Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Психологические барьеры в профессионально-педагогическом общении




Практика профессионального общения специалистов не только педагогической сферы показывает, что нередко в качестве важных причин, затрудняющих деловое и межличностное общение, выступают субъективные факторы, связанные с личностными особенностями партнеров, вступающих между собой в диалог. Довольно часто при самых благоприятных внешних условиях установление продуктивного контакта с собеседником затруднено индивидуально-психологическими особенностями общающихся сторон. В отличие от смысловых барьеров, которые вызываются внешними факторами и могут быть устранены путем перестройки поведенческих особенностей в отношениях собеседников, трудности личностного порядка, известные как психологические барьеры, устранению поддаются с трудом, а нередко вообще становятся неустранимым препятствием на пути взаимовыгодного сотрудничества партнеров. Среди таких внутренних факторов, затрудняющих деловое и межличностное общение, можно выделить:

1) внешние данные партнеров, изменить которые практически невозможно (в том числе физические изъяны и дефекты речи);

2) особенности темперамента, проявляющихся в процессе общения на поведенческом уровне и в формах эмоционального реагирования собеседников;

3) некоторые (преимущественно отрицательные) черты характера;

4) устойчивые эмоциональные состояния отрицательной модальности.

Рассмотрим специфику проявления каждой из разновидностей психологических барьеров более подробно.

Барьер темперамента встречается между людьми с разными типами нервной системы. Например, человек с высокой реактивностью, вспыльчивый, импульсивный и переменчивый в своих желаниях (холерик), обычно начинает диалог без мысли о ссоре. Однако в процессе разговора может внезапно «разрядиться» вспышкой негодования в ответ на возмутившую его реплику или высказанное в его адрес критическое замечание, которое воспринимает как личное оскорбление. Обычно, считая себя обиженным, собеседник с холерическими чертами темперамента демонстрирует ярко выраженную вербальную и невербальную агрессию в адрес своего коммуникативного партнера. В таком состоянии от него можно услышать оскорбительные выражения, которые могут глубоко ранить другого человека, нарушить его душевное равновесие. Для самого партнера-холерика сказанное им не является чем-то особенным, выходящим за рамки привычного стиля отношений с другими людьми. А вот другой человек, очень чувствительный, со слабым типом нервной системы (например, меланхолик), с малой реактивностью, чрезмерно чувствительный, застенчивый и тревожный, на такое воздействие отреагирует иначе: уйдет в себя, надолго затаит обиду, будет избегать дальнейших контактов. Нанесенная в разговоре с холериком душевная травма «выбивает» меланхолика из колеи: он долго не может успокоиться, постоянно возвращаясь к ситуации разговора и переживая нанесенную ему обиду, не в состоянии взяться за работу, может окончательно потерять веру в себя и начинает еще больше сторониться других людей.

Весьма затруднительно общение между представителями флегматического и холерического типов темперамента. Флегматик в силу чрезвычайной медлительности в осмыслении информации и запоздалого на нее реагирования будет раздражать импульсивного холерика. Флегматику же мало будет импонировать гиперактивность, повышенная эмоциональная возбудимость, нетерпеливость и вспыльчивость холерика.

Более активен в этом плане сангвиник, подвижный, уравновешенный, легко приспосабливающийся к обстоятельствам. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения, что позволяет ему быстро сориентироваться в любых условиях, быстро наладить контакт с окружающими и непринужденно поддерживать любой разговор.

Наиболее труден в общении для любого человека партнер-меланхолик, чувствительный до слезливости, с тихим голосом, медлительный, даже вялый. Своей замкнутостью и пассивностью он подавляет активных собеседников, утомляет их и наводит скуку. Поэтому педагогу так важно знать особенности темпераментов учащихся (студентов) и учитывать их в учебном диалоге. В этой связи небесполезно также располагать информацией о внешних проявлениях тех или иных характеристик определенного типа темперамента в поведении, эмоциональном реагировании, речевом сопровождении деятельности делового партнера (студента).

Сангвиник отличается повышенной активностью, что проявляется в энергичном характере действий, настойчивости и высокой работоспособности. Для него характерны живость движений, богатство мимики, быстрая, но четкая речь. Эмоции быстро меняются, но при этом преобладают переживания положительной модальности. Внешние проявления на поведенческом уровне – это широкие движения, быстрая походка, склонность к малой дистанции в общении, твердый взгляд, сильное рукопожатие, подвижная и богатая мимика, оживленно-быстрая манера говорить, легкое вхождение в контакт с собеседником, широта круга общения.

Холерик отличается вспыльчивостью, нетерпеливостью, склонностью к эмоциональным срывам. Внешне для него характерен торопливый, возбужденный темп движений, прямолинейные движения начинаются с рывка, угловатость движений, очень подвижная мимика, громкий голос, быстрая речь со сбивчивыми интонациями, порывистое рукопожатие. Глаза то «загораются», то «тускнеют», что связано с колебанием внимания к теме разговора. На громкие замечания собеседника отвечает также громко, резко, особенно если оно сделано в присутствии других людей. В досаде и раздражении легко выходит из себя, может вступить в спор без всякого повода.

Флегматик: медлительный, трудно переключает внимание, мало эмоционально возбудим, но в то же время терпелив, выдержан, обладает большой работоспособностью. Он осторожный и рассудительный, ровный и спокойный в отношениях, Внешне: медлительный, неспешный темп движений, маловыразительная мимика, спокойная, медленная речь, низкий тон голоса. Часто останавливает собеседника, задает ему вопросы, если тот говорит быстро; сам в общении пассивен и замкнут. С друзьями сходится трудно, но в то же время очень привязчив, надежен и предан в дружбе. Флегматика характеризует инертность поведения: он медленно приспосабливается к новому режиму, требованиям и условиям жизни.

Меланхолика выделяет, прежде всего, его высокая, иногда даже болезненная чувствительность к внешним воздействиям (часто обидчив, стеснителен, робок и неуверен в себе). Свои способности и знания оценивает очень низко, тогда как в действительности они несколько выше среднего уровня. Если при выполнении какого-либо учебного задания встречаются трудности, меланхолик легко опускает руки, теряется и не доводит работу до конца. Его характеризует высокая утомляемость, глубокие эмоции при слабом внешнем выражении, при этом преобладают отрицательные эмоциональные переживания, проявляется склонность к пессимизму. Внешне особенности его темперамента проявляются в замедленном, «вялом» темпе движений, малоподвижной, но напряженной мимике, медленной и тягучей манере говорить, негромком голосе. Взгляд часто сбоку или мимо собеседника, избегает «контакта глаз», вялое рукопожатие, возможны «опущенные уголки рта (своеобразная «маска скорби»), сжатый рот. Для меланхолика характерны неравномерность в ритме работы: активность снижается при окрике, резком замечании, не всегда может проявлять инициативу, теряется в присутствии незнакомых людей. Особые затруднения у него могут вызывать публичные выступления в большой аудитории. Малая реактивность и пониженная активность, свойственные меланхолическому темпераменту, проявляются в том, что представители этого типа редко смеются, часто и легко теряются даже в привычных ситуациях. После случившихся с ними неприятностей долго не могут успокоиться и взяться за другую работу.

Психологические трудности в общении возможны и при игнорировании собеседниками акцентуированного (заостренного на отдельных чертах, а, следовательно, и уязвимого к определенным действиям) характера.

Психологический барьер характера – это результат акцентуации и низкой эмпатии вступивших в общение партнеров. Различные типы акцентуаций, описанные немецким психологом К. Леонгардом применительно к взрослым людям, помогают учесть специфику черт характера таких личностей в общении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...