ховалыг Эчис | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 40 | С |
10. | Ондар Тезин | 10 | 10 | 10 | 10 | 15 | 45 | С |
11. | Ооржак Айзан | 15 | 10 | 10 | 5 | 10 | 50 | С |
12. | Ооржак Айдыс | 5 | 10 | 5 | 10 | 10 | 40 | С |
13. | Чуссумаа Алдар | 10 | 10 | 15 | 10 | 10 | 45 | С |
14. | Шыырап Михаил | 10 | 10 | 5 | 5 | 5 | 35 | Н |
15. | Салчок Аделина | 10 | 10 | 10 | 5 | 10 | 45 | С |
В контрольной группе (на конец эксперимента) в исследовании принимало участие 15 детей, у 11 детей (73,33 %) - средний уровень и у 4 детей (26,67 %) - нижний уровень знаний. Высокий уровень сформированности представлений об организме человека ни кто из детей не показал.
По результатам проведенной диагностики в параграфе 2.1. и в параграфе 2.3. определим, изменился ли уровень сформированности представлений об организме человека у детей обеих групп.
В экспериментальной группе перешли с низшего на высший уровень Биче-оол Вячеслав, Максимова Милана, Монгуш Анжела, перешли со среднего уровня на высший Кара Донгак Увэнчи, Седип Айыран. Бартан Айслан, Ковен Даниил, перешли с низшего уровня на средний.
|
|
В контрольной группе только два ребенка Сентябрь Санчай и Чусумаа Алдар перешли с низшего уровня на средний.
Сравнительная таблица результатов проведения эксперимента контрольной и экспериментальной групп.
Таблица №11
Группа | Высший уровень | Средний уровень | Низший уровень |
Контрольная | - | 11 детей(73,33%) | 4 ребенка, 26,67% |
Экспериментальная | 9 детей, 60% | 6 детей, 40% | - |
Сделаем вывод о проведенном экспериментальном исследовании. Данные формирующего эксперимента показали, что после серии занятий, направленных на формирование представлений об организме человека, включавших дидактические игры показали, что уровень сформированности представлений об организме человека в экспериментальной группе значительно повысился, в контрольной группе повысился очень слабо. Что доказывает правильность поставленной гипотезы.
Выводы к 2 главе
Организация исследования предполагала анализ изменений, произошедших в ходе экспериментальной работы;
Результаты проведённого психолого-педагогического анализа позволили сделать следующие выводы:
- в начале эксперимента исходный уровень сформированности представлений об организме человека имел очень низкие показатели как в контрольной, так и в экспериментальной группах.
После формирующего эксперимента, куда вошли занятия, включающие дидактические игры, показатели уровня сформированности представлений об организме человека у детей экспериментальной группы, которые участвовали в даннном эксперименте, заметно повысились. Тогда как показатели детей контрольной группы, не участвовавших в формирующем эксперименте, повысились не значительно.
Это свидетельствует об эффективности целенаправленного использования дидактических игр для формирования представлений об организме человека
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель нашей работы была достигнута, мы рассмотрели процесс формирования представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста.
В процессе исследования, мы проанализировали теоретическую литературу по формирования представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста Кроме того, мы рассмотрели разные виды дидактических игр, которые направлены на формирование представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста Для успешного проведения работы, мы рассказали о влиянии дидактических игр на развитие ребенка и определили начальный уровень сформированности представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста у детей конкретной группы. Ссылаясь на результаты диагностики, мы составили серию занятий с использованием дидактических игр и обобщили полученный результат занятий с детьми. Проблема нашего исследования решена, действительно, использование дидактических игр может стать средством формирования представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста, об этом нам говорит таблица результатов диагностирования сформированности представлений об организма человека, существенно повысившиеся после проведения занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года №1155 [зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года №30384] // Российская газета. – 2013. – 25.11 (№ 265).
2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-
3. Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Мамедова Ж.С. Стандарт дошкольного образования: детство ради детства // Научно-публицистическая газета Федерального института развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации «Горизонты современного образования». — 2013. — Декабрь. — № 12 (75).
4. Андрющенко Т.К. Обеспечение педагогического процесса дошкольного ученого заведения относительно формирования у детей представлений о здоровом образе жизни // Гуманітарний вісник Переяслав-Хмельницького державного педагогічного університету ім. Григорія Сковороди: Наук.-теор. часопис. — Переяслав-Хмельницький, 2003.
5. Андрющенко Т.К. Формирование у дошкольников знания о здоровье через личностно ориентированный подход // Актуальные проблемы гуманитарного образования: Зб. наук. пр. / Под общ. ред. Г. В. Оникович, А.М. Ломаковича. — К. — Кременець: РВЦ КОГПІ ім. Тараса Шевченка. — 2004.
|
|
6. Бабенкова Е.А. Как приучить ребенка заботится о своем здоровье. М.: Вентана-Граф, 2004
7. Безменова Е. И. Формирование представлений у дошкольников о себе с использованием метода проекта// Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.).— СПб.: СатисЪ, 2014.
8. Бочарова И. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста —М.: ЛРКТИ, 2002.
9. Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М: Мозаика-Синтез, 2005.
10. Гаврючина Л. В. Здоровьесберстающис технологии в ДОУ. —М.: Сфера, 2007.
11. Голицына П. С, Шумова И. М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. — М.: Скрипторий, 2007.
12. Доскин В.Л. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. —М.: Просвещение, 2002.
13. Здоровый дошкольник: Социально — оздоровительная технология XXI века. / авторы — составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. — М.: АРКТИ, 2001.
14. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ/ Под ред. З.И. Бересневой. М.: ТЦ Сфера, 2004.
15. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. /Авторы-составители Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. М.: АРКТИ, 2000.
156. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ и Д, 2002.
17. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. Примерные планы и конспекты занятий М.:Школьная пресса 2007
18. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми/ Ю.Ф. Змановский. — М.: Просвещение, 2002.
19. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.М.: Творческий центр Сфера, 2004
20. Картушина Зеленый огонек здоровья Князева О. Мои помощники. — Дошкольное воспитание, 2000, № 3
21. Князева О. А. Педагогические условия формирования представлений об органах чувств человека у детей старшего дошкольного возраста. ВАК 13.00.01, кандидат педагогических наук Князева. — М.:2001.
22. Козлова С.А., Князева О.А., Шукшина С.Е. Программа приобщения ребенка к социальному миру «Я Человек». Мой организм: Методические рекомендации. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
23. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. М.: ЛИНКА-ПАЕСС, 2000.
24. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. — М.: ЛРКТИ, 2002.
25. Кулик Г. И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.
26. Кургузов, В.Л. Философия здоровья, гуманитарная культура и образование как детерминанты интенсивного развития / В.Л. Кургузов // Советник Президента. — 2004. — № 26.
27. Лохвицкая Л.В., Андрющенко Т.К. О здоровье нужно знать, о здоровье нужно заботиться// Дошкільне виховання. — 2002. — № 12.
28. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. —М.: ЛРКТИ, 2000.
29. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5−7 лет. -М.: Мозаика-Си итез, 2009. 96 с.
30. Оздоровительная работа в ДОУ: нормативно — правовые документы, рекомендации / Автор — составитель М.С. Горбатова. Волгоград: Учитель, 2008.
31. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2008.
32. Приказ Минобразования России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30 384) // Российская газета. — 2013. — 25.11 (№ 265)
33. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Авторы сост.: Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. М.:Просвещение, 2011.
34. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2005.
35. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 2. ноября 2009 г. № 373.
36. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2004.
37. Шукшина С. Е. Педагогические основы формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01: Саранск, 1998 246 c. РГБ ОД, 61:98−13/1192−5
38. Шукшина С.Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. М.: Школьная Пресса, 2004.
Приложение 1
Дидактическая игра «Познакомимся с собой»
Цель: Сформировать представления детей об основных частях тела человека.
Оборудование: Зеркало.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам предложить познакомиться со строением тела человека. Конечно, каждый из вас знает, как в целом устроено туловище человека, но для того, чтобы закрепить эти знания, я предлагаю разучить стих с движениями «Познакомимся с собой»:
Быть у каждого должна быть:
Очень «умной» голова (необходимо поднести руки к голове, покачать ею)
Я верчу ей как умею,
Голова сидит на шее (погладить шею сверху вниз три раза)
Животик, спинка грудь – (поочередно указывать на каждую часть тела руками)
Их вместе «туловище» зовут (обхватить себя руками)
Съел еду я всю, и вот
Мой наполнился живот. (погладить себя по животу)
На прогулке не забудь
Закрывать от ветра грудь! (обвести руками расположение грудной клетки)
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться (раскрыть и выставить вперед)
На руке сидят мальчики –
Очень дружные веселые пальчики. (пошевелить пальцами)
Бегут по дорожке
Резвые ножки (потопать ногами, имитируя бег)
Споткнулся через Генку
И ушиб коленку (погладить себя по коленям).
Приложение 2
Дидактическая игра «Мое тело»
Цель: Закрепить представления детей о частях тела человека
Оборудование: Зеркало
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, подойдите к зеркалу. Каждый из вас видит себя в зеркале каждый день, но как часто мы задумываемся о том, как устроен человек? Давайте немного с вами поиграем и вспомним основные части тела человека. Я буду называть слова, а вы должны будете поменять одну или несколько букв в слове, чтобы у нас получилось название одной из частей тела человека. После того, как вы справитесь с заданием, нам необходимо будет вместе показать эту часть тела. Давайте начнем:
Соловушка – Головушка (дети гладят голову)
Бобик – Лобик (указывают на лоб)
Кокосик – Носик (закрывают глаза и дотрагиваются пальчиком до кончика носа)
Комочки – Щечки (растирают щеки ладонями)
Дубы – Зубы (стучат зубами)
Краски – Глазки (раскрывают пошире глаза, смотрят сколько вокруг красок и цветов)
Сестрички – Реснички (хлопают ресницами)
Непослушки – Ушки (дотрагиваются до ушей)
Индейка – Шейка (вытягивают шею)
Кузнечики – Плечики (одновременно поднимают-опускают плечи)
Хватучки – Ручки (обхватывают свое тело руками)
Мальчики – Пальчики (показывают «фонарики», шевелят пальчиками)
Уточка – Грудочка (выставляют грудь вперед)
Бегемот – Живот (выставляют живот вперед)
Олени – Колени (сгибают ноги в коленях)
Сапожки – Ножки (поочередно выставляют вперед левый, правый носок, двигая ногой на месте)
Воспитатель: Вот какие молодцы! Теперь мы повторили строение тела человека, и при рассмотрении себя в зеркало будем знать, где какая часть тела.
Приложение № 3
Дидактическая игра «Свет мой, зеркальце, скажи»
Цель: Закрепить представления детей о частях лица (нос, рот, брови), закрепить знания дошкольников о половых и возрастных особенностях людей.
Оборудование: Картинки с изображением частей лица человека, дополнительные детали. Парики, бабочка, женские украшения, усы, борода, шляпы.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, смотрите, нам пришла посылка от нашего старого друга – Доброго Волшебника. Он просит помочь нам разобраться в этих картинках и составить портреты людей. Также Волшебник просит охарактеризовать каждый получившийся портрет и придумать ему имя. Выполним задание нашего друга?
Детям раздают картинки, просят составить по ним лицо. В случае, если дошкольники затрудняются, то их спрашивают: «Что ты видишь на картинке?», «Какие части лица изображены на ней?». Детям предлагается также изучить (рассмотреть) друг друга, выявить основные отличия черт лица мальчиков и девочек. Затем предлагается придумать лица по пустым картинкам (макеты лица) – расставить брови, глаза, нос, рот, уши, а также дополнить картинки париками, бабочками, женскими украшениями, усами, бородой, шляпами – в соответствии с полом лица, для которого составляется портрет.
Варианты игры: Также детям можно предложить поиграть в игру «Эмоции» - подобрать определенную эмоцию, установить взаимосвязь с положением губ, выражением глаз и т.д. Также в процессе игры задаются наводящие вопросы относительно причин появления тех или иных эмоций – например, «Этот человек грустный или веселый? Почему он грустный? Что у него случилось? Как помочь ему побороть грусть и вновь стать веселым?»
Приложение № 4
Дидактическая игра «Что у меня внутри?»
Цель: Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие).
Оборудование: Валеологический фартук.
Ход игры:
Необходимо заранее подготовить валеологичсекий фартук, на котором разместить органы в соответствии с их размещением в организме человека.
Также следует рассказать детям о функциональном содержании того или иного органа, например: легкие предназначены для фильтрации воздуха, которым мы дышим.
Участники игры по очереди одевают на себя фартук, прикладывая атрибуты органов, тем самым формируя представления об их расположении.
Приложение № 5
Дидактическая игра «Собери человечка»
Цель: Закрепление представлений детей о строении тела человека.
Оборудование: Геометрические фигуры, шаблон тела человека.
Ход игры: детям предлагается собрать человечка путем размещения геометрических фигур в необходимой последовательности, нужном месте.
|
|