Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дидактическая игра как средство формирования представлений об организме человека у детей старшего дошкольного возраста




 

 В дошкольной педагогике дидактическая игра занимает особое место. Как показывает практика,  дидактические  игры являются бесценным средством, как воспитания, так и обучения.

Для того, чтобы познакомить старших дошкольников с особенностями человеческого организма,  целесообразно использовать дидактические игры, которые можно задействовать практически во всех видах детской деятельности, при этом игры очень органически вписываются в образовательный процесс. Дело в том, что любая игра, в том числе дидактическая, близка природе дошкольника. На протяжении большого времени ребята играют в различные игры, точнее сказать, не представляют свою жизнь без игры. Для ребенка игра является не только приятное времяпровождение, способом чем-то занять себя, когда скучно. Игра для ребенка – целая жизнь, с помощью игровой деятельности ребята учатся жить, образно говоря, имитируют взрослую жизнь, с помощью игры они моделируют жизнь и деятельность взрослых, их общение, работу и т.д. Любимым занятием дошкольников является придумывание всевозможных игр на разную тематику, в большим мастерством включая самые простые вещи в процесс игры, с помощью которых ига становится интересной и увлекательной (например, из стульев ребята могут построить поезд или корабль, который повезет детей в дальние страны).

Дидактическая игра, по мнению авторитетных педагогов-психологов, может дать несколько возможностей и выполнять много ролей в воспитании ребят. Например, с помощью дидактической игры, воспитатель может обучать, при чем, такая игра  в педагогическом процессе – средство и  форма обучения дошкольников. Кроме того, дети могут играть в такую игру и самостоятельно, без присутствия и контроля самого воспитателя, другими словами, дидактическая игра также является самостоятельной игровой деятельностью. С помощью дидактической игры у ребенка возможно развить различные личностные качества.

По мнению педагогов – психологов, дидактическая игра  как игровой метод обучения воспитатели делят на два вида.

К первому виду дидактических игр относятся игры занятия.

Ко второму виду дидактических игр относится непосредственно так называемые дидактические игры.

Объединяет эти две разновидности именно то, что педагог руководит игрой, используя при этом для большей эффективности всевозможные игровые приемы (привлечение игрушек, создает различные игровые ситуации, которые бы заинтересовали ребят, активизировали бы умственную деятельность, привлечение сюрпризов, которые делают игровую деятельность более эмоциональной, радостной, придумывает элементы позитивного соревнования и т.д.)

Из теории педагогики нам известно, что цель дидактической игры -    обучение, развитие и воспитание. Сущность обучающей игры – моделирование и имитация. В игре в упрощенном виде воспроизводится, моделируется действительность и операции участников, имитирующие реальные действия. Эта разновидность игр называется имитационными играми (в науке, в производстве и высшей школе – деловыми) [8, 266].

Рассмотрим более подробно игры - занятия, как разновидность дидактических игр. Воспитатель с их помощью может целенаправленно и продуктивно воздействовать на развитие дошкольника: знакомить детей с новыми знаниями, формировать представления о разных предметах и явлениях. Кроме того, на дидактических занятиях дошкольники учатся играть.  

Дидактическая игра как форма обучения имеет два основания:

Первое основание – учебное, другими словами, познавательное.

Второе основание – игровое, другими словами, занимательное.

Примечательно, что у педагога в этой игровой деятельности две роли: учителя и участника. Педагог не только учит ребят, но еще и играет, а ребята учатся, непосредственно играя. Как на обычных занятиях, так и на дидактических играх дети получают знания, которые расширяются и делаются более глубокими. В отличии от простого занятия, на дидактических играх педагог активно задействует загадки, предложения и вопросы, помогающие раскрыть задания игры.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Дошкольники проявляют самостоятельность в игровой деятельности лишь в том случае, когда игра им интересна, если правила игры им вполне понятны и игровые действия приносят позитивные эмоции. Как показывает многолетний педагогический опыт, дошкольники предпочитают играть в те игры, которые они знают.

Несмотря на большую самостоятельность детей в самостоятельной игровой деятельности, управление такой игрой воспитателем совсем не исключается. Педагог не остается совсем в стороне от детской игры, но, как бы отходит «в тень», воздействуя на нее косвенно. Например, педагог может участвовать в игровой деятельности наравне с детьми. Особенность самостоятельной игры в том, что в ее процессе непосредственно формируется теплая атмосфера, при этом ребенок начинает больше доверять взрослому, а также дети больше сплачиваются, у них появляется взаимодоверие

 Авторитетный специалист в области педагогии Н.С. Старжинский считает, что дидактические игры объединяет то, что у них существует устойчивая структура.

Рассмотрим структуру дидактической игры:

1.Дидактическая задача.

2.Содержание.

3.Правила игры.

4.Игровые действия.

При более подробном их рассмотрении отметим, что все эти компоненты непосредственно связаны между собой:  дидактическая задача определяет содержание, правила игры и направляет игровые действия.

Осуществление задач дидактической игры  происходит через игровые действия. Такие игры отличаются между собой именно разными обучающими задачами, которые направляют ход любой дидактической игры.

Правила игры также бывают разными: в одних играх правила запрещают какие-либо действия, в других, наоборот, разрешают, в третьих присутствуют и разрешающие и запрещающие правила. Благодаря игровым правилам, игра может проходить напряженно или занимательно.

Присутствие правил в дидактических играх способствуют развитию в ребятах личностных качеств, таких как сила воли, общительность, выдержку, тактичность, доброе отношение друг к другу.

  Игровые действия осуществляются в форме игровых манипуляций игрушками, предметами или картинками (подбор, складывание, раскладывание и другое), в форме поиска предмета и его нахождения; загадывания и отгадывания и т.д.

С помощью еще одного компонента дидактической игры – содержания – у дошкольников возможно сформировать правильное отношение к своему организму.

При более тщательном рассмотрении дидактических игр по формированию представлений об организме человека, можно отметить их влияние на развитие умственных способностей старших дошкольников, а также воображения, памяти, логического мышления, внимания. Кроме личностных качеств такие игры способствуют развитию физических качеств: силы, благодаря специальным играм рука у ребенка становится более твердой, тело – более гибким. Сообразительность, находчивость и инициатива – это все результаты воздействия дидактической игры на ребенка.

Гениальный педагог, оставивший не имеющей цену теоретический и практический педагогический опыт Януш Корчак считал, что: «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься».

Общаясь, обучая и играя с ребенком, взрослые порой забывают о том, что для его развития нужно дать знания о том, кто же он на самом деле, из чело он сделан, что умеет делать, а также сможет в будущем, если постарается, как маленький человечек появился на свет. В подавляющем большинстве дошкольника очень волнуют такие вопросы. Получая знания о том, как устроено его тело, для чего даны внутренние органы, мысль ребенка педагог постепенно подводит к тому, что организм человека довольно хрупкий, его нужно беречь. Ребенка с помощью дидактических игр об организме человека можно научить заботиться о своем здоровье, он начнет понимать, как и для чело нужно укреплять свой организм, педагог с помощью словесных методов и с помощью диафильмов и иллюстраций показывает, что такое личная гигиена и как ее можно осуществить. Во время дидактической игре старший дошкольник узнает, чем опасны вредные привычки и что входит в понятие «здорового образа жизни».

 Много интересного ребёнок видит и узнаёт из жизни. Но, пожалуй, самое интересное и непонятное – это он сам. Тысяча вопросов и пока значительно меньше ответов! Но попытаться познать себя ребёнку необходимо. Это нужно и для понимания состояния других людей, и для развития познавательных интересов, творчества, воображения, без чего человек – не человек. Вот здесь и приходят на помощь дидактические игры, в которых дети находят все ответы на свои вопросы. Необходимо только, чтобы в играх присутствовала бы активная валеологически правильная, развивающая задача.

Для того, чтобы сформировать представление об организме человека старших дошкольников существует большое количество дидактических игр. Предлагаем рассмотреть некоторые из них, которые мы проводили с детьми данного возраста.

В дидактической игре «Назови и покажи» мы называли какое-то действие, а дети называли соответствующую часть тела и показывали её.

Дидактическая игра «Найди на ощупь названную часть тела».

Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела.

Дидактическая игра «Собери человечка»

Цель: закрепить названия основных частей тела человека, собрать человечка из частей (геометрических фигур)

В игре «Части тела человека» дети должны были прочитать и определить местоположение этой части. Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

Дидактическая игра «Моё лицо»

Цель: учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Содержание. Используя различные материалы, дети составляют человека или его лицо; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

Дидактическая игра «Наши помощники – органы чувств»

Цель: закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаём мир; уточнить, какое значение для человека имеет слух, обоняние, осязание, вкус, зрение в познании окружающего мира; учить подбирать соответствующие карточки к определённому органу чувств; воспитывать потребность быть здоровым.

Дидактическая игра «Все помощники нужны, все помощники важны, а кому какой важнее?»

Цель: активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определённой профессии.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: упражнять детей в подборе пары благодаря тактильным ощущениям(с завязанными глазами).

Дидактическая игра «Чьи уши»

Цель: закрепить знания детей о значении слуха в жизни зверей и людей.

 Дидактическое пособие «Что у нас внутри?»

Цель: познакомить детей с внутренними органами человека. Закреплять знания о строении человека, о функциях внутренних органов. Развивать познавательный интерес детей, обеспечивая возможность самостоятельной, интересной познавательно-исследовательской деятельности.  

Дидактическая игра «Найди сердечко»

 Цель: закрепить знания детей о работе сердца, его местоположение         

 

Далее беседовали о том, что необходимо делать, чтобы сохранить своё сердце здоровым. Предлагали игры по укреплению работы сердца.

Дидактическая игра «Как помочь сердцу»

Цель: прививать детям здоровый образ жизни.

Дидактическая игра: «Выбери продукты, полезные для работы сердца»

Цель: закрепить знания детей о пользе продуктов, содержащих витамин В.

Дидактическая игра «Мой желудок»

Цель: учить детей распознавать на картинке желудок наполненной пищей.

Дидактическая игра «Узнай и назови».

Цель: различать и называть кровеносные сосуды по толщине

    Дидактическая игра «Здоровый малыш»

Цель: закрепить знания детей о том, что вредно, а что полезно для нашего организма.

Дидактическая игра «Витамины»

Детям дается рисунок тела человека. Вокруг расположены буквы – обозначающие витамины, содержащиеся в продуктах. От каждого витамина к определенному органу проходит линия лабиринта.

 Дидактическая игра «Где живут витамины»

Цель: познакомить детей с основными витаминами «А», «В», «С», «Д»; в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека; учить объединять карточки в одну группу витаминов; развивать внимание, мышление, память; воспитывать у детей желание принимать витамины в пищу.

 Вывод: дидактические игры помогут детям получить знания о себе, своем теле, сформировать осознание важности каждой системы организма для полноценного здоровья.

 

 

Вывод по 1 главе

 

Формирование представлений об организме человека в каждом периоде дошкольного детства имеет свои особенности.

Учитывая довольно высокий уровень развития психических процессов у пяти – шестилетних детей, педагог знакомит их со строением органов чувств, при этом педагог для лучшего уяснения детьми интересуемой его темы объясняет на элементарном уровне. Для того, чтобы сформировать представления об организме человека у дошкольников рассматриваемого возраста, педагог может проводить занятия нескольких типов: это первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие и комплексные.

Целесообразно для формирования представлений об организме человека применять дидактические игры.

В дошкольной педагогике дидактическая игра занимает особое место. Как показывает практика, дидактические игры являются бесценным средством, как воспитания, так и обучения. Дело в том, что любая игра, в том числе дидактическая, близка природе дошкольника. На протяжении большого времени ребята играют в различные игры, точнее сказать, не представляют свою жизнь без игры.

 

    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...