Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявления затрудненного общения




 

Трудности общения, если их вовремя не устранить, могут привести к нарушениям общения, которые могут проявляться либо в виде конфликтных отношений партнеров, либо в форме психологических защит. И конфликты, и психологические защиты в данном случае выступают и как следствия затрудненного общения, и как его симптомы.

Жизнь многообразна и изменчива, следовательно, также многообразны и изменчивы люди. Развитие личности связано с ее готовностью к самоизменению, принятию и освоению нового опыта, новых социальных ролей, составляющих ее социальное поле. Однако процесс вхождения в социальный мир не всегда протекает гладко, и человеку нередко приходится защищать свое «Я» от нежелательных воздействий окружающих его людей. И тогда на помощь ему приходят так называемые «защитные» механизмы.

Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденным потенциалом и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики.

Психологическая защита стоит на страже «Я» личности. Человек, как известно, нуждается в постоянном подтверждении факта своей событийности. Поступками, словами, интеллектом, характером, эмоциями, потребностями, творчеством – всеми доступными средствами каждый из нас неустанно доказывает себе и другим: я есть, существую, проявляю себя; я имею и стремлюсь удовлетворить свои желания; я наделен определенными способностями и намерен реализовать их; я хочу, чтобы меня принимали, уважали, ценили окружающие и чтобы мне помогали; я обладаю конкретными достоинствами и буду отстаивать их.

«Защитные» механизмы запускаются в действие в условиях существования «угрозы» созданному человеком привычному образу «Я», что приводит к утрате способности адекватного реагирования на действие внешних раздражителей.

Страх изменения образа «Я» ведет к стереотипности, ригидности поведения, затрудняет общение с другими людьми. И, наоборот, открытая, доверительная позиция, готовность к постоянному изменению себя способствует расширению круга общения, духовному обогащению и росту личности.

В тех случаях, когда человек не может эффективно адаптироваться к новым жизненным обстоятельствам с помощью имеющихся у него в запасе социальных стандартов, стереотипов, эталонов и привычек, когда новая социальная информация противоречит установкам, взглядам, ориентациям личности, тогда на помощь человеку приходят психологические механизмы защиты,как механизмы психологической адаптации. Идея защитных механизмов принадлежит З. Фрейду. Затем она получила развитие в научных исследованиях его дочери Анны Фрейд (1936 г.), а в последние десятилетия довольно активно разрабатывается в рамках изучения психологии поведения и взаимоотношений людей в ситуациях затрудненного общения.

Возникшие трудности в общении можно преодолеть двумя способами: конструктивно (что не ведет к нарушениям общения) и неконструктивно. В основе неконструктивных способов преодоления коммуникативных трудностей лежат механизмы психологической защиты, устраняющие или нейтрализующие тревогу и напряжение. Психологическая защита - это своего рода реакция на фрустрацию - форму эмоционального стресса, связанного с объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) барьерами, препятствиями, возникающими на пути к достижению личностно значимой цели. Фрустрация – переживание, связанное с неудачей. Реакции могут быть как активными (агрессия, компенсирующая деятельность), так и пассивными (регрессия, апатия, депрессия).

Использование психологических защит тесно связано с двумя основными типами саморегуляции: внешнеобвинительной и самообвинительной.

Внешнеобвинительная реакция как форма саморегуляции проявляется в виде упреков, обвинений, угроз по отношению к другому человеку, сопровождается ощущением своей правоты, уверенностью в том, “что дает человеку возможность излить гнев”. С усложнением ситуации подобная саморегуляция становится неэффективной (люди перестают принимать такого человека).

Самообвинительная позиция проявляется двояко:

· самоунижение, признание своей вины, этому сопутствует депрессия, низкая самооценка:

· внешняя агрессия, обидчивость, обвинение другого человека в своих неприятностях. “Внутренняя реакция” проявляется в форме самоуничижения.

Внешняя агрессия - компенсаторный механизм, защищающий неуверенную личность, а не невоспитанность и хамство, как полагают некоторые. При этом ожидается наказание, отсутствуют попытки исправить положение.

Итак, в свете всего вышесказанного использование защитных форм поведения можно рассматривать как следствие затрудненного общения, как показатель затрудненного общения и как фактор, способствующий затруднению общения.

В любой затруднительной ситуации человек использует различные средства для того, чтобы защитить свой ранимый внутренний мир, свое «Я», во-первых, от нежелательных внешних воздействий, вызывающих напряжение и выводящих из равновесия; во-вторых, от собственных мыслей, чувств, желаний, влечений. Итак, функцией психологических защит является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. В широком смысле, термин «психологическая защита» употребляется для обозначения любого поведения по устранению психологического дискомфорта, в результате которого могут сформироваться такие черты личности, как негативизм, стремление к изменению деятельности, перестройке системы межличностных отношений. В узком смысле, психологическая защита ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, регрессии т.д.

Т.С. Яценко определяет психологическую защиту как средство подкрепления идеализированного «Я» в ситуации эмоционального напряжения, связанного с возникшей угрозой образу «Я».

Это «специальная» регулятивная система, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Ю.Б. Захарова выделяет три уровня психологической защиты:

1) «внутренняя защита» как актуализация защитных механизмов при угрозе Я-образу (личностной идентичности) со стороны собственного опыта;

2) «защита, направленная на сохранение Я-образа в межличностном взаимодействии», как актуализация защитных механизмов при угрозе личностной идентичности субъекта со стороны «другого» (при условии, что взаимодействие полностью детерминировано индивидуальными отношениями и характеристиками);

3) «защита, направленная на сохранение МЫ-образа (Я-образа субъекта как члена определенной социальной группы)», как актуализации защитных механизмов при угрозе личностной идентичности субъекта во взаимодействии его как члена определенной социальной группы с членами других групп (этот тип взаимодействия детерминируется в значительной мере социальными стереотипами межгруппового восприятия).

Структуру психологической защиты можно представить в виде схемы:

 
 

 

 


Внутренняя защита проявляется в ситуации осознания выбора двумя борющимися мотивами. Сделав определенный выбор в борьбе двух мотивов, совершив поступок, личность должна его оправдать. Личность защищает свое «Я» от негативной информации о себе, что выражается в изменении содержания сознания: искажается осознание реального выбора; искажается отношение к ситуации, поступку; снижается значимость содержания ситуации.

Внутренняя защита проявляется и при самоосознании аномалии личности и сохранении положительной самооценки в силу компенсации дефекта в самоосознании («Я полная, зато я добрая») или вытеснения психотравмирующих деталей из самосознания.

Нередкой человек создает в той или иной степени надуманный свой образ и рьяно оберегает его от посягательств кого бы то ни было, в том числе от самого себя, от самокритики. Иногда он защищает то, чего нет, - миф о собственном Я. Так совершается изощреннейший самообман, на который вряд ли способно какое-то другое животное. Бывает так, что нереалистическая Я-концепция не выдерживает никакой проверки жизненными обстоятельствами, когда достижения личности весьма скромны и многие ее цели не реализованы, когда окружающие предъявляют обоснованные претензии и судьба не складывается. Тем не менее, психологическая защита продолжает оберегать надуманное Я.

Общая тенденция: чем больше идеализированное «Я» не совпадает с реальным «Я», тем чаще субъект прибегает к использованию различного рода психологических защит.

В структуре защитного поведения можно выделить следующие особенности:

1. В зависимости от целей выделяется «основная защита» (защита идеализированного «Я») и защита ситуативная (возникшая под влиянием ситуативных факторов). «Основная» защита проявляется в фиксации на своих достоинствах (действительных и мнимых), в прикрытии чувства собственного несовершенства высокой требовательностью к себе.

2. По динамике реализации выделяют первичную и вторичную защиту. Последняя проявляется после неуспешной первичной в виде спора, предмет которого давно потерян.

3. По способу реализации различают прямую (направленную на образ «Я») и косвенную защиты (искажение образа ситуации, перекладывание ответственности на других, на обстоятельства).

4. По степени внешней активности: активная (отрицательные эмоции скрываются за «оптимизмом», вербальная агрессия) и пассивная (избежание ситуации, где человек не уверен в успехе, отключение от ситуации).

5. По наличию объективных причин выделяют защиты вынужденные и инициируемые. Первые возникают в ответ на провокационные действия, вторые – опережают возможные провокации, человек идет на риск и этим обеспечивает себе «скидку» в оценке в случае неудачи, ссылаясь на то, что его вынудили поступить таким образом. Самокритика в расчете на одобрение.

6. По форме разрешения (конфликтной ситуации) можно выделить ассимилятивные защиты и диссимилятивные. Первые направлены на то, чтобы сгладить, внешне адаптировать свое поведение к требованиям окружающих при сохранении внутреннего несогласия. Это свидетельство силы внутренних резервов личности. Диссимилятивные защиты направлены на столкновение, сопротивление требованиям ситуации и окружающих, это крайняя форма обострения внешних противоречий при ослаблении внутренних (разрядка внутреннего напряжения). Это конфликтные защитные реакции.

Кроме того, различают успешную психологическую защиту, результатом которой является прекращение импульсов, провоцирующих тревогу и неуспешную, при которой импульсы постоянно повторяются.

Средства защиты могут быть физические (или телесные) и умственные (или психические).

1. К физической защите «Я» относится нападение или агрессия. Цель агрессии – нанести вред другому человеку. Часто физическую силу используют те, кому не хватает интеллектуальных сил. Нападение может быть и умственным: ругань, угрозы, насмешка, - вербальная агрессия.

2. Отступление может быть как физическим, так и умственным. Физическое – бегство от обстоятельств, людей, явлений. Умственное – молчание, взятие слов обратно и т.д.

3. Бегство – уход из ситуации может быть внутренним, осуществляемым в самосознании. Если уверены, что в результате дела получат отрицательные переживания, мы от него отказываемся (например, ученик отказывается отвечать, пропускает контрольную работу, отказывается быть организатором какого-либо трудного дела, предчувствуя возможную неудачу).

4. Отрицание – «перцептивная защита», при которой воспринимаемые обстоятельства искажаются в желательном направлении (отрицание критики: потерпев поражение, убеждаем себя в победе; испытывая стыд, отрицаем сам факт переживания стыда).

5. Вытеснение – направленное забывание имен или событий и связанных с ними негативных эмоций.

6. Социальная мимикрия – проявляется в стремлении походить на людей, от которых мы зависим или боимся. Этот механизм получил название идентификации с агрессией или агрессором.

7. Компенсация – интенсивные попытки исправить или восполнить собственную реальную или мнимую физическую или психическую неполноценность через уход в деятельность или занятие, которое становится основным в ущерб другим. Если другие виды деятельности становятся невозможными, – это сверхкомпенсация. (Например, малый рост компенсируют физической ловкостью или умственными способностями, увеличивающими привлекательность; слабую обучаемость – спортивными достижениями).

8. Подавление – в отличие от отрицания, которое больше относится к информации, поступающей из вне, подавление – это блокирование внутренних импульсов и угроз, которые вытесняются из сферы осознания, не влияют на реальное поведение. Чаще подавляются импульсы, мысли и желания, противоречащие общепринятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Так, например, забыть, подавить свои мысли о ситуации, вызывающей стыд.

«Подавление» как и «вытеснение» лишает человека возможности обдумать ситуацию (что возможно при «отрицании») и восстановить свой престиж в своих глазах и в глазах окружающих.

9. Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство, как правило, после их совершения: неспособность что-либо сделать оправдывают желанием это делать; совершенное нежелательное действие – объективно сложившимися обстоятельствами (получил “двойку” потому, что на экзаменах достался плохой билет).

10. Формирование реакции – предотвращение неприемлемых желаний (особенно сексуальных и агрессивных) благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения. Например, ненависть к ребенку, к детям вообще, заменяется (чтобы загладить вину или стыд) чрезмерной опекой.

Признаки таких контрастных реакций:

· неестественность, навязчивость (человек не может быть при любых обстоятельствах добрым, гордым, аккуратным. У нормального человека чувства адекватны ситуации);

· неадекватное поведение (например, проявляет гиперопеку, когда субъект - объект уклоняется от нее).

11. Проекция – неосознанное отвержение собственных эмоционально направленных мыслей, установок, желаний и приписывание их другим, как правило, в преувеличенном виде («Он не хочет считаться с моим мнением», - говорит ученик. А сам он хочет считаться?).

12. Интеллектуализация – неосознанный контроль над эмоциями и импульсами за счет выраженной зависимости их от рациональной интерпретации ситуации. («Она критикует меня, потому что завидует», - думает учитель на педсовете).

13. Замещение – частичное, косвенное удовлетворение мотива (неприемлемого) каким-либо нравственно более допустимым способом (учителю хочется ударить ученика, но это нельзя, и он ставит в журнале «двойку»).

14. Регрессия – возвращение в условиях стрессов к онтогенетическим более ранним (как дети) или менее зримым типам поведения (слезы, драка, ругань).

15. Смещение – разрядка эмоций (обычно гнева) на объекты, животных или людей, воспринимаемых как менее опасные, чем те, которые вызвали гнев. (Преподаватель может «сорваться» на учащемся, получив выговор от завуча или директора).

16. Сублимация – трансформация инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества, перевод активности на более высокий уровень.

В современной психологической науке нет единства мнений по числу средств защиты (от 8 до 23) и содержанию применяемых терминов. Отдельные средства защиты рассматриваются как частный случай других.

Так, «интеллектуализация» покрывает собой такие защиты, как изоляция, рационализация, ритуализация, магическое мышление. А.Н. Михайлов и В.С. Ротенберг 16 приведенных средств защиты преобразовали в 8 более крупных: отрицание, компенсация, регрессия, проекция, формирование реакции, интеллектуализация, вытеснение и смещение.

Следует отметить, что проявление тех или иных форм психологических защит зависит от актуальных психологических состояний личности, но эта зависимость нестабильна и неоднозначна.

Выбор тех или иных психологических защит зависит от пола: женская защита замещения и вытеснения чаще соответствует в подобной ситуации мужской регрессии, компенсации, проекции. У женщин выше, чем у мужчин, показатель регрессии, проекции, замещения, формирования реакции (как у здоровых так и при соматических заболеваниях). У мужчин выше показатель интеллектуализации (это как более адаптивная защита и наименее примитивная, свидетельствует о значительных резервах психики).

При соматических заболеваниях уровень активности таких защит, как отрицание, регрессия, проекция, замещение, формирование реакции выше. По уровню интеллектуализации и компенсации больные люди не отличаются от здоровых.

Механизмы психологической защиты динамичны и мобильны. Структура защит, как и структура их взаимосвязей с особенностями личности и поведения, зависит от многих факторов, влияющих на психологический или социальный статус личности.

Одни и те же механизмы у разных людей и у одного человека, но в разных поведенческих и конфликтных ситуациях могут выполнять различную роль в зависимости от психического состояния и социального статуса человека в данный момент.

Нет однозначной связи между спецификой защитных механизмов и качеством эмоционального состояния. Для каждого типа личности не характерен строго определенный тип защиты.

В целом, здоровые люди располагают более богатым репертуаром защитных форм поведения, чем больные при сходных особенностях личности и акцентуациях. Их адаптивные возможности шире.

То же можно сказать и об адаптивных возможностях взрослого человека по сравнению с ребенком, что делает его более ответственным за трудности в общении, чем детей.

Распознать психологическую защиту в поведении довольно сложно. В связи с этим целесообразно выделить наиболее распространенные критерии - симптомы, позволяющие разграничить «защитные» и другие формы поведения. Во-первых, наличие тенденции «защиты» может проявляться в неадекватной оценке и самооценке и связанном с ним неадекватном поведении (аффект - как психологическая защита). Во-вторых, эмоциональные реакции на результаты отражения в глазах других (в частности, бурные аффективные вспышки). В-третьих, тенденции отступления от реальности, однообразность используемых средств. В-четвертых, стремление подчеркивать, акцентировать внимание на действительных достоинствах «Я» и попытка завуалировать слабые стороны. В-пятых, желание утвердиться в значимой для себя группе или в глазах авторитетного лица.

Свою специфику имеет и стратегия защитного поведения группы. Среди защитных форм поведения, направленных на сохранение положительного МЫ-образа, выделяются:

· «ингрупповой фаворитизм» (тенденция отдавать предпочтение членам собственной группы);

· «межгрупповая дискриминация» (обесценивание других групп).

Основные способы защиты усваиваются членами группы вместе со стереотипом. Способы и модели защиты по сохранению индивидуального МЫ-образа определяются способами и моделями защиты МЫ-образа группы. Толпа индуцирует эмоции, противостоять ей трудно, в том числе и педагогу – «солидарности» учеников против него. Исходя из многоуровневой структуры психологической защиты, важно различать, работает ли защита «Я» или защита «МЫ» в защитном поведении личности.

«Защиты» по своей результативности могут иметь как положительное, так и отрицательное значение. Положительное действие «защиты» проявляется в снятии чрезмерного психологического напряжения, в ограждении личности от эмоциональных перегрузок. Отрицательными последствиями психологических защит являются трудности общения – препятствие к пониманию коммуникативной ситуации, проявлению эмпатии, деформации мышления, дезадаптации и др.

Самым оптимальным вариантом для процесса общения, построения взаимоотношений субъекта с окружающими людьми и его психического здоровья является отсутствие психологических защит. В противном случае «защитная система» способствует созданию фонда личностно значимых «знаний», которые не изменяются и «закрывают» личность для нового опыта и развития.

Для преодоления психологических защит психолог В.Е. Коган предлагает ряд мер психологического и психогигиенического характера, обеспечивающих социальную адаптацию:

1) познание резервов собственных возможностей;

2) воспитание навыка адекватного реагирования на события;

3) выработка навыков релаксирующего отвлечения.

В целом этот процесс достаточно трудный и требует помощи специалиста.

Таким образом, можно рассматривать весь комплекс причин, приведших к возникновению барьеров в общении, и по возможности наметить пути оптимизации процесса коммуникации. Но для этого важно знать, как проявляются те или иные форму затрудненного общения во внешнем поведении личности.

Внешние формы проявления затрудненного общения.

Те или иные трудности общения можно распознать и по отдельным поведенческим реакциям собеседников. В качестве показателей затрудненного общения выступают непосредственно наблюдаемые изменения поведения и речевой деятельности, вносящие элементы психологического дискомфорта в ситуацию общения, либо делающие общение невозможным в силу чрезвычайной затрудненности или даже конфликтности. Среди таких показателей затрудненного общения можно выделить: уменьшение количества взаимных обращений, длительные паузы в общении, короткие неразвернутые обращения, односложные ответы, отсутствие контакта глаз, нарочитость в соблюдении правил «хорошего тона», преднамеренное подчеркивание неприязненного отношения к партнеру, разговор на «повышенных тонах», ссоры, ложь, упрямство, пренебрежение мнением партнера и др.

Большое значение имеет и невербальная информация об «открытости» или «закрытости» собеседника, соответственно, о расположенности человека к общению, к непринужденному восприятию информации, к взаимообмену нужными сведениями или о нерасположенности собеседника к общению, о затруднительном, малоэффективном общении с ним.

О вовлеченности, интересе партнера по общению говорят следующие жесты: чем больше тело собеседника «раскрывается», чем больше голова и туловище партнера наклоняется к вам (но не вниз), тем более он вовлечен в контакт. Показателями заинтересованности является также взгляд, направленный прямо на собеседника, наклон вперед головы и корпуса, полностью выпрямленная спина, «активная» посадка на краешке стула, внезапное прерывание ритмической игры рук, ног или ступней, открытая жестикуляция рук, ускоряющаяся речь и жестикуляция. Если головы учеников не склонены набок, рассказ учителя им не интересен.

О полном согласии с собеседником свидетельствуют: расслабленная посадка головы, часто с наклоном назад; наклон головы набок; посадка «нога на ногу»; расслабленная (без угла и захвата ноги руками), широкая, удобная посадка; спокойный, твердый и прямой взгляд в глаза партнера; открытая, свободная улыбка; на несколько мгновений закрываемые глаза, при этом легкий кивок головой.

О наступившей готовности к активным действиям информируют резкое вскидывание головы, переход тела из расслабленного в напряженное состояние, подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или боковых краях стула. В данной ситуации дальнейшее продолжение беседы нежелательно, ибо сознание собеседника переключалось на предстоящую деятельность и его поза говорит о желании закончить разговор. Следует иметь в виду, что последующие действия могут оказаться и негативного для собеседника плана, учитывать предыдущий «контекст». В положении стоя готовность действовать выражает поза «руки на пояс».

О внезапном понимании информации свидетельствуют: горизонтальные складки на лбу над широко раскрытыми, внимательно следящими глазами, часто при обозначенном кивке головой.

О несогласии, разочаровании, желании скрыть свое отрицательное отношение говорят сцепленные пальцы рук или когда указательный палец направлен вертикально к виску и большой палец поддерживает подбородок, потирание затылочной части шеи, собирание несуществующих ворсинок с одежды, наклон головы вниз, взгляд искоса с опущенными вниз бровями, у курильщиков добавляется при курении струя дыма, направленная вниз.

Об обмане, неискренности, сомнении говорят жесты защиты рта рукой, большой палец прижат к щеке, притворные покашливания. Это свидетельствует о том, что собеседник знает, что вы лжете. Утонченный вариант – прикосновение к носу, потирание века, что означает желание скрыть или скрыться от обмана. Почесывание и потирание уха говорит о том, что собеседник вдоволь наслушался и возможно хочет высказаться сам. О неискренности говорит и оттягивание воротника: это свидетельствует о том, что собеседник подозревает, что его обман может быть раскрыт. О несогласии говорит и почесывание шеи под мочкой уха.

Об отвлеченности из-за убывающего интереса свидетельствуют жесты «закрытия» и «сокрытия» частей своего тела. Чем больше отклоняется назад или отворачивается, тем сильнее отвлечение. Отклонение верхней части тела, головы, «закрытая» поза рук и кистей, подпирание головы рукой, замедленный темп движений, ритмическая игра рук, ног, демонстративно ленивая поза откидывания в кресле, надолго закрывающиеся глаза или «пустой» взгляд.

О внутреннем беспокойстве, нервозности, нервном напряжении говорят: ритмические движения пальцев, ног. Часто с малой амплитудой, ритмические нарушенные движения повторяющегося характера (ерзанье на стуле, вращение какого-либо предмета, прищуривание). При нервозности подросток грызет ногти, взрослый - кончик ручки, карандаша.

Об удивлении, испуге, невозможности понять, беспомощности свидетельствуют: горизонтальные складки на лбу, широко открытые глаза, поднятые вверх брови, открытый рот, с приподнятыми уголками губ, побледнение. О непонимании говорит и пожимание плечами.

Подавленность, беспомощность, полная нерешительность проявляется в «пустом» взгляде, наклоненной вниз голове, слабости напряжения, высоко поднятых плечах, в прижатых к телу локтях, очень широко раскрытых глазах, поморщивании носа, упирающемся в рот пальце.

О задумчивости, раздумье говорят: взгляд вдаль, медленное потирание лба стирающими движениями, пальцы касаются приоткрытого рта, при этом взгляд направлен на определенное пространство, закрытые на несколько мгновений глаза, язык проводится по краю губ, малоподвижная, но относительно богатая мимика.

Об удивлении, гневе, возбуждении, ярости говорят: сильное напряжение (в положении «стоя», собеседник приподнимается вверх, а «сидя» проявляет готовность вскочить), руки резко засовываются в карманы, с последующим напряжением в плечевом поясе, кисти рук сжимаются в кулаки, вертикальные складки на лбу, взгляд исподлобья, твердый взгляд на партнера, подчеркнуто закрытый лоб, учащенное дыхание, расширенные зрачки глаз.

Всегда говорят «о закрытости» собеседника перекресты рук и ног (в форме цифры «4» - в положении «сидя» с захватом ноги руками). Если один из собеседников скрестил руки (в том числе и за спиной), то это чаще всего вызовет аналогичный жест и у собеседника. Скованность, мышечная зажатость одного из партнеров по «принципу зеркала» отразится и на другом. О закрытости собеседника, напряженности и официальности общения говорит и застегнутый на все пуговицы пиджак, а также дистанцирование, уклонение от прикосновений.

Многое о психическом состоянии человека может сказать походка.

Быстро ходят, размахивая руками, люди, имеющие ясную цель и готовые немедленно ее реализовать. Руки в карманах, даже в теплую погоду, держат обычно повышенно критичные и скрытные люди; как правило, им нравится подавлять других людей. В карманы при ходьбе засовывают руки те, кто находится в угнетенном состоянии, при этом волочат ноги, предпочитают смотреть вниз себе по ноги. На бедрах держат руки те, кто хочет достичь целей кратчайшим путем.

Малоизученной подструктурой невербального поведения является «контакт глаз». Во время разговора нужно смотреть прямо на того, к кому обращаешься, слушая – на говорящего. Частый и устойчивый контакт глаз означает доверие. Когда человек агрессивен или защищается, контакты глаз также резко возрастают. Взгляд становится напряженным. Взгляд искоса, украдкой говорит о сомнении. Пустой взгляд – о скуке. Человек отводит взгляд при ощущении вины и стыда.

Интонационное сопровождение слов тоже может многое рассказать наблюдательному слушателю. Чрезвычайно высокий, пронзительный, громкий или дрожащий голос часто расценивается как признак беспокойства. Неожиданные спазмы, изменения ритма, скорости речи, разрыв слов, неуместный хохот, учащенное дыхание – также симптом напряженности, волнения. О стрессе говорит тонкий, писклявый, срывающийся на фальцет голос. О психическом состоянии говорит и темп речи. В состоянии возбуждения, агрессии люди говорят быстро. Замедление скорости речи говорит о нежелании высказывать свою позицию или стремлении оттянуть неприятный ответ, потребность подумать.

Громкость речи часто свидетельствует о возбуждении. Если она вызвана восторгом, энтузиазмом, радостью, не следует пытаться пригасить выражение чувств. Если человек говорит громко от гнева, испуга, беспокойства, а вы не в состоянии продолжать беседу в подобном тоне, попробуйте успокоить собеседника.

Тихий голос может свидетельствовать о волнении, стрессе (например у меланхолика) как и громкий, или указывает на конфиденциальность информации, не предназначенной для чужих ушей. Нужно выяснить причины тихого голоса.

Существенную роль играет пространственная ориентация и угол общения.

Место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения. Если оно «соперничающее», то люди садятся друг против друга (а, е); если «кооперативное» - то по одну сторону стола(ов), случайная беседа дает позицию «наискосок» - через угол (б, в). Для беседы, связанной с действием, характерно положение на противоположных сторонах, слегка по диагонали (г).

 

А*   ** б                       **
*   *       *           **      
      **     *     *     *      
        **             **   **   **

Кроме того, люди, расположившись определенным образом, склонны занимать соответствующую позицию в общении. Поэтому важно продумать пространственную организацию общения: расстояние и ракурс собеседника.

Поворот тела и направление ступней ног собеседника говорят о направлении (пространственном) его устремлений, интереса. Если они не обращены к собеседнику, значит, он не интересен, не принят в ситуацию общения, даже если голова обращена в его сторону.

О мимических выражениях эмоций уже говорилось. Отметим лишь, что положительные эмоции распознаются легче, чем отрицательные. Однако людям при помощи невербальных средств удается выразить больше вариаций негативного отношения, чем позитивного, ибо в практике профессионально-делового общения, согласно этическим нормам, не принято открыто высказывать негативное отношение к партнеру.

Следует иметь в виду, что только комплексное рассмотрение всего богатства невербальных поведенческих реакций в конкретной ситуации дает возможность адекватного ее прочтения, так как некоторые телодвижения являются унифицированными, т.е. проявляются в ряде состояний как негативного, так и позитивного плана. И только в сочетании с другими невербальными средствами позволяют определить характер ситуативного проявления психического мира личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...