Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Методы юридической психологии




ТЕМА 2. МЕТОДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Методологические основы юридической психологии. Принципы научного познания психики: объективного исследования, детерминизма, причинной (каузальной) обусловленности психических явлений, системности их изучения во взаимодействии сознания и волеизъявления в правоприменительной деятельности.

Методы изучения личности в профессиональной деятельности юриста. Методы

психологической диагностики. Биографический метод исследования личности, метод беседы, метод анализа продуктов и результатов деятельности, метод наблюдения, экспериментальный метод, метод независимых характеристик личности. Изучение психологических характеристик личности с помощью проведения графологической экспертизы. Изучение личности с помощью визуальной психодиагностики. Профайлинг. Изучение личности с помощью психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Психологическое портретирование личности. Использование юристом психологических знаний о личности и профессиональной деятельности.

 

Анализируя пути развития отечественной психологии, Л. С. Выготский в конце 1920-х гг. писал о том, что «психология не двинется дальше, пока не создаст методологии». Сказанное столь же актуально и для юридической психологии как одной из прикладных отраслей психологической науки, которая не может развиваться без методологического обеспечения концепции своей системы, не опираясь на общенаучные принципы познания. К такого рода принципам относятся:

1) принцип объективного исследования психики. Данным принципом руководствуются как при изучении психических явлений по их объективным показателям, проявляющимся в процессе какой-либо деятельности. В его основе лежит идея о единстве психики, сознания и деятельности. Психика человека изучается путем исследования объективных показателей проявления психических расстройств в той или иной деятельности человека, в том числе и противоправной. Данный подход нацеливает следователя, суд на установление объективных признаков деяния и уже на их основе — на переход к выявлению психических расстройств и состояний субъекта, т. е. к исследованию субъективной стороны содеянного;

2) принцип детерминизма, или причинной (каузальной) обусловленности психических явлений. Принцип детерминизма помогает объяснять психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, связанных между собой, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его. Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совершению преступлений, положительным образом воздействовать на формирование правосознания людей и т. д.;

3) принцип системности в изучении и объяснении психических явлений. Данный принцип научного познания побуждает исследователя рассматривать различные психические явления, психику в целом как единое целое, состоящее из множества взаимодействующих между собой элементов. Системный подход позволяет объяснять и соотносить различные понятия, выявлять зависимость поведения человека от многих факторов, от его прошлого и настоящего, прогнозировать его будущее. Без системного анализа невозможно всесторонне объяснить причины поведения человека;

4) принцип изучения психики, сознания личности в их развитии, во взаимодействии сознания и деятельности в определенной ситуации. Особенно важен такой комплексный подход к рассмотрению сознания личности, волеизъявления, деятельности человека и ситуации, в которую он вовлекается, в их динамическом взаимодействии при проведении различных видов судебно-психологических исследований в сфере уголовного, гражданского судопроизводства.

Говоря о методологических принципах психологической науки, нельзя забывать и те основные принципы, лежащие в основе правовой науки, действующего законодательства, которыми также должен руководствоваться психолог, участвующий в судопроизводстве в качестве эксперта или специалиста. Эти принципы введены в целый ряд законодательных актов, ка, например, п. 2 ст. 50 Конституции РФ, п. 4 ст. 7, 15, 17, 75 УПК РФ, ст. ст. 8, 132 ГПК РФ.

К ним относятся: принципы законности; равноправия граждан перед законом; состязательности судопроизводства; независимости судей; беспристрастности правосудия; принципы справедливости, гуманизма; презумпция невиновности.

 

Психологические методы научного познания, применяемые в уголовном и гражданском процессе

 

Составной частью методологии любой науки, в том числе и юридической психологии, являются методы познания. Их выбор, применение, определяются предметом изучения, характером вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно, другие методы могут применяться только специалистами в той или иной области психологии, как это, например, имеет место при проведении судебно-психологической (комплексной судебной психолого-психиатрической) экспертизы, а также в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.

А. Методы, широко используемые не только психологами, но и юристами в своей практической деятельности: в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде и т. д.

1. Метод беседы (интервью). Основное назначениеданного метода состоит в том, чтобы в процессе общения получить необходимую информацию об интересующем человеке: его развитии, интеллекте, психическом состоянии, отношении к тем или иным обстоятельствам, людям и т. д. Беседа, которая обычно проводится в формате диалога, помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в той или иной ситуации, оказать правовую помощь, поэтому данный метод является эффективным инструментом налаживания психологического контакта с различными участниками процесса.

2. Метод наблюдения. Очевидно, что любой беседе сопутствует взаимное наблюдение сторон, визуальный контакт партнеров по общению. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение.

По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (т. е. наблюдение со стороны). Сопоставительный анализ результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяют получить о них дополнительную информацию.

3. Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь в соответствии со ст. 181 УПК РФ вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия индивида, а также по другим вопросам.

4. Биографический метод. Основное назначение данного метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социально-психологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, собираются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, наконец, о его характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники, видеоматериалы и т. п.

5. Метод обобщения независимых характеристик. Использование данного метода позволяет полнее увидеть личность во всех её проявлениях, оценивать поведение человека объективно, с разных сторон, исключив субъективное к нему отношение.

6. Анализ результатов деятельности. В совокупности с другими методами анализ результатов деятельности особенно широко применяется при изучении разыскиваемых лиц, причин совершения ими противоправных действий, при составлении психологического портрета преступников.

7. Метод составления психологического портрета преступника (ППП), или, как его называют, криминального психологического профиля неизвестного преступника, поискового психологического портрета преступника. С помощью ППП составляется психолого-криминалистическая характеристика разыскиваемого преступника, включающая в себя не только его психологические, но и социально-демографические, поведенческие признаки, сведения об образе жизни, необходимые для установления лица, особенно когда в тих признаках есть какие-либо отклонения. Концептуально построение психологического портрета неизвестного преступника основано на личностной детерминированности поведения человека. Нахождение ответов на вопросы, что, каким образом и почему произошло на месте происшествия, обычно приводит к искомому — определению того, кто мог совершить преступление, путем составления его психологического портрета, отражающего существенные для характеристики его личности и поведения признаки.

Для наиболее полного составления ППП используются результаты осмотра места происшествия, фото- и видеосъемка; материалы исследования трупа, его фрагментов, информация о перемещении жертвы до смерти и следы перемещения трупа; сведения о личности потерпевшего (так называемый психологический профиль жертвы), образ жизни, манера поведения, привычки, круг общения, друзья и враги потерпевшего, район местожительства и работы, образование, род занятий, семейное положение и т. д.

Б. Наиболее распространенные методы, психодиагностические (тестовые) методики, которые имеются в распоряжении психологов. С помощью данных методов удается получить сопоставимые количественные и качественные характеристики степени выраженности тех или иных изучаемых свойств личности. С использованием тестов измеряются различия психологического характера между людьми или между отдельными реакциями человека в разных условиях.

Условно существующие тесты, и прежде всего те из них, которыми пользуются специалисты (эксперты)-психологи в сфере правоохранительной деятельности, можно разбить на четыре большие труппы.

1. Психофизиологические, психометрические методы диагностики функциональных состояний индивида. С помощью этих методов исследуются разнообразные показатели работы центральной, вегетативной нервной системы человека, степень развития у него той или иной психической функции, оцениваются точность и скоординированность выполняемых ими движений, скорость двигательных реакций и т. д. Поскольку для измерения всех этих характеристик функциональных состояний необходима специальная аппаратура, тестовые методики данной группы относятся к аппаратурным методам исследования.

Указанные психофизиологические методы чаще применяются при проведении судебно-психологической экспертизы по уголовным делам о нарушениях правил эксплуатации каких-нибудь сложных технических устройств, транспортных средств и т. п. Иными словами, данные методы используют, когда возникает вопрос о том, соответствовал ли по своим психофизиологическим качествам управлявшей этими устройствами оператор экстремальным условиям деятельности или нервно-психическим перегрузкам, т. е. в конечном итоге, когда решается вопрос о виновном либо невиновном причинении вреда (ст. 28 УК РФ).

2. Интеллектуальные психологические тесты. С их помощью исследуются качественные характеристики познавательных (когнитивных) способностей субъекта, его умственная работоспособность, внимание, память, мыслительная деятельность (операциональная, логическая, смысловая сферы мышления), уровень интеллектуального развития (объем общих сведений и знаний, способность к обучаемости), развитие речи, наличие определенных навыков, способностей к чему-либо.

Исследование интеллекта связано с именем французского психолога Альфреда Бине (1857-1911), создавшего для этих целей тестовые задачи различной степени трудности. Один из первых его тестов состоял из 30 задач, предназначенных для изучения рассудительности и понятливости ребенка, - эти качества ученый считал главными составляющими интеллекта. В последующем для оценки интеллекта было введено понятие умственного возраста. Последняя редакция школы Бине (1911) была доработана в США, где испытуемых начали классифицировать по степени умственного развития, используя в этих целях понятие intelligent quotient, переводимое как коэффициент умственного развития, с помощью которого стали оценивать отношения между умственным и хронологическим возрастом. Это соотношение (а не разницу между ними) называли коэффициентом интеллекта, или IQ, который является у человека постоянной величиной. В последующем результаты обследования испытуемого стали сравнивать со средним результатом его возрастной труппы, и с этого времени IQ стал своеобразным символом интеллекта.

Среди различных методик, основанных на использовании IQ, можно назвать тест американского психолога Дэвида Векслера (1896-1981), который получил название «Шкала Векслера для измерения интеллекта взрослых» - WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale). Тестовая батарея Векслера состоит из 11 различных заданий — субтестов, из которых первые шесть являются вербальными. С помощью этих заданий проверяются общая осведомленность испытуемого, его понятливость, способность концентрировать внимание, оперативная память, сообразительность, особенности мышления, словарный запас. Тест позволяет оценить две важные стороны интеллекта — вербальное, абстрактно-логическое, и невербальное, предметно-образное, мышление, а также дать суммарную оценку общего уровня интеллекта.

Другим хорошо известным тестом, позволяющим устанавливать коэффициент интеллекта, является Шкала прогрессивных матриц Дж. К. Равена. Тест разработан в Англии в 1930-1940 гг., получил широкое распространение благодаря тому, что не зависит от образовательного, культурного уровня испытуемых, их национальной принадлежности и т. п. Тест Равена предназначен для иследования интеллекта субъекта, выявления его способности логически мыслить, находить существенные связи между предметами и явлениями, определении уровня его умственной работоспособности, обучаемости. Комплект методики, построенной на невербальном материале, включает 60 заданий — графических рисунков (матриц), разделенных на 5 серий по 12 заданий в каждой из них, и регистрационного бланка, который заполняется обследуемым. Задания усложняются последовательно от серии к серии.

Результаты применения данного теста на прокурорских работниках, студента и слушателях некоторых юридических вузов показали, что его можно успешно применять вместе с другими тестами при отборе кандидатов в правоохранительные органы, а также абитуриентов в юридические вузы.

3. Личностные (анкетные) тесты в виде опросников. Эти тесты позволяют исследовать и оценивать индивидуально-психологические особенности личности, ведущие свойства характера испытуемого путем получения от него односложных ответов (типа: «верно-неверно» или «да-нет-не уверен») на строго определенные вопросы-утверждения. Выбор краткого ответа на вопрос зависит от степени выраженности того или иного свойства испытуемого. Благодаря этому лицо, подвергающееся тестированию, сообщает о себе такие сведения, анализируя которые можно довольно точно определить ведущие свойства его характера, мотивы поведения, направленность личности, составить прогноз относительно его возможного поведения в дальнейшем.

Среди данной группы методов исследования личности большое распространение получили: Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) в виде двух адаптированных к нашей социокультурной среде вариантов — СМИЛ (стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчак) и ММИЛ (методика многостороннего исследования личности Ф. Б. Березина); 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттела (16-ФЛО); опросник Г. Айзенка (EPI); патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) для подростков А. Е. Личко и некоторые другие.

Названные методики отличаются своей надежностью, практичностью, высоким уровнем достоверности. Они хорошо себя зарекомендовали как дополняя друг друга, так и в качестве базовых в одной батарее с другими тестами. В результате их применения психолог получает графически выполненный психологический профиль личности с его текстовой расшифровкой после компьютерной обработки. Это делает их удобными в ходе проведения и индивидуального и группового обследования испытуемых. Кроме того, указанные тестовые методики позволяют проводить факторный анализ, выдавая количественную и качественную оценку структурных компонентов личности, характерологических особенностей, нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, особенностей мышления, межличностного поведения, ведущих потребностей, мотивационной направленности, компенсаторных возможностей обследуемого, его психического состояния в момент тестирования, а также позволяют прогнозировать уровень социальной, профессиональной адаптации личности, сформировать психокоррекционный подход к субъекту.

Таким образом, указанные методы психодиагностики предоставляют возможность психологу диагностировать широкий круг личностных особенностей человека, в том числе и те, которые могут или уже могли привести его к социально дезадаптивному, противозаконному поведению, алкоголизации, способствовать возникновению различного рода психических отклонений от средней нормы.

4. Проективные (проективные) тесты. Проективные методы исследования применяются с целью выявления подсознательных побуждений, неосознанных потребностей. В основе построения подобных тестовых методик лежит механизм проекции, под которым понимается психический процесс бессознательного перенесения, приписывания субъектом другим людям своих собственных качеств, состояний, взглядов, идей, доминирующих потребностей, мотивов, значащих переживаний, личностных смыслов. Проекция может также выражаться в неправильных, ошибочных умозаключениях, принимаемых решениях, обусловленных уже каким-то прежним, ранее усвоенным, порой негативным опытом. Эти психические явления в виде стимулов, побуждений бывают настолько скрыты, что часто не отражаются в сознании человека, хотя их влияние на его волеизъявление, поведение, чрезвычайно велико. Чтобы наиболее полно разобраться, почему человек поступил так, а не иначе, нужно выявить эти проекции, а за ними скрытые побуждения, импульсы, чувства, состояния, весь комплекс проблем, которые беспокоят индивида. Указанной цели и служат различные проективные вербальные и невербальные (рисуночные, цветовые) методы (тесты).

Проективные методики позволяют опосредованно, моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Эти методики выявляют не просто какую-то одну психическую функцию, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

В рпатике проведения судебно-психологических экспертиз данной группы тестов наибольшее распространение получили: тематический апперцептивный тест (ТАТ), методика изучения фрустрационных реакций человека С. Розенцвейга, методика чернильных пятен Г. Роршаха, цветовой тест Люшера и некоторые другие.

Например, Тематический апперцептивный тест (ТАТ) является одним из распространенных невербальных проективных методов исследования личности. ТАТ вклчает в себя 31 стандартную таблицу с изображением на них достаточно неопределенных ситуаций различной степени ясности, что допускает большую свободу и разнообразие толкований. На некоторых таблицах имеются сюжеты, специально рассчитанные на то, чтобы вызвать у испытуемого фантазии депрессивного, суицидального, либо, напротив, агрессивного характера, выявлять сексуальные, семейные конфликты и т. п. При предъявлении таблиц испытуемому предлагается по изображенной картинке придумать рассказ, в котором бы нашло отражение то, что, по его мнению, думают, чувствуют персонажи картинок. При этом предполагается, что испытуемый будет проецировать на них свои чувства, неосознанные побуждения и т. п.

В качестве примера приведем пример из следственной практики. Некто С. с целью избавиться от своей семьи и соответствующих алиментных обязательств совершил убийство жены, двоих детей и родителей жены. Будучи изобличен в этом убийстве, С. заявил, что содеянному им преступлению предшествовала ночная ссора с женой, во время которой та якобы оскорбляла его словами, унижающиеми его мужское достоинство. Под воздействием этих тяжких для него оскорблений, как пояснил С., он почувствовал признаки аффективного возбуждения, схватил топор и нанес им смертельные удары жене, затем ее спящим родителям и своим детям. Вот как дословно это объяснил виновный: «В постели между мной и женой по поводу наших интимных отношений возникла ссора, перешедшая во взаимные оскорбления. Под воздействием ее оскорблений в свой адрес я вскочил с кровати в каком-то непонятном состоянии. В этот момент у меня выключилось из памяти, что я сделал, как схватил топор … Помню только, что стою с топором, а что-то красное расползается вокруг головы Светланы. Я понял, что произошло что то ужасное… Я был как в тумане. Не отдавая отчета, но руководствуясь возникшим страхом, я оказался в комнате тестя. Он не то сидел, не то вставал с постели. Я сходу нанес ему удар топором куда-то в область шеи. Сколько я нанес ему ударов, не помню. Работал, как автомат. В таком же диком состоянии я вошел в комнату, где лежала теща... ».

По делу была проведена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. В ходе обследования обвиняемого экспертом-психологом использовались разнообразные психодиагностические тестовые методики, в том числе и тематический апперцептивный тест. Ниже приводятся выдержки из заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы из уголовного дела С.

«По проективной личностной методике ТАТ у испытуемого выступают ориентированность на признание и успех, властолюбие, практицизм, высокий уровень притязаний. Благоприятное развитие и исход получат темы, связанные с работой, личными достижениями. В темах, связанных с межличностными отношениями семейного характера и особенно отношениями с противоположным полом, исход неопределенный или неблагоприятный … отчетливо выступают конфликты и трудности, эгоцентрическая позиция испытуемого».

Отметим, что в число профессиональных методов изучения личности входит изучение личности с помощью визуальной психодиагоностики, графологические экспертизы, изучение личности с помощью полиграфа и профайлинг.

Профайлинг — это новое направление в психологии, которое позволяет расшифровать невербальные и вербальные компоненты, использующиеся в межличностном общении. Основоположником профайлинга считается израильская авиакомпания Эль-Аль. Профайлинг дает возможность получать самую объективную информацию о потенциальной опасности субъекта и может быть эффективно использован для предупреждения террористических актов на транспорте, в местах массового скопления людей, а также в других сферах деятельности сотрудников внутренних дел.

Профалинг рассматривается как технология оценки и прогнозирования поведения человека на основе таких характеристик как: проявления вегетативной нервной системы, эмоциональные состояния, особенности речи, невербальные проявления, особенности внешности и другие информативные признаки.

Таким образом, профайлинг (от анг. - профиль) — это комплекс методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных признаков, характеристик внешности и поведения.

Существуют: страховой профайлинг, банковский профайлинг, аудит-профайлинг, кадровый профайлинг. Нас интересует криминальный профайлинг — составление психологического портрета предполагаемого преступника для сотрудников оперативных служб МВД и ФСБ России.

Профайлинг в работе сотрудников органов внутренних дел — это технология предотвращения противоправных действий посредством выявления потенциально опасных лиц и ситуаций с использованием методов прикладной психологии.

Одним из основных навыков в профайлинге является навык считывания невербальных сигналов. Невербальная коммуникация, или язык тела, - это способ передачи информации с помощью неречевых средств, таких, как выражения лица, жесты, прикосновения, телодвижения, позы, декоративные детали (одежда, украшения, прическа, татуировки) и даже тон, тембр и громкость голоса (но не значение произнесенных слов). Невербальное поведение, с учетом трудностей его контролирования, является самым ценным источником информации при выявлении лжи говорящего.

Термин «конгруэнтность» был введен в психологию К. Роджерсом и описывает адекватное, неискаженное и свободное переживание, осознание восприятия субъектом.

Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между невербальным и вербальным компонентами поведения. Когда человек неконгруэнтен, т. е говорит неправду, в невербалика (тело, лицо, жесты) будут противоречить словам и нести истинную информацию. Например, когда человек говорит неправду, то стимулы из внешнего мира включают у него возбуждение. Но он в этот момент должен демонстрировать спокойствие, поэтому в процессе возбуждения у него происходит непроизвольное мигание глаз, изменение частоты миганий. При вопросах, связанных с серьезными темами, частота миганий увеличивается — это связано с тем, что уменьшается слюнный секрет, вся жидкость уходит на выработку глюкозы, дополнительного источника энергии. И это также связано с уменьшением влажности глазной оболочки. Для того, чтобы защитить глаз от опасности, количество миганий увеличивается.

Еще один феномен: Когда человек говорит неправду, он опирается на эмоцию страха. Испытывая ее он смотрит на источник опасности, не отводя глаз. Это так называемый взгляд на тысячу ярдов, который описывают и психологи и следователи: у испытавших серьезное потрясение людей был длительный взгляд в никуда. Лицо, совершившее тяжкое преступление, при предчувствии высокой угрозы наказания смотрит не мигая, не отводя глаз от верификатора. Происходит условное раздвоение личности: человек пытается уйти в себя, но при этом он должен наблюдать за опасностью, и это приводит к феномену «взгляда на тысячу ярдов».

Более подробно мы на эту тему пообщаемся на семинарах, а сейчас я хочу рассмотреть еще один момент.  

Поскольку судебная психология занимается человеческой психикой, то необходимо обратить внимание на то, что судебная психология, в отличие от судебной психиатрии, исследует психику вменяемого человека с учетом пограничных состояний, то есть исследует вменяемых лиц. Но следует сказать, что правовые нормы, связывающие определенные психологические последствия с наличием психических расстройств, появились очень давно. Так, по законам Хаммурапи (18 в. д. н. э. ) договор купли-продажи раба мог быть расторгнут, если в течение месяца после его заключения у раба обнаружится болезнь «бену» (вероятно, эпилепсия). А в законах царя Соломона (6 в. н. э. ) имелись указания о непризнании завещаний помешанных.

Идеи невменяемости и недееспособности были не чужды и англосаксонскому праву. В Саксонском зерцале (XIII в. ) указывалось, что слабоумных и сумасшедшие следует подвергать наказанию. Если же они кому-то причинили вред, то опекун должен возместить его. В английском законодательстве времен Эдуарда II, в 1320-е гг., существовали нормы об охране имущества помешанных. В 1724 г. английский судья Трейси, опираясь на высказывания правоведа XIII в. Брэктона, предложил в качестве критерия невменяемости так называемый критерий дикого зверя: невменяем лишь тот, кто полностью лишен рассудка и памяти и не осознает того, что делает, подобно малолетнему, скотине или дикому зверю. Вообще, в Европе, например в Англии до XVIII в. душевнобольные содержались в тюрьмах вместе с преступниками, для которых они служили забавой. Известный филантроп Д. Говард еще в конце XVIII в. писал, что во многих тюрьмах он нашел как помешанных, так и идиотов без всякого надзора и служащих лишь для потехи охраны и заключенных. Только в 1868 г. было построено специальное заведение для помешанных преступников под названием Бродмур.

Во Франции умалишенные также содержались вместе с преступниками, помимо этого они могли содержаться в деревянных или железных клетках. Цепи считались неизбежной принадлежностью ухода за такими больными. И только в 1792 г. Ф. Пинкль снял цепи с больных в больницах Бисетра и Сальпетриера.

Наиболее ранние упоминая о душевнобольных в русском праве относятся к XII в. В Судном законе Владимира Мономаха в главе «О завещании» содержалось указание об исключении «бесных» из числа свидетелей. Новоуказные статьи о татебных, разбойных и убийственных делах признали «бесных» не ответственными за убийство.

За два последующих столетия издаются уже десятки императорских и сенатских указов, касающихся правового положения психических больных. Несмотря на то, что врачей стали привлекать к психиатрическому освидетельствованию еще со времени античности, их участие в установлении психических расстройств по уголовным и гражданским делам было необязательным до XIX в. считалось, что психическое заболевание, обусловившее невменяемость или недееспособность, должно быть настолько очевидным и иметь столь многочисленные внешние проявления, что установить его наличие можно и без помощи врача. Взгляды на сумасшествие как на одержимость дьяволом приводили к тому, что сведущими лицами (экспертами) по ряду дел о преступлениях умалишенных долгое время оставались священнослужителям. Например, в России в XVII-XVIII вв. местом освидетельствования умалишенных, совершивших преступление, были преимущественно, монастыри.

С принятием Соборного Уложения 1649 г. в русском уголовном праве XVII в. вырабатывается понятие о вменении, определяются условия вменения. Уголовная ответственность распространяется и на холопов. Освобождались от нее дети до семи лет и душевнобольные (бесные). Смягчалось наказание несовершеннолетним преступникам (старше семи лет) и лицам, имевшим физические и умственные недостатки. Так, в уголовном деле 1697 г. читаем: «Оска Мосеев пытан … он, Оска, глух и нем, дуроковат и не в уме». Учтя это, судья вынес более мягкий приговор, чем следовало.

Но какие-то элементы экспертизы существовали. Так, в 1690 г. в г. Вязьме был задержан бродяга, который заявил, что он сын царя, «а живет он на небесах и ходит на небеса в дыру, а принимают его ангелы». Он был освидетельствован дипломированными врачами, представившими каждый свое заключение на латинском и греческом языках. Это была первая врачебная судебно-психиатрическая экспертиза. Свидетельствуемый был признан душевнобольным, страдающим меланхолией.

Мероприятия и реформы петровской эпохи коснулись и порядка освидетельствования психически неполноценных лиц. 6 апреля 1722 г. Петр 1 издал указ «О свидетельствования дураков в Сенате». Речь шла об освидетельствовании дворянских детей, которые под всякими предлогами, в том числе ссылками на малоумие от рождения, уклонялись от обучения и от государственной службы. Со времени правления Петра III для содержания умалишенных были назначены три монастыря — в СПб., Москве и Казани. При Екатерине II для содержания умалишенных в каждой губернии назначались по два монастыря — один мужской, один — женский. В 1766 г. был издан именной указ, на основании которого всем жителям Петербурга обязывалось под страхом наказания объявлять в полицию о всяком, который может нарушить порядок или нанести вред другим или совершить преступление. Лица, не сообщившие о больном, будут отвечать за нанесенный вред, как если бы они его нанесли сами, а также на них будет наложен немалый штраф. Вслед за обьявленым указом в полиции скопилось так много людей, что их призрение для полиции сделалось невозможным. По необходимости и возникла мысль устроить для них особый дом — долггауз. В 1843 г. по проекту архитектора Шарлеманя в Петербурге на реке Пряжке был построен «Исправительный и работный лом», далее ставший больницей св. Николая Чудотворца. А вот караулы при домах для умалишенных были отменены лишь в царствование Николая I, который во время своего путешествия в 1832 г., найдя в Рязанском доме умалишенных внутри покоев военный караул от гарнизонного батальона, нашел это неприличным и сейчас же велел отменить его. Наружные караулы оставались до 1859 г, когда был издан именной указ «О воспрещении вообще наряжать часовых ни в комнатах, ни в садах и дворах тех помещений, где содержатся умалишенные», это запрещение распространялось и на военные госпитали.

Обязательному помещению подлежали по определению суда те лица, которые совершили поджог, убийство или попытку самоубийства. Но в то же время не была разработана система содержания больных, которые совершили другие преступления и преступников, заболевших психическим расстройством во время отбытия наказания.

Освидетельствование дворян в Сенате для признания их умалишенными проводилось до 1815 г., после чего оно стало осуществляться в губернских городах. Только к началу ХХ в. функции освидетельствования обвиняемых были целиком возложены на врачебные управы.

В дореволюционной России не существовало специальных учреждений для содержания душевнобольных преступников. Только при петербургской больнице Св. Пантелеймона (в настоящее время городская психиатрическая больница им. Скворцова-Степанова на Фермском шоссе) было небольшое отделение для душевнобольных арестантов; кроме того отделение для испытуемых (проходящих психиатрическое освидетельствование) существовало при больнице св. Николая Чудотворца.

В дальнейшем существенное влияние на исследование невменяемости оказало учение о дегенерации французского психиатра Бенедикта Огюста Мореля. Учение о дегенерации (вырождение) в какой-то мере противостояло учению Дарвина об эволюции. Интересно, что обе теории появились в середине XIX в. почти одновременно. Говоря о развитии живой природы, дарвинизм обращал внимание на прогресс в мире растений и животных. А Морель сделал акцент на биологических процессах обратного свойства. В отдельных человеческих популяциях, считал он, из поколения в поколение можно наблюдать нарастающие признаки вырождения — интеллектуального, морального, физического. Оно проявляется, в бесплодии, пониженной жизнеспособности детей, глухоте, слабоумии и других психических расстройствах, многообразных отклонениях в поведении.

Еще раз вспомним теорию прирожденного преступника Ч. Ломброзо, которая также претендовала на всесторонне реформирование всей системы уголовной юстиции.

К преимущественно биологическому объяснению поведения человека относится трактовка преступлений австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом (1856-1939). Его учение о бессознательном и психоаналитическая теория придавали огромное значение бессознательных процессов в жизни человека. Фрейд использовал психоанализ как метод исследования, с помощью которого психические проявления объясняются задавленными воспитанием и социальными запретами-инстинктами, среди которых главная роль отводилась подсознательному влечению к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...