Хĕр-сăри (Девичье пиво)
Хĕ р-сă ри (Девичье пиво)
В настоящее время этот народный обычай находится уже в стадии вымирания. Это не что иное, как пир, танцы, веселье, устраиваемые деревенскими девушками, на которые приглашаются парни, а также молодежь соседней деревни. В разных краях проводятся они в разное время. То до рождества, то после рождества, бывают даже и на масленицу. Все, что необходимо для проведения пира (пиво, еда), девушки собирают по домам, но, как правило, только в тех домах, где есть девушки-невесты. Когда уже все необходимое собрано, все это приносят в один дом, нанятый для проведения веселья. Варят пиво, выпекают лепешки. К тому времени, когда уже все приготовлено, собирается молодежь и начинается веселье, питье пива, песни и пляски в сопровождении скрипки. Это продолжается примерно до утренней зари. Имеются у них и отдельные песни, посвященные этому пиршеству, " девичьи пивные песни", полные молодого веселья и задора:
Юр ç инче улма пиç ет-ç ке, Хĕ велпе ç ырла пиç ет-ç ке. Пиртен юлнă хĕ рсенĕ н Йĕ рсе куç ĕ пиç ет-ç ке.
И на снегу яблоки созревают, А на солнце ягодки созревают. А у оставшихся от нас девушек От слез глаза набухают.
Вун ик ç ухрă м Таркă н пуç, Ç иле хирĕ ç килтĕ мĕ р, Ç авă нпа хĕ рлĕ пултă мă р. Шатă р айĕ нче ÿ снĕ эпир, Ç авă нпа шатă р пултă мă р.
Двенадцать верст до Верхних Тархан Все ехали против ветра, Потому и все стали румяными. Все мы выросли под шатрами, Потому и выросли задорными. Отцы и матери молодых тоже приходят в этот дом посмотреть, как веселится, пляшет молодежь. Девушки каждого гостя угощают ковшом пива, но взамен просят пару копеек, которые потом отдают музыкантам.
Когда гостя угощают пивом, то приветствуют песней:
Ĕ ç куркă на, ĕ ç мелле, Пар укç ă на, памалла. Ç ак укç ă на памасан, Шă ши кастă р енчĕ кне! Выпей свой ковш как надо, Заплати цену как надо, Если цену не заплатишь, Пусть мыши изгрызут твой кошелек.
Или:
Сарă кĕ рĕ к тă хă нса Урам тă рă х ан ç ÿ ре, Ялта ятлă ç ын пулса, Пилĕ к пуспа ан виртле, Вунă пусна ан шелле. Вуникĕ пус пĕ р укç а, Сумасă рах илĕ пĕ р. Ç ав укç ана памасан, Шă ши кастă р енчĕ кне.
Нарядившись в дубленую шубу, Не гуляй по улицам, Будучи именитым на миру, Не дразни нас пятаком, Гривенного не жалей. Двугривенный — одна монета, Ее мы примем не считая, Если этих денег не дадите, Пусть мыши изгрызут твой кошелек.
По окончании пира " девичьего пива" в одной деревне, начинает соседняя. И теперь они приглашают бывших хозяев. Однако растущая год от года бедность такого рода веселья и народные обычаи сделала довольно редкими. (Таяпа).
НЕБОЛЬШИЕ ПИРШЕСТВА
В Чандрово Козьмодемьянского уезда по некоторым отдельным случаям проводят и небольшие пивные пирушки, каждую под своим названием: Поса сă ри (посконное пиво). Во время теребления поскони (около 20 числа июля) зять в первый год своей женитьбы вместе со своей женой приходит к своему тестю и помогает теребить посконь. Зять заодно берет с собой пиво и прочую еду (коç таначă — гостинцы), которые после работы вкушают в доме тестя. В начале первым ковшом пива молятся, произносят ту же молитву, которую мы описали при жертвоприношении пивом. Кантă р сă ри (конопляное пиво). Осенью во время теребления конопли зять со своей женой опять приходит на помощь к своему тестю. Но и на этот раз только в первый год после свадьбы. Опять берет с собой пиво и еду. Все происходит так же, как и предыдущая пирушка.
Ан сă ри (овинное пиво). Моление пивом по случаю завершения молотьбы, осенью, когда уже завершили обмолот зерна, пиво варят из нового зерна и в один день собирают родных, готовя для них застолье. До того как сесть за стол вначале тоже молятся новым пивом. Пять мужчин встают в середине избы перед иконой (так как эти уже христиане), у каждого в руках по ковшу пива и вместе произносят молитву:
Торă полă шрĕ ĕ ç леме, Ой ĕ ç поç тарма. Вот орлă каç арма Торă полă шрĕ. Тырра перекетне пар, Тохă ç не пар, Тав сана, Тор ç ырлах.
Бог помог трудиться, завершить полевую работу. Бог помог благополучно перевести через огонь. Дай прибыли урожаю, выхода большого дай. Благодарствуем тебя, Боже, помилуй.
Три раза кланяются, выпивают свое пиво и только после этого садятся за трапезу. Выльă х сă ри (моление пивом в честь домашней скотины). Проводится в начале зимы в жертвенном месяце. Отец девушки обычно в это время отдает своему зятю приданое дочери: теленка, овец. Зять опять приходит к своему тестю с пивом и прочей едой, и тут они вначале молятся пивом, как и каждый раз, когда начинают новое пиво.
Улах (посиделки)
Среди зимних веселий мы называем и посиделки, развлечение во время скучных, длинных зимних вечеров. Парни и девушки по вечерам собираются в одном из домов, девушки берут с собой веретено или вышивание, а из парней — кто лапти плетет, кто берет с собой скрипку, гусли. Прядут, поют, играют все вместе. Загадки загадывают, сказки сказывают, парни знакомятся с девушками. Подружатся и блеснут красивые карие глаза чувашской девушки, а пока на улице бушует метель, дома под крышей рождается тысяча песен о вечных чувствах человеческого сердца. Для посиделок тоже есть свои особые песни:
Чÿ рече ç инче ик сар курка Пĕ ри сахă р, пĕ ри пыл. Атте сахă р, анне пыл, Пылтан тутли чун савни.
На окошке пара желтых ковшей - В одном ковше — сахар, в другом — мед.
Батюшка — сахар, матушка — мед, Но слаще меда милый мой.
Улт ут кÿ лтĕ м акана Пилĕ к ут туртайманран. Мĕ скĕ н каччă ç ĕ рле ç ÿ рет Пĕ ччен ыйхи килменрен.
Шестерых коней запряг я в плуг Из-за того, что пятеро не осилили. Бедный парень ходит по ночам Из-за того, что одному не спится.
Атя, савни, ă сатам Уйрă м ç ула ç итиччен. Автан автĕ, тул ç утă лĕ Уйă рă лса кайиччен.
Айда, любимая, провожу Я тебя до ростани. Петухи попоют, рассвет наступит, Покуда мы с тобой расстанемся. (Таяпа).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|