Модельный ответ. Содержание ситуационной задачи:
Содержание ситуационной задачи:
Мать 5-ти месячного ребенка обратилась к медсестре с жалобами на то, что мальчик не выдерживает часы кормлений, часто плачет, плохо спит днем и ночью. Грудь берет с жадностью, энергично сосет 30 минут, после чего в груди остаются капли молока. За последний месяц прибавка в весе составила 400 г. При проведении контрольного кормления ребенок высосал 120 мл молока. Прикорм мать не вводила.
Задания:
- Удовлетворение, каких потребностей нарушено? Почему?
- Определите приоритетную проблему, сформулируйте цели, составьте план независимых и зависимых сестринских вмешательств.
Модельный ответ
1. Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, спать и отдыхать, быть здоровым, выделять, играть, так как у мамы ребенка гипогалактия, а у ребенка имеются признаки недокорма. Он не выдерживает часы кормлений, часто плачет, плохо спит, грудь берет с жадностью. Не введены прикормы: сок, фруктовое пюре, овощное пюре с растительным маслом, молочная каша со сливочным маслом. Разовый объем пищи должен быть 160-180 мл.
2. Приоритетная проблема: дефицит массы тела ребенка при гипогалактии матери, подтвержденный объективно.
Цель ухода:
Краткосрочная цель ухода: медсестра отметит стабилизацию веса ребенка, и увеличение лактации у матери в течение 7 дней при адекватном лечении и правильном уходе.
Долгосрочная цель ухода: к моменту выписки медсестра отметит восстановление массы тела ребенка и лактации у матери при адекватном лечении и правильном уходе.
План сестринских вмешательств
Независимые вмешательства
| Мотивация
|
1. Медсестра обеспечит лечебно-охранительный режим (температура воздуха 22-24˚ С, тишина, частое проветривание, регулярная влажная уборка).
| Создание комфортной обстановки.
|
2. Медсестра проконтролирует соблюдение диеты, питьевого режима и режима дня кормящей матери.
| Для увеличения лактации.
|
3. Медсестра порекомендует ввести в питание ребенка прикормы: сок между кормлениями, фруктовое пюре, овощное пюре с растительным маслом, молочную кашу со сливочным маслом.
| Своевременное введение прикормов, для обеспечения растущего организма белками, жирами, углеводами, витаминами, элементами.
|
4. Медсестра проведет беседу о значении естественного вскармливания, необходимости частого прикладывания ребенка к груди, особенно в ночное время, а также о значимости массажа и горячего обливания молочной железы перед кормлением.
| Для увеличения лактации.
|
5. Медсестра проведет беседу о значении гимнастики, прогулок, легкого физического труда для кормящей мамы.
| Для стабилизации психо-эмоционального тонуса.
Увеличения лактации.
|
6. Медсестра обучит маму массажу грудной железы, сцеживанию молока, правилам заваривания и приема отвара трав.
| Устранение дефицита знаний.
|
7. Медсестра обучит маму правилам ведения пищевого дневника.
| Контроль состояния ребенка.
|
8. Медсестра проверит правильность прикладывания ребенка к груди.
| Контроль знаний и умений.
|
9. Медсестра обеспечит:
- наблюдение за ребенком (вес, характер и чистота стула, диурез);
- проведение контрольного кормления ежедневно.
|
Контроль состояния ребенка.
Определение количества высосанного молока.
|
Зависимые вмешательства
|
|
Медсестра выполнит назначения врача:
1. лечение гипогалактии: УФО на молочные железы, апилак, никотиновую кислоту;
2. диетотерапия: питание частое, малыми порциями, частое прикладывание к груди, суточный объем пищи как у здорового ребенка;
3. ферменты: фестал, панкреатин;
4. УФО, массаж, гимнастика.
| Для увеличения лактации.
Для обеспечения белками, жирами, углеводами, витаминами, микроэлементами растущего организма.
Коррекция пищеварения.
Для развития костно-мышечной системы ребенка.
|
Содержание ситуационной задачи:
При посещении ребенка 1-го года на дому медицинская сестра выявила, что его кормят 3 раза в день с общего стола. Прогулки в течение 1-1, 5 часов, гигиеническая ванна 1 раз в неделю. Малыш сидит, ползает, произносит слоги. Зубов 4/4, большой родничок закрыт. Частота дыхания 35 в 1 минуту, пульс 120 в 1 минуту, масса 10. 100, рост 75 см (при рождении масса 3000, длина 50 см). В анализе крови: эритроциты – 3 х 1012/л,
гемоглобин – 90 г/л, лейкоциты – 10 х 109/л, СОЭ – 8 мм/час.
Задания:
- Удовлетворение, каких потребностей нарушено? Почему?
- Оцените физическое, психомоторное развитие и указанные показатели сравнив с нормой.
- Определите настоящие проблемы пациента.
4. Сформулируйте проблему, связанную с психомоторным развитием ребенка, цели ухода, составьте план независимых и зависимых сестринских вмешательств.
Модельный ответ
1. Нарушено удовлетворение потребностей: есть, пить, дышать, быть здоровым, двигаться, играть, общаться, так как ребенок не получает рационального питания, недостаточные прогулки, не ходит, не говорит, не играет.
2. Физическое развитие ребенка нормальное соответствует возрасту. Психомоторное развитие отстает. В 1 год ребенок самостоятельно ходит, говорит 8-10 слов, собирает пирамидку, играет в ладушки, танцует. Количество зубов, большой родничок, частота дыхания, пульс соответствуют возрастным нормам. В общем анализе крови анемия.
3. Настоящие проблемы пациента: отставание в психомоторном развитии, снижение двигательной активности, изменения в общем анализе крови: снижение гемоглобина и эритроцитов, дефицит знаний матери по рациональному питанию и уходу за ребенком 1 года.
4. Приоритетная проблема: отставание в психомоторном развитии при анемии, подтвержденное объективно.
Цель ухода:
Краткосрочная цель ухода: медсестра отметит улучшение психомоторного развития ребенка при адекватном лечении анемии и правильном уходе.
Долгосрочная цель ухода: медсестра отметит, что психомоторное развитие ребенка и показатели крови соответствуют возрастной норме при адекватном лечении и правильном уходе.
План сестринских вмешательств
Независимые вмешательства
| Мотивация
|
1. Медсестра обеспечит лечебно-охранительный режим (температура воздуха 20-22˚ С, тишина, частое проветривание, регулярная влажная уборка).
| Создание комфортной обстановки.
|
2. Медсестра проведет беседу о значении рационального питания ребенка, достаточного сна, о важности гимнастики, прогулок, массажа, гигиенической ванны и закаливания для растущего организма.
| Восполнение дефицита знаний матери ребенка.
|
3. Медсестра порекомендует ребенку правильное питание, с большим содержанием белка, витаминов, железа. Рекомендуется: Адаптированная смесь, обогащенная железом.
Яблочный, вишневый, морковный, гранатовый соки и фруктовое пюре. Овощное пюре с растительным маслом и яичным желтком. Молочная каша гречневая, овсяная со сливочным маслом. Творог, мясной фарш из телятины, кролика, индейки, рыба, кисломолочная адаптированная смесь. Поить соками, фруктовыми и овощными отварами, кипяченой водой между кормлениями.
Ограничиваются: мучные, молочные блюда.
| Для обеспечения растущего организма белками, жирами, углеводами, витаминами, элементами.
Препятствуют всасыванию железа из ЖКТ.
|
4. Медсестра порекомендует запивать препарат железа соками или кипяченой водой.
| Для лучшего усвоения железа.
|
5. Медсестра обучит маму элементам гигиенического массажа, гимнастики, закаливания.
| Восполнение дефицита знаний, умений матери по уходу за ребенком.
|
6. Медсестра порекомендует достаточной продолжительностью сон, прогулки на свежем воздухе.
| Профилактика гипоксии организма, ОРВИ.
|
7. Медсестра обеспечит наблюдение за ребенком (психомоторное развитие, поведение, сон, вес, аппетит).
| Контроль состояния ребенка.
|
8. Медсестра обучит маму и проконтролирует соблюдение санитарно-противоэпидемического режима в комнате ребенка (своевременность проветривания, проведения влажной уборки).
| Профилактика инфицирования ребенка.
|
9. Психологическая поддержка матери.
| Создание положительного эмоционального тонуса мамы.
|
Зависимые вмешательства
|
|
Медсестра выполнит назначения врача:
1. Диетотерапия: обязательны мясные блюда.
2. Препараты железа: феррум - лек, ферроцерон, ферроплекс, гемофер.
3. Витамины: С, группы В.
|
Для создания депо железа в организме.
Для лучшего усвоения железа.
|
Содержание ситуационной задачи:
Ребенок, 8 месяцев, родился с массой 3700. С 3-х мес. находится на искусственном вскармливании коровьим молоком. Соки получает с 3-х мес., фруктовое пюре с 4-х мес., манную кашу с 4, 5 мес., с 8 мес. введено мясное пюре. Витамин Д мама давала нерегулярно. Прогулки по 1 часу в день. Мальчик сидит, встает в кроватке, произносит слоги. Кожные покровы бледноваты, выражены лобные бугры, грудная клетка сдавлена с боков, нижние края развернуты, на ребрах «четки», живот увеличен в объеме. В анализе крови эритроцитов 3, 3 х 1012/л, гемоглобин 105 г/л.
Задания:
1. О каких заболеваниях можно подумать?
2. Какие возможные причины?
3. Определите настоящие и потенциальные проблемы.
4. Сформулируйте проблему «дефицит знаний матери по уходу и вскармливанию ребенка», цели, составьте план независимых и зависимых сестринских вмешательств.
Воспользуйтесь поиском по сайту: