Основные направления развития юридической (судебной) психологии
Юридическая, или как её ранее называли, судебная психология, прошла долгий путь развития. Проблемы личности преступника, психологические особенности противоправного поведения человека, доказывание его вины в совершенном преступлении, проблемы оценки достоверности свидетельских показаний в судопроизводстве давно привлекали внимание ученых-правоведов, юристов, психологов, психиатров, вызывали интерес общества. Использование научных знаний для решения перечисленных проблем с привлечением достижений психологии имеет более чем двухвековую историю, начало которой относится к концу XVIII века. В это время стал остро ощущаться недостаток одних только правовых знаний при рассмотрении в судах наиболее сложных уголовных дел, доказывании вины подсудимых. В связи с этим появилась потребность в привлечении дополнительных знаний из области естественных наук, в том числе психологии, свидетельством чего является одна из первых работ, написанная в 1791 г. немецким естествоиспытателем Карлом Эккартсгаузеном (1752-1803) «О необходимости психологических знаний при обсуждении преступлений», которую с полным правом можно внести в библиографию юридической психологии. Указывая на тесную связь психологии и криминалистики, необходимость использования психологических знаний судьями «при обсуждении преступления», ученый призывал «знать анатомию души» преступника подобно тому, как врач знает анатомию тела человека. Перу К. Эккартсгаузена принадлежат и другие труды, написанные чуть позже («Судейские истории», «Кодекс или Законоположение человеческого разума»), посвященные защите прав человека и проникнутые духом гуманизма. В 1792 г. выходит книга другого немецкого ученого-философа Иоганна Христиана Готлиба Шауманна (1768-1821) «Мысли о криминальной психологии», в которой предпринимается попытка психологического анализа отдельных уголовно-правовых понятий.
Невозможно не вспомнить вклад британцев: Джона Говарда (1726-1790), автора книги «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» и Иеремии Бентама (1748-1832), выступавших за реформирование тюремной системы и оказавших влияние, в том числе и на российскую пенитенциарную систему. Согласно Бентаму во главе оценки личности человека должен стоять принцип «пользы», согласно которому действия людей и их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Он писал: «Целью этического поведения людей является достижение наиболее возможного счастья для наибольшего количества людей. Удовольствие и счастье — синонимы. Они включают интеллектуальные, социальные, моральные и альтруистические удовольствия. Благо можно оценить при анализе любого законодательного проекта или решения, затрагивающих интересы разных членов общества», - например, обращаясь к денежным оценкам»[1]. В начале XIX в. появляются работы Иоганна Генриха Гофбауэра «Психология в её основных применениях у судебной жизни» (1808), Николауса Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835), в которых наряду с «психологическим освещением личности преступника, вопросов вины и некоторых других содержались отдельные положения, относящиеся к психологии уголовного судопроизводства». В XIX в. основное внимание было обращено на проблему личности преступника, чему в немалой степени способствовали труды известного итальянского психиатра, криминолога, основоположника так называемой антропологической школы, автора теории «прирожденного преступника» Чезаре Ломброзо (1836-1909). Хотя элементы тех или иных психофизиологических особенностей личности «преступников» отмечали еще теологи во времена инквизиции, они это констатировали применительно к той или иной личности. А Ломброзо объявил преступность естественным явлением, подобным рождению или смерти. Он предполагал, что преступниками не становятся, а рождаются. Его первой работой была книга «Преступный человек» (1876 г. ). Ломброзо объявил преступление естественным явлением, разработал теорию прирожденного преступника и на этом основании доказывал, что преступниками рождаются, и, следовательно, они обладают определенными анатомическими и психофизиологическими признаками. В своей первой книге Ломброзо разработал систему признаков «прирожденного преступника», выявив которые якобы можно решить, является ли данный субъект преступником или нет. К физическим признакам (стигматам), которые могут охарактеризовать человека как потенциального преступника, он относил, например, сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб и другие признаки, которые по его мнению, были свойственны примитивному человеку. Он полагал, что нравы и обычаи первобытных людей еще продолжают свое действие в среде преступников. Многие идеи Ломброзо были восприняты другими учеными и общественными деятелями. В 1913 г. английский криминолог Чарльз Горинг проверил исследования Ломброзо, сравнив заключенных со студентами Кебриджа (1000 человек), Оксфорда и Абердина (959 человек), военнослужащими и учащимися колледжей (118 человек). Оказалось, что различий между ними и преступниками не существует[2].
При всей научной несостоятельности взглядов Ломброзо, критика его оппонентов стимулировала интерес к личности преступника в целом, активизировала дальнейшие исследования в этой области, что привело в последующем к разработке нового научного направления, так называемой криминальной психологии. Интересно, что в 1866 г., за 11 лет до выхода книги Ч. Ломброзо «Преступный человек», российский ученый Николай Адрианович Неклюдов (1840-1896) рассматривал некоторые факторы (например, возраст) в качестве основной причины преступности «Уголовно-статистические этюды» (1866). Другое направление исследований впоследствии оформилось в виде судебной психологии, было связано с разработкой психологических проблем уголовного судопроизводства, расследования преступлений, проведения следственных и судебных действий. И здесь на первом месте стоят работы известного австрийского криминалиста Ганса Гросса (1847-1915), в частности, его «Криминальная психология» (1898), посвященная основам психологии судебной деятельности, психологии допроса свидетелей и обвиняемых, в также «Руководство для судебных следователей как система криминалистики» (1892).
Особого внимания заслуживает исследование немецкого психолога Вильяма Штерна (1871-1938), выявившего значительно высокий процент ошибок в показаниях лиц, стремящихся правдиво рассказать об интересующих правоохранительные органы обстоятельствах, - своеобразный феномен, названный им «обманом воспоминания», в связи с чем он рекомендовал привлекать к участию в головном судопроизводстве специалистов-психологов для проведения психологического исследования свидетеля. К началу ХХ в. наметились два основных направления в прикладных психологических исследованиях, проводимых в интересах правоохранительной деятельности: криминальная психология и психология свидетельских показаний. В последующем эти направления слились в единую прикладную отрасль психологической науки, получившую название судебной психологии. В этот же период стали выходить и специальные журналы, например, в Лейпциге в 1903-1906 гг. Г. Гросс издавал «Доклады по психологии показаний». Особое внимание ученых привлекали проблемы «диагностики причастности», «диагностики ложных показаний» к совершенному преступлению (К. Мелитан, Г. Мюнстерберг, Г. Шнейкерт и др. ). Огромный вклад в такой раздел судебной психологии, как «психология свидетельских показаний» внес американский ученый Г. Мюнстерберг (1863-1916), один из основоположников прикладной психологии (в последствии названной им психотехникой). Он разработал метод ассоциативного эксперимента для оценки достоверности свидетельских показаний, полагая, что с его помощью можно выяснить, искренен ли свидетель, или утаивает известные факты. Кроме того, он стал автором первых работ, посвященных профориентации в различных сферах деятельности. Проводимые в конце XIX в. экспериментально-психологические исследования свидетельских показаний способствовали постановке вопроса об использовании психологических знаний непосредственно в процессе предварительного расследования, судебного рассмотрения уголовных дел с помощью специалистов-психологов, что создало объективные условия для введения в уголовное судопроизводство судебно-психологической экспертизы. В 1912 г. в Германии состоялся юридический конгресс, на котором судебная психология получила официальное признание в качестве необходимой составной части первоначального образования юристов. Именно с этого времени она стала преподаваться в высших учебных заведениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|