Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Праздник могильного памятника (юпа)




 

У северных чувашей раньше это соответствовало поминкам и примерно совпадает с южночувашским пумилке. Назвали его просто " праздник памятника" (юпа), хотя столб обычно ставили не в этот день, а в день похорон. Однако это название свидетельствует о былом обычае установки могильного памятника, с которым мы встречаемся в случае южночувашских больших поминок *.

Северные чуваши в древние языческие времена кроме праздника юпа не справляли какие-нибудь другие поминки. Это отмечалось на с о р о к о в о й день, до этого придерживались траура, соответственно которому дома не выполняли шумную работу, не очень-то смеялись, не пели, не плясали, алкогольные напитки не пили, не играли в это время и свадеб. Когда наступал сороковой день, день поминок, приглашали всех родных и начинали готовиться к пиру. Еще перед смертью обычно спрашивают у умирающего, какое животное зарезать в память о нем, по случаю поминок. Но никому из домашних нельзя резать скотину, обычно приглашают одного старика из соседей, который и делает это. Домашние даже не варят мясо, это тоже поручают кому-нибудь другому.

Под вечер начинают приходить приглашенные гости, каждый приносит с собой что-нибудь из еды и по одной восковой свечке. Их зажигают и прикрепляют с внешней стороны на стену около двери, со стороны главного места комнаты напротив печи. Потому что этот угол — место покойника. Для него же ставят сюда и стол, а на стол ставят две посуды, одну для пищи, другую для питья покойнику. Вечером на эту сторону вешают и полотенце, которое обычно висит на стороне печи. Они думают, что и сам покойник приходит невидимым сюда, на свои поминки, садится за этот стол, ест и пьет, как и все родственники. Когда приходят родные, то по очереди зажигают ему свечи и кладут в его посуду по паре кусочков из принесенных им гостинцев. Подают каждый кусок с отдельным обращением [к нему]:

 


Сан омă нта пултă р, ĕ ç те ç и,

Ç акă н вĕ ç не йолтă н.

 

Да будет (все это) пред тобой, угощайся,

Ты остался перед этим.


 

До этого хозяин дает ему из пищи, приготовленной на пир, и только после этого садятся и они сами кушать за стол. Пируют до полуночи, однако здесь не принято петь и плясать, как у южных чувашей. Около полуночи покойного провожают из дома на кладбище. Некоторые из родных, в основном мужчины, берут в руки эти две посуды, в которые собирали для покойника пищу и питье и отправляются в сторону кладбища. Выходя через дверь, начинают петь кĕ рÿ йорри (песню жениха). Она без слов, состоит просто из выкриков. При выходе внимательно смотрят на крючок над печкой, куда вешают котел: не качается ли? Полагают, что после еды покойник садится на этот крючок, а когда родные отправляются его провожать, и он сходит оттуда, что и заметно по качанию крючка. Так и поговаривают при выходе друг другу:

 


Хоран ç еклине ас товă р!

 

Следите за крючком для котла!


Выйдя на улицу, молодые зажимают палку между ногами, как будто ребенок ездит верхом на палке, и так идут дальше, прыгая, шутя, распевая " песню жениха". Не доходя до кладбища, содержание двух посуд выливают в какую-нибудь речку по пути и так говорят:

 


Йолашки патă мă р сана, орă х кĕ тмеспĕ р!

 

Последние почести отдали тебе, больше не ждем!


Потом и посуду выбрасывают в речку.

В некоторых местах Чебоксарского уезда (Чоркаш) в таких случаях для покойника берут с собой и сделанный из дерева столик, стульчик и мост. Как полагается, ставят на землю около речки, стул около стола, один конец моста на стул, другой конец на стол, потом так обращаются к покойнику, называя его по имени:

 


Ониç ç е, Ониç ç е, кил конта.

Кил ç ак покан ç ине.

Хă пар ç ак покан ç инчен

Ç ак кĕ перпеле сĕ тел ç ине,

Ç ак сĕ тел ç инчен Торă патне каях!

 

Анисия, Анисия, поди сюда,

Поди на этот стул,

Поднимись с этого стула

По этому мосту на стол,

С этого стола вознесись к Богу!


И отсюда от речки в страхе бегут домой, даже не оборачиваясь.

Если эти поминки отмечаются в то время, когда в доме умершего уже справили осеннюю жертву пивом, то на этом и завершается праздник юпа. Но если до этого не справляли еще жертву пивом, то от речки возращаются в дом и совершают жертвоприношение по всем правилам. Всю пищу, какая осталась с поминок, выливают во двор, потому что это для покойника. Вместо нее готовят новую пищу, откупоривают новую бочку пива и начинается пир горой, как это мы уже описали в другом месте.

Данный праздник юпа, как мы его здесь описали, отмечался только в давние языческие времена, сегодня не отмечают, забыли и помнят о нем лишь некоторые старики. (Вомпукасси).

 

Северночувашскую легенду об участии покойников на празднике юпа я записал в Чебоксарском уезде, в Пысă к Карачора:

" Однажды вечером один человек направился в соседнюю деревню на праздник юпа. По пути он встретился с группой людей, оказавшимися теми покойниками, поминки которых отмечали в тот день. И они шли на поминки. Когда встретились, то спросили того человека:

— Куда идешь?

— Иду в соседнюю деревню на праздник юпа.

— И мы как раз туда идем, пойдем вместе.

Он пошел с ними. Покойники и его тело сделали невидимым. Он вместе с ними зашел в дом, где отмечались поминки, и никто его не заметил. Остальные гости сидели на главных местах за столом, а он вместе с покойниками сел за стол около двери. И его кормили-поили. А когда наступила полночь и все встали, чтобы проводить покойников на кладбище, покойники хотели и его с собой взять. Он зацепился за крючок котла у печи, но они его тащили с собой. Он в середине комнаты зацепился за матицу, но оттуда его тоже стащили. Зацепился за косяк, но и оттуда стащили. Он хотел было закричать, но его язык (как и у покойников) не шевелился во рту. Какое-то время они тащили его с собой по дороге на кладбище, но потом отпустили:

— Иди теперь туда, куда хочешь!

Мертвые возвратились на кладбище, а он вернулся обратно в дом, где справлялись поминки, где после полуночи приносили в жертву пиво".

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...