Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Черты характера и общение




 

Черты, притягивающие партнеров по общению Черты, отталкивающие партнеров по общению
1. Тип гипертимный
Энергичность, жажда общения, инициативность, обостренное чувство нового, неиссякаемый оптимизм. Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожектерство, несерьезное отношение к обязанностям.
2. Тип дистимический
Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость, ответственность. Пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, «отрыв от коллектива», склонность к депрессии.
3. Тип циклоидный
В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимной акцентуацией, в период спада – с дистимической.
4. Тип возбудимый (эпилептоидный)
Вне приступов гнева - добросовестность, аккуратность, любовь к детям, животным. Раздражительность, вспыльчивость, вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость, слабый контроль за своими влечениями.
5. Тип застревающий
Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявления высокой требовательности к себе, жажда справедливости во всем. Болезненная обидчивость, легкая уязвимость, подозрительность, мстительность, честолюбие, ревность, непомерные требования к окружающим. Самонадеянность, стойкость отрицательных аффектов.
6. Тип педантичный (психоастенический)
Добросовестность, аккуратность, надежность в делах, ровное настроение, серьезность. Формализм, «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других.
7. Тип тревожный (сензитивный)
Дружелюбие, самокритичность, исполнительность, сопереживание. Робость, беззащитность, дающая повод для насмешек.
8. Тип эмотивный
Бескорыстие, сострадание, жалость, радость за чужие удачи, чувство долга, исполнительность Крайняя чувствительность, слезливость провоцирует нападки невоспитанных, раздражительных людей.
9. Тип демонстративный (истеороидный)
Обходительность, упорство, актерские способности, способность увлечь других за собой, неординарность. Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в трудный момент.
 
10. Тип лабильный
Бескорыстие, сострадание, художественный вкус, артистизм, яркость, искренность чувств. Чрезмерная впечатлительность, необоснованная взволнованность, паникерство.
11. Тип экстравертированный
Готовность выслушать “исповедь” другого, исполнительность. Конформность, необдуманность поступков, легковерие, стремление к развлечениям, склонность к передаче слухов.
12. Тип интровертированный
Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, твердые убеждения, принципиальность. Упорное отстаивание своих взглядов, стойкая точка зрения, отличающаяся от мнения большинства, замкнутость, неэмпатичность, трудность установления контактов.
     

 

В учебном взаимодействии педагога и учащихся очень важно учитывать сочетание черт тех или иных типов акцентуаций характера. Так, замкнутость, отсутствие эмпатичности, упорство в отстаивании своей, отличной от мнения большинства, точки зрения интровертированной личности может вызвать вспышку гнева и ярости представителей эпилептоидного типа, как и формализм, занудливость, нерешительность педантичной натуры. Некоторая легкомысленность, несерьезность, неиссякаемый оптимизм гипертимного характера может натолкнуться на робость, беззащитность, самокритичность сензитивного. Эгоизм, необузданность, хвастливость, отлынивание от работы представителей с истероидными (демонстративными) чертами характера будут мало симпатичны застревающему типу с его болезненной обидчивостью, подозрительностью и чрезмерными требованиями к окружающим.

Личности с акцентуированными чертами характера проявляют особую чувствительность к использованию и «прочтению» невербальных средств коммуникации. Так, телесное прикосновение в виде поглаживания, похлопывания выполняет обычные функции одобрения, эмоциональной поддержки; оно усиливает или заменяет просьбу, извинение, благодарность, придавая им более личный, доверительный характер. Однако у чувствительных, мнительных натур прикосновение вызывает настороженность или даже болезненную реакцию. Для них всякое сокращение психологической дистанции создает неудобства, может быть окрашено необоснованной тревогой, поэтому они болезненно реагируют на пристальный взгляд и стремление собеседника выйти на «контакт глаз».

Такесика (прикосновение, телесный контакт) – яркий индикатор статусно-ролевых отношений, символ степени эмоционально-психологической близости собеседников. Поэтому неадекватное использование такесических средств общения может привести к многочисленным затруднениям. Особенно внимательно нужно отнестись к реакциям тогда, когда партнер моложе по возрасту или находится в зависимой позиции (учащийся, подчиненный) и не может позволить себе уклониться от прикосновения, даже если оно ему неприятно.

Не только разные, но и схожие натуры вряд легко смогут достичь взаимопонимания. Например, особые трудности будут испытывать склонные к впечатлительности и отличающиеся повышенной чувствительностью эмотивная, лабильная и сензитивная личности. В целом, наибольшие затруднения в общении испытывают либо слишком похожие, либо полярные по чертам характера личности. Однако эти препятствия при желании могут быть легко преодолимы, если каждый из собеседников будет стремиться учесть особенности характера своего партнера.

Барьер устойчивых отрицательных эмоций может также стать серьезным фактором, затрудняющим процесс межличностной и деловой коммуникации. Эмоции – это один из главных регуляторов человеческого общения: они влияют на выбор собеседника, определяют способы и средства общения. Не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция способна воздвигнуть психологический барьер в общении. К таким эмоциям относят страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вину (согласно классификации американского психолога К. Изарда).

Страдание переживается как уныние, упадок духа, одиночество, эмоциональное отчуждение. Невербальное проявление его чаще всего заметно по поднятым вверх и сдвинутым вовнутрь бровям, поперечным морщинам на лбу, опущенным уголкам рта, удлиненному лицу, жалобному голосу и плачу. Типичными причинами страдания могут стать неудачи в учебе, карьере, любви. Наиболее распространенные причины горя – это утрата чего-то (кого-то) или ее предчувствие: утрата любимого человека, качеств в себе, самоуважения, социального статуса (в том числе «лучшего студента в группе» или «лучшего преподавателя определенной дисциплины»).

Барьер страдания в общении искажает восприятие окружающих: чужая радость, успех может вызвать боль и зависть, породить эгоизм (из жалости к себе) или, наоборот, альтруизм, чтобы заглушить в себе чувство вины перед кем-то (чаще возникает по линии общения «руководитель-рядовой сотрудник», «сотрудник-коллега», «преподаватель-студент»). Утешение может вызвать ответную реакцию партнера в виде раздражения или аффективной агрессии.

Барьер гнева рождается в ответ на неожиданные препятствия по удовлетворению актуальной потребности: на прерывание приятного занятия и принуждение к неприемлемому поступку, на оскорбления, незаслуженную обиду. Например, руководитель требует “выдать” сотрудника, по вине которого случилась поломка прибора, или задерживает после работы весь коллектив для выполнения срочного задания, не предупредив об этом заранее. Если кто-то начинает открыто возмущаться по этому поводу, в ответ могут последовать оскорбительные слова или угрозы в адрес “бунтовщиков”. Естественно, что у людей появляется обида и даже гнев на незаслуженное оскорбление. Чем сильнее гнев, тем больше потребность излить его слезами или агрессией, причем не только вербальной, но и физической, что нередко встречается не только в быту, но и в производственных ситуациях. Гнев свидетельствует о глубине переживания эмоций отрицательной модальности. На внешнем поведенческом уровне это выражается в виде нахмуренных бровей, оскаленных зубов или плотно зажатого рта. Кровь «кипит», лицо горит, мышцы напрягаются, дыхание учащается. Речь обиженного становится прерывистой, быстрой и громкой, либо, наоборот, человек начинает «цедить слова сквозь зубы». Руки часто сжимаются в кулаки, что свидетельствует об агрессивных намерениях.

Раздражение разной степени интенсивности может вызвать назойливость, сопровождающаяся монотонной речью собеседника, частое употребление им слов-паразитов типа «так сказать», «ну», «значит», «так или иначе», обилие непонятных (специальных) терминов, что отвлекает от усвоения смыслового содержания сообщаемой информации. Например, быстрая речь лектора, перенасыщенная специальными терминами, не позволяет слушателям (студентам) успевать записывать, что также является препятствием на пути удовлетворения значимой потребности и может вызвать обоснованный гнев.

Барьер отвращения и брезгливости возникает как следствие негигиеничности собеседника, его дурных манер и отсутствия самоконтроля. В этом плане собеседник должен стараться быть безукоризненным сам и стараться тактично помочь исправить отдельные недостатки своему партнеру. В крайнем случае, партнеру (будь то преподаватель или студент) следует попытаться подавить отвращение и сконцентрировать внимание на содержании информации.

На невербальном уровне барьер отвращения выражается в намеренном увеличении дистанции общения, откидывания корпуса назад (особенно «говорящим» лицом). В мимике подобное психологическое затруднение в общении может проявляться в несколько приподнятом положении верхней губы, еле заметном по подергивании мышц в этой области, хотя рот может быть закрыт, однако углы рта стремятся вниз, слегка морщится нос, выражением лица собеседник как бы говорит: «Фу».

Барьер презрения - пренебрежения возникает ситуативно и способствует ограничению контактов с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Иногда он является результатом предрассудков (расовых, национальных, общественных и др.). Порождать презрение могут и некоторые черты характера партнера по общению, его аморальные поступки. Преодолеть отрицательные эмоции при встрече с данным субъектом бывает довольно трудно. Поэтому, по возможности, необходимо отделить конкретный поступок от человека как личности. Вероятно, он сам уже сожалеет о том, что случилось. Не следует забывать, что в каждом характере есть свои “плюсы”, только надо только уметь их найти.

Презрение – это демонстративное выражение чувства превосходства над кем-либо, отстранение от более «горячих» эмоций типа гнева, раздражения и стыда. Внешне то чувство проявляется следующим образом: приподнятые брови, вытянутое лицо, поднятая голова, взгляд сверху вниз, «кривая» усмешка, дистанцирование (намеренное увеличение пространственного и психологического расстояния между собой и собеседником).

Гнев, отвращение и презрение К. Изард назвал враждебной триадой. Враждебность по отношению к собеседнику может выражаться в форме открытого игнорирования личности и содержания сообщаемой ею информации.

Барьер страха может быть вызван как биологическими причинами (опасение за жизнь, здоровье), так и социальными (опасение за материальное благополучие, благоговение перед статусом собеседника, угроза с его стороны, опасение наказания, непризнания или еще в большей степени осмеяние его интеллектуальных и личностных качеств и т.п.). Страх может быть вызван воспоминаниями о реальных событиях с неблагоприятным исходом или предчувствием такого исхода. При частом переживании подобного состояния может развиться страх перед любой жизненной ситуацией. Чаще всего страх ощущается как предчувствие несчастья, незащищенность перед возможной опасностью, исходящей от другого человека. Типичным примером может служить страх, который испытывает студент перед определенным преподавателем. Его пугает перспектива аттестации в виде зачета или экзамена, которые ему предстоит сдавать этому преподавателю. В конечном итоге, имея неплохой уровень подготовки по учебному предмету, такой студент под влиянием психологического барьера социального страха, может на экзамене показать результат гораздо ниже своих реальных возможностей.

Типичными невербальными реакциями выражения страха в общении могут быть приподнятые брови, внутренние углы которых сдвинуты; горизонтальные морщины на лбу; широко раскрытые глаза, нижнее веко напряжено, а верхнее приподнято; углы рта оттянуты назад; конечности холодные на ощупь («леденящий ужас»), лицо либо бледное, либо красное. Кровь «стучит в висках», сердце «выпрыгивает» из груди. Ощущение «ледяной пустоты» в области солнечного сплетения. Руки дрожат, колени подгибаются. Для того чтобы устранить барьер страха, важно выявить вызвавшую его причину или причины, которых может быть несколько.

Барьер стыда - застенчивости и вины - раскаяния возникает как чувство неуместности происходящего из-за неловкости за себя или других. Чаще всего такой психологический барьер в общении проявляется при критике, а иногда и при неумеренной похвале. При этом собеседник испытывает растерянность, прячет глаза, краснеет, стремится как можно быстрее откланяться. Бывает, что и при отсутствии привычного одобрения (своего рода молчаливое порицание) или ожидаемого порицания (иногда такое прощение в виде молчания хуже наказаний), человек испытывает не меньше неудобств, чем при открытом обвинении в свой адрес.

Стыд и вина - очень болезненные эмоции, их трудно скрыть. Чаще всего для этого используют такие защитные механизмы, как отрицание, подавление, компенсация и др.

Барьер плохого настроения не может быть выделен в отдельную группу причин затрудненного общения. Он включает в себя большинство перечисленных выше эмоций, но его следует учитывать, ибо интенсивное эмоциональное реагирование одного из собеседников вольно или невольно индуцируется на его партнере. Эмоции заразительны и взаимосвязаны. Обижаясь, мы индуцируем в партнере вину, гордясь - зависть, завидуя - тщеславие. Отрицательная эмоция одного собеседника обычно порождает отрицательное переживание со стороны другого, что может затруднить общение, вызвать желание ограничить контакты с неприятным для себя человеком.

Наиболее уязвимыми в плане проявления отрицательных эмоций являются люди с заниженной и завышенной самооценкой. Они болезненно реагируют на неудачу. Индивиды с заниженной самооценкой боятся обнаружить мнимую несостоятельность и оказаться не на уровне имеющихся высоких притязаний; а с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний отличаются обостренным самолюбием. Это необходимо учитывать не только в межличностном, но и деловом общении. О самооценке могут свидетельствовать следующие невербальные сигналы.

Вешними показателями адекватной самооценки являются открытый взгляд, обращенное к собеседнику лицо, малоподвижная, но богатая мимика, ясная речь, оптимальная дистанция.

О завышенной самооценке (самоуверенности) собеседника могут «сказать» следующие особенности его позы: «вздернутый» подбородок, продолжительный, жесткий взгляд. Обычно он стоит, широко расставив ноги, сидит «нога на ногу», демонстративно расслабленный темп движения, скрещивание рук на груди. Эти телесные проявления дополняются громким голосом. Такая самооценка вызывает негативное отношение к коммуникативному партнеру, демонстрирующему ее в своем поведении.

О заниженной самооценке свидетельствуют движения слабые, угловатые, оцепеневшая, напряженная походка, взгляд направлен в сторону, сжатый рот, стеснительная улыбка, кривая усмешка, невыразительная мимика, быстрая речь с нарушенным ритмом, не очень громкий голос.

В случае затруднения в общении по причине неудовлетворенности внешностью другого человека (слишком тучный, несимпатичный, с физическими изъянами) или дефектами его речи (заикание, картавит, тянет слова и т.п.) нужно помнить, что устранить их практически невозможно. Вероятно, в данной ситуации поможет сосредоточение внимания на положительных личностных качествах собеседника и сообщаемой им информации.

Следует иметь в виду, что психологические барьеры очень тяжело поддаются устранению, т.к. связаны с особенностями личности собеседников. Чаще всего проявляются в виде обоюдного нежелания вступать в контакт. Кроме того, психологические барьеры нередко заканчиваются полным разрывом отношений между собеседниками. При этом не следует забывать, что психологические и смысловые барьеры тесно связаны. Неприятие личности ведет и к неприятию или искажению сообщаемой ею информации. А различного рода недопонимания могут вызвать стойкие отрицательные эмоции, например, страха, стыда и вины, гнева и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...