Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика формирования представлений об организме человека в соответствии с программой дошкольного образования




 

Педагоги, ведущие воспитательную деятельность в детских дошкольных учреждениях, руководствуются специально разработанной Министерством образования учебной программой дошкольного образования. При написании данной исследовательской работы мы опирались на этот нормативный документ, посвященный основам обучения и воспитания дошкольников, а именно, на раздел «организм человека».

Формирование представлений об организме человека в каждом периоде дошкольного детства имеет свои особенности. Рассмотрев возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста, мы перейдем к описанию методики занятий с детьми рассматриваемого возраста по формированию представлений об организме человека.

Учитывая довольно высокий уровень развития психических процессов у пяти – шестилетних детей,  педагог знакомит их со строением органов чувств, при этом педагог для лучшего уяснения детьми интересуемой его темы объясняет на элементарном уровне. Для чего даны человеку глаза, нос, уши, язык, как они устроены (знания подаются, как правило, в иллюстрированном виде и объяснение ведется  простым языком). Воспитатель беседует с детьми о том, что каждый человек может грустить, радоваться, испытывать печаль и страх, то есть бояться, все называется чувствами.  Объекты природы имеют разные свойства и качества (есть холодная вода, но она может стать горячей, снег – белый, а земля – черная, подушка – мягкая, а железо – твердое). Детей старшего дошкольного возраста педагог знакомит  с внутренним строением тела человека: человек устроен не просто, у него есть скелет, во круг которого держатся мышцы, есть сердце, которое не стоит на месте, а бьется и заставляет двигаться кровь по венам, человек дышит – это называется дыхание, а еще есть место, куда поступает и где переваривается еда – оно называется желудком. Воспитатель знакомит детей с условиями, которые влияют на здоровье, от которых зависит, сохранит человек его или станет больным. К основным условиям относятся: качество среды обитания, соблюдает ли человек гигиену, какую еду следует есть, а от какой лучше отказаться, как режим дня влияет на здоровье человека, особенно на детей. Педагог с помощью бесед, занятий, игр формирует представление о росте и развитии человека, о возрастных периодах в жизни человека и их смене.

Для того, чтобы сформировать представления об организме человека у дошкольников рассматриваемого возраста, педагог может проводить занятия нескольких типов: это первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие и комплексные. Пока ребята росли, до наступления старшего дошкольного возраста, они получали простейшие знания об организме человека, но, следует уточнить, что эти знания были разрозненными. Детей знакомили с частями тела, например, у человека есть руки, ноги и голова. Также дошкольников знакомили с органами чувств – человек может видеть и слышать. Накопленные детьми младшего и среднего возраста знания о человеке делают способным пяти – шестилетним ребятам  сформировать обобщенные представления об организме человека. Формированию представлений помогают занятия обобщенного типа, которые проводит педагог с детьми старшего дошкольного возраста. Цель таких занятий - выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знаковых объектов и на их основе сформировать обобщённые представления. Целесообразно несколько раз в неделю проводить такие занятия с детьми пяти – шести лет.

 Существует не мало средств и приемов для педагога, чтобы сформировать обобщенные представления. Один из них - специальная беседа. Основой ее являются вопросы, специально составленные в особую систему. Вопросы нужно составить таким образом, чтобы их формулировка имела идентичный характер. Нужно, чтобы вопросы охватывали не одно какое-либо явление, а несколько определенных явлений. Педагог должен составить систему вопросов так, чтобы их содержание направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Необходимо учесть, что педагогу в конце беседы, в процессе которой были включены все эти вопросы, необходимо сделать выводы, при чем, очень доступно для детского понимания их сформулировать. Занятия такого типа целесообразно проводить после того, как какая-нибудь тема будет пройдена.

При сравнении занятий с ребятами младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, по наблюдению педагогов – психологов, то занятия у детей старшего возраста значительно усложняются, воспитатель усложняет подачу материала для пяти – шестилеток. Педагог теперь может с ребятами брать в рассмотрение на занятиях картины более сложные, «выходить» за пределы изображённого сюжета. Если в более младшем возрасте с детьми можно было рассмотреть только одну картину, больше они не могли «осилить», так как не могли сконцентрироваться и очень уставали, то теперь

Им можно дать более сильную нагрузку – рассмотреть несколько картин со строением организма человека, дети уже готовы к этому: они уже имеют для этого некий опыт и сформированный ранее круг их представлений. Например, занятии показать на одной картине изображение скелета, а на второй картине – изображение мышц человека.

Целесообразно для формирования представлений об организме человека применять дидактические игры. Педагоги – психологи предлагают множество дидактических игр, например, «Опасно - неопасно», «Если я сделаю так?», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Полезная и вредная еда» и тд. Применение дидактических игр для более эффективного формирования представлений об организме человека мы рассмотрим в следующем параграфе.

Целесообразно также провести с детьми занятия не только о строении органов чувств, но и об их функциях и защите (для чего человеку даны глаза, уши, нос, кожа, что нужно делать человеку, чтобы они не болели). Ребятам педагог сможет в этом возрасте объяснить, каким образом человек может выразить свои чувства.

  С помощью беседы и демонстрации на плакате и диафильме детям следует показать внутреннее строение тела человека, при этом объяснить, что врачи научились видеть внутренние органы: для этого надо воспользоваться специальными устройствами, которые есть в больницах (можно показать ребятам фотографии этих препаратов).

Дети пяти – шестилетнего возраста узнают от педагога в детском саду, что человек является частью живой природы и все люди разные, имеющие свои уникальные и неповторимые особенности. Например, у каждого человека свой цвет глаз, есть люди маленького роста, а есть очень высокие, волосы у людей имеют тоже разный цвет. И, следует добавить ребятам слова о том, что каждый человек красивый по-своему.

Очень важны занятия с дошкольниками о том, что необходимо соблюдать правила безопасности. Беседы на тему: «Что такое безопасное поведение» очень нужны в старшем дошкольном возрасте, так как в силу возрастных особенностей такие дети очень активны и любопытны, следовательно, имеют большой риск получить травму. К тому же эта тема перекликается с формированием представлений об организме человека.

Знакомить пяти и шестилетних детей с организмом человека можно и на занятиях физкультурой. При этом, воспитатель объясняет детям, что люди, занимающиеся физкультурой, до глубокой старости бывают здоровыми и бодрыми.

Как было упомянуто выше, неоценимую помощь на занятиях по знакомстве ребят с организмом человека для лучшего понимания и закрепления окажут картины (иллюстрации крупного плана), диафильмы, видеофильмы. С их помощью детям станет интереснее и доступнее знакомиться со скелетом, мышцами, сердцем, кровообращением, желудком, легкими.

При ознакомлении дошкольников с органами человека занятия следует сделать максимально интересными. Например, изучить строение глаз можно с помощью игровой модели «Глаза». Эта модель может говорить и показывать (голосом воспитателя). Она предлагает внимательно рассмотреть, как устроен глаз, показывает радужку, веки, брови. Глаза могут закрываться и открываться. Спрашивает: «Когда человек спит, у него глаза открыты или закрыты?», «А когда ветер дует в лицо, вы закрываете глаза или широко открываете?». После ответов ребят, модель объясняет почему они в этом случае глаза закрывают. Оказывается, ресницы и брови не просто так даны человеку, они защищают глаза, чтобы в них не попало ничего. А что делать, если человек плохо видит? Для этого ученые изобрели очки, стекла которых дают человеку хорошее зрение. Но лучше, беречь свое зрение. Кроме того, глаза еще могут плакать. Педагог раздает детям небольшие зеркала и просит провести самонаблюдение: внимательно рассмотреть свои глазки. Также можно дать задание детям дома провести взаимонаблюдение (посмотреть друг другу в глаза маме, папа, бабушке или дедушке). Во время объяснения, что ресницы и брови являются защитниками можно предложить детям такой опыт: из пипетки капнуть чистую воду на лоб (каплю задержат брови и ресницы). Также для закрепления в течение прогулки в летнее время года можно провести занятия: «Что рассказали глаза о знакомом дереве (жуке, цветке и д.р)», игра-беседа «Что интересного увидели глаза на прогулке в выходные дни». Можно также на занятии использовать изобразительную деятельность, предложить детям нарисовать рисунок «Мои глаза» в альбоме «Про меня» и д.р. [5, с 78]

В старшей группе у детей развивают представления об внутреннем строении человека, условиях, от которых зависит здоровье организма человека: качество среды обитания, правильность удовлетворения жизненно важных потребностей. Для развития этих представлений с детьми можно проводить наблюдения, самонаблюдения взаимонаблюдения, очень важно чтобы на занятии использовались различные виды деятельности. Например (познавательно практическая деятельность), для формирования у ребёнка знаний об таком органе как сердце, можно предложить: найти сердце, приложив руку к грудной клетке, найти пульс на запястье у себя и у других (детей, взрослых). Послушать сердце приложив ухо (трубку из бумаги, стетоскоп и т.д) к грудной клетке. Рассмотреть свой кулак, определить примерный размер своего сердца. Сравнить размер своего сердца с сердцем взрослого, других детей. Для закрепления знаний о пульсе, можно предложить ребёнку следующее: найти пульс на запястье. Прикрепить кусочком пластилина спичку над этим местом. Наблюдать колебания спички. Можно повторить ритм биения сердца на различных музыкальных инструментах, отстучать ритм сердца на крышке стола рукой, на полу ногой, похлопать и т.д. Сжимать и расслаблять кулак в ритме биения сердца.[24, с 79]

Необходимо также применять и различные игры на занятии. Например, дидактическая настольно - печатная игра «Что у нас внутри» (предлагаем ребёнку поместить изображение сердца на нужное место на игровом поле-схеме), «Что изменилось». Сюжетно-ролевая игра «У доктора -рентгенолога». Можно использовать игровую схему «Внутренние органы здорового человека». Предлагаем детям надеть фартук с нанесённой схемой внутренних органов, найти сердце на схеме, на своём теле.

Для лучшего закрепления знаний о частях тела человека или внутренних органах, можно применять художественную деятельность (Рисование, лепка, аппликация). Воспитатель предлагает детям обвести свой кулак карандашом, придать изображению форму сердца (любого другого внутреннего органа), раскрасить в красный цвет. Поместить в альбом «Про меня», подарить тому кого любишь, и т.д. Детям также предлагается нарисовать человека в статике и динамике, нарисовать портрет друга. Например, если у детей тема «Наши помощники», то можно вместе делать коллажи «Мои любимые запахи»(аппликации -миниатюры из надушенных кусочков ткани; специй, пахучих сухих трав и т.д.), «Что любят чувствовать мои ручки» (миниатюры их кусочков бархата, меха, семян и т.д). [9, с 65]

В старшей группе воспитатель на занятии применяет различные приемы и методы. Очень важным является использование словесных методов (рассказ, беседа, объяснение и т.д.). На занятии могут проводиться различные беседы, в ходе которых у детей развиваются представления об органах чувств, частях тела, росте и развитии человека, возрастных периодов в жизни человека и их сменах: младенец - дошкольник -школьник - взрослый-старый. В ходе беседы дети не только получают новые знания, но у них также развивается общение. Воспитатель должен развивать у детей умение самим задавать вопросы, самостоятельно формулировать различные высказывания, отвечать полным развёрнутым ответом на заданный вопрос. Беседы обычно проводят после наблюдений, игр, опытов и т.д. (Например, мы дышим и сердце бьется. Оно бьётся даже тогда, когда мы спим. Сердце бьётся так: сожмётся - отдохнёт, сожмётся - отдохнёт. Все живое двигается и отдыхает. Также можно провести беседу на теме «Наши глаза помогают нам чувствовать окружающий мир». Например, наши «помощники» рассказывают нам об осени (весне, цветке, магазине, аптеке и т.д). Также можно провести беседу с детьми на тему: «Возраст людей» (ребёнок после самонаблюдения (рассматривает себя и определяет свой возраст) и взаимонаблюдения (смотрит на воспитателя, маму, бабушку) делает вывод о том, что человек растет и развивается, что для каждого возраста характерны свои особенности). После беседы можно провести дидактическую игру: «Сложи картинку»(младенец - дошкольник-взрослый).

В старшей группе очень важно развивать у детей навыки, соблюдать правила личной гигиены. Нужно подробно рассказывать как ухаживать за глазами (Нужно всегда следить чтобы в глаза не попадали различные инородные предметы. Нужно также уметь правильно промывать глаза: осторожно, не тереть, в направлении от наружного угла глаза к переносице.). Также нужно рассказывать и пояснять детям «Как высмаркивать нос» (поочерёдно каждую ноздрю, пользоваться нужно только одноразовыми платками.). «Как мыть уши», «Как обработать рану зелёнкой» и т.д.[26, с 167]

Таким образом, детей формирования представлений об организме человека у детей пяти – шести лет у педагогов дошкольных учреждений могут использовать множество методов и приемов. Дошкольников знакомят с организмом человека на разных типах занятий.  Большое внимание уделяется использованию различных видов деятельности. Очень важным является, чтобы в процессе занятий дети учились устанавливать причинно - следственные связи, логично рассуждать и делать выводы. Всё это обеспечивает  более эффективное усвоение знаний об организме человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...