Особенности психологического развития детей 5-6 лет в контексте темы исследования
В психолого-педагогической литературе возраст пяти – шести лет называется старшим дошкольным. У пяти – шестилетнего ребенка начинает формироваться образ «я». Теперь это не просто самоутверждение. Ребенок начинает оценивать себя с позиции сверстников (стремится быть успешным, популярным), родителей (ему важно быть для них умным, правильным, хорошим), и – внимание! – самого себя. То есть он не только может критично оценить свои действия или их результат, не только понимать, насколько он умный или добрый, но и представлять, каким он хочет стать в будущем. При этом оценка его родителями рассматривается критически, сравнивается с собственной оценкой своего «я». Сейчас как никогда важно дать ребенку ощущение «я могу». Через мелкие успехи он охотнее будет стремиться к большим. Тем более что соревновательная успешность в среде ровесников становится крайне важной. Формирование такого отношения к своей личности – залог развития мотивации к обучению. Ребенок будет стремиться к знаниям, чтобы вырасти грамотным, образованным, успешным. Авторитетный российский педагог З.Н. Никитенко считает, что именно в этом возрасте для ребенка наступает самое благоприятное время для изучения иностранных языков. По его мнению, дети этого возраста: «отличаются чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка». Для них не составляет особой сложности быстро и надолго запомнить языковой материал небольшого размера, после чего они его легко вспомнят и воспроизведут. Примечательно, что в более взрослом возрасте детям будет намного труднее выучить предложенный языковой материал, из чего следует, что те особенности умственного развития, благодаря которым ребенок легко запоминает и далее воспроизводит иностранный язык, со временем начинают терять силу.
Ребенок пытается обобщить свой опыт. Если в более раннем возрасте дошкольник рассуждал ассоциациями, то в дальнейшем его рассуждения становятся более логическими. У детей рассматриваемого возраста в результате речевого развития приходит возможность речью выражать свои мысли и то, что ребенок чувствует. Речь у ребенка развивается очень стремительно, семимильными шагами. При чем, речевое развитие очень близко взаимодействует с когнитивным и социальным. По наблюдениям педагогов-психологов, дети младшего дошкольного возраста, которым не более двух-трех лет, для того, чтобы что-то сказать произносят одно-два слова, причем у детей этого возраста имеется своеобразная, только им присущая собственная грамматика. Дошкольники пяти-шести лет для выражения своей мысли не довольствуются двумя словами. Они произносят большие фразы, нередко говорят несколькими предложениями. Произнеся речь из нескольких предложений, ребенок 5 – 6 лет выстраивает их в грамматически правильную структуру. В этом возрасте дети способны стремительно пополнять свой словарный запас. Кроме того, дети рассматриваемого возраста овладевают социальными ценностями, например, учатся быть вежливыми, в этом возрасте в них можно привить послушание, а также они учатся осознавать гендерные роли и вести себя в соответствии с принадлежностью со своим полом. Особенность старшего дошкольного возраста, по мнению педагогов -психологов, в чрезвычайной активности и импульсивности. Например, такие авторитетные педагоги, как Н.М. Родина и Е.Ю. Протасова считают, что «физические игры детей этого возраста очень активны» и поэтому взрослым, родителям и педагогам следует быть более внимательными к своим чадам, нужно за ними следить. Дошкольники пяти – шести лет чрезвычайно импульсивны, в силу определенного развития нервной системы они испытывают некоторую трудность в сдерживании себя, своих желаний, а также в отношении к сверстникам, недостаточно хорошо умеют управлять поведением. При составлении занятий для ребят этого возраста нужно учесть то обстоятельство, что ребенок не может долго выполнять одно и то же действие. Педагогу или родителям целесообразно чередовать занятия для своего воспитанника, например, после чтения, предложить детям заняться игровой деятельностью, далее следует предложить заняться рисованием, не забывая после напряженной умственной деятельности (математические занятия) включить физическую нагрузку. Кроме того, между занятиями необходимо сделать небольшие по времени перерывы. Для ребят рассматриваемого возраста, как показывает практика, целесообразно проводить занятия в форме беседы, так как они благотворно воздействуют на психику ребенка (ребенок хорошо воспринимает и усваивает материал с такой подачей занятия), кроме того, с помощью беседы, посвященной изучению какой-либо сказки или детского произведения.
По мнению психологов, дошкольники пяти – шести лет испытывают порой чрезвычайно сильные эмоции, с которыми им необходимо научится владеть, при чем социально терпимыми и приемлемыми способами, как для самого ребенка, так и для окружающих. Американский психоанатик Эрик Хомбургер Эриксон на основе своих наблюдений описал то, как увеличивается автономия дошкольника и необходимую потребность уравновешивать ее с зависимостью от родителей в течение этого периода. Рассмотрим так называемую теорию социального научения. Данная теория заостряет внимание на том, что между поведением человека и средой его проживания существует некая связь. Данная теория, которая была создана американскими психологами А. Бандурой, Б. Скиннером и Р. Сирсом получила большое распространение в среде российских педагогов- психологов. По мнению ее приверженцев, поведение ребенка непосредственно формируется с помощью наказаний, поощрений, а также соблюдения ролевым моделям. Следует отметить, что поощряют, награждают, стимулируют, а также наказывают дошкольника взрослые (родители или педагоги) в окружении дошкольника.
Рассмотрим возрастные особенности дошкольников пяти – шести лет с когнитивного подхода. Данный подход приписывает большое значение своим мыслям и понятиям самого ребенка в организации социального поведения дошкольника. В пяти – шестилетнем возрасте происходит дальнейшее гендерное развитие ребят. Пяти и шестилетки теперь не просто знают, что они являются мальчиком и девочкой. Дошкольникам этого возраста теперь стало доступным, что значит являться ими, как им нужно себя вести в соответствии со своим полом. Это можно проследить в игровой деятельности (девочки стали предпочитать играть в «дочки – матери», больницу, парикмахера, а мальчики – в шофера, в «войнушку»). Кроме того, половое различие стало выражаться в их поведении, так как дошкольники рассматриваемого возраста теперь могут понять, какое поведение является уместным именно для мальчика или девочки. Психологи также отмечают развитие у ребят пяти – шести лет внимания. Внимание у пяти – шестилеток становится более произвольным. Заинтересовавший объект может задерживать внимание ребенка старшего возраста более длительное время, в отличии от ребенка среднего и младшего возраста. По этой же причине время проведения занятий в детском саду у старших дошкольников становится на много длиннее и сложнее, так как ребята теперь могут задерживать внимание. Игры старших дошкольников также усложняются, дети играют дольше в одну игру, так как они способны сконцентрироваться достаточно продолжительное время на предмете игры. У старших дошкольников в достаточно сформировавшееся наглядно-образное мышление начинают присутствовать элементы абстрактного. Но все-же, дошкольник этого возраста еще затрудняется сравнивать сразу несколько признаков предметов и явлений, их сопоставлять, им еще сложно переносить усвоенные навыки мыслительной деятельности на решение новых задач. Если в среднем дошкольном возрасте игра являлась основной деятельностью, а учебная деятельность занимала меньшую часть времени, то в старшем возрасте дети начинают более серьезно относиться к игре, происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Но все-же, игра в пяти – шестилетнем возрасте еще играет важнейшую роль в жизни ребят, от которой зависит развитие многих психических процессов, поэтому игра продолжает оставаться ведущим видом деятельности у старших дошкольников.
Особенность старшего дошкольного возраста также в том, что у ребят развивается фантазия. Дети данного возраста большие выдумщики. Фантазию они проявляют как в различных видах деятельности (учебной, игровой), так и во время общения с ровесниками и со взрослыми. Активизация фантазии непосредственно связана с развитием воображения, благодаря которому происходит формирование творческих способностей дошкольника. Воображение - процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений. Пяти – шестилетний ребенок несмотря на маленький возраст уже имеет некий личный опыт. Этот опыт ребенка тоже способствует развитию воображения. Постепенно формируемое произвольное внимание ребят делает возможным довольно легче им выделять отдельные части предмета, которые они уже воспринимают как самостоятельные и которыми они начинают оперировать в своем воображении [3]. На первой стадии своего развития воображение носит репродуктивный характер, когда полученные впечатления механически воспроизводятся виде психических образов. В рассматриваемом возрасте дошкольнику данная способность просто необходима, потому что ему в короткий период своей жизни нужно суметь построить личное понимание картины мира. Сформировавшаяся картина мира у ребенка пяти – шести лет должна быть очень правдивая и разумная и тогда ребенок легко будет получать знания в школе. Проявление воображения в 5 - 6 летнем возрасте имеет свои особенности. Итак, с одной стороны, активно развивающийся мозг дошкольника нуждается в постоянном притоке сенсорной информации; с другой стороны, поток информации настолько велик и разнообразен, а мышление ребенка еще так несовершенно, что адекватная переработка этой информации невозможна. В результате в психике возникает конфликт между избыточностью «внешней» информации и недостатком возможностей, дефицитом «внутренней» информации, т.е. запаса знаний и умений, необходимых для понимания и объяснения окружающего. В этих условиях ребенок непременно должен противопоставить потоку информации, обрушивающемуся на него, средство, которое позволило бы перекомбинировать исходный материал и, таким образом, увеличить объем воспринимаемой информации. Таким средством и является воображение.
На том уровне психического развития, который характерен для дошкольника, воображение - верное средство, компенсирующее и преодолевающее несовершенство мышления и ограниченность жизненного опыта. Такое преодоление «неопределенности» у детей становится возможным благодаря тому, что одновременно с накоплением впечатлений о предметах, явлениях, и связях между ними в психике ребенка происходит постоянное перекомбинирование. Результатом такого перекомбинирования из довольно ограниченного количества впечатлений является великое множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе. Старший дошкольный возраст – возраст «почемучек». Ребятам пяти – шести лет практически все интересно, они осыпают родителей и воспитателей вопросами: зачем, почему, как? Благодаря своей любознательности и жажде узнавать, как устроен этот мир, дети имеют довольно большой запас представлений об окружающем их мире. У старших дошкольников представления о свойствах предметов становятся более глубокими. Ребята в этом возрасте довольно неплохо разбираются в цветах, они могут различить основные цвета, кроме того, им доступно запомнить несколько оттенков (например, оттенки синего: светло-синий и темно-синий). Также дети могут не только назвать геометрическую фигуру, но а также объяснить, чем отличается треугольник от квадрата, сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Для пяти- шестилетнего дошкольника вполне доступно из неравенства сделать равенство, сможет так разложить десять предметов, чтобы первый предмет был маленький, а потом постепенно величина предметов увеличивалась и наоборот, в тетради в клетку может выводить по клеточкам разные геометрические фигуры, в настоящих предметах может показать фигуры, похожие на геометрические. Примечательно, что ориентироваться во времени ребенок пяти – шести лет безукоризненно не может. Ребенок путает дни недели, плохо ориентируется во временах года. Дошкольник запоминает названия тех месяцев и дней неделе, в которые что-то происходило в его жизни. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|